Нетарифное регулирование внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внешняя торговая деятельность регулируется Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии со статьей 2-ой п.17 «Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера».

Как известно, термин "нетарифные меры" охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики. Однако необходимо подчеркнуть, что в мировой практике и в торговой политике принято различать нетарифные меры, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, антидемпинговые меры и др.). В основном меры нетарифного регулирования применяются в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты внешнего финансового положения Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

курсовая по вэд.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

     Одновременно  с представлением в Правительство  РФ упомянутого доклада Минэкономразвития  России уведомляет в письменной форме  уполномоченный орган иностранного государства (союза иностранных  государств), из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, а также других известных ему заинтересованных лиц о возможном введении предварительной специальной пошлины.

     Срок  действия предварительной специальной  пошлины не должен превышать 200 дней.

     Предварительная специальная пошлина вносится на депозит Федеральной таможенной службы в соответствии с положениями таможенного законодательства Российской Федерации, относящимися к таможенным платежам. При этом суммы предварительной специальной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования решения о применении специальной защитной меры. Если проведенное расследование дает основания для введения специальных защитных мер, суммы предварительной специальной пошлины перечисляются в федеральный бюджет. Если же нет, то такие суммы подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата таможенных платежей (глава 33 Таможенного кодекса РФ).

     При этом, если по результатам расследования  вводится импортная квота или специальная пошлина, суммы предварительной специальной пошлины перечисляются в федеральный бюджет.

     Специальная защитная мера применяется по решению  Правительства РФ в размере и  в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики и для облегчения процесса адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям (ст. 9 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).

     Если  специальная защитная мера применяется  посредством установления импортной  квоты, уровень такой импортной  квоты не должен быть ниже среднегодового уровня (в количественном или стоимостном  выражении) объема импорта товара, являвшегося  объектом расследования, в предшествующий период, за исключением случаев необходимости установления меньшего уровня импортной квоты для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.

     При распределении импортной квоты  между иностранными государствами, из которых экспортируется товар, являвшийся объектом расследования, иностранным  государствам, имеющим заинтересованность в экспорте данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, может быть предложено провести консультации по вопросу распределения между ними импортной квоты.

     Импорт  товара, в отношении которого принято  решение об установлении импортной  квоты в качестве специальной  защитной меры, на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для товаров, на импорт которых установлены количественные ограничения.

     Срок  действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года, за исключением случая продления срока действия такой меры (ст. 10 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).

     Правительство РФ может продлить срок действия специальной  защитной меры, если по результатам  повторного расследования, проведенного Минэкономразвития России, установлено, что для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики необходимо продление срока действия специальной защитной меры и имеются доказательства того, что соответствующей отраслью российской экономики принимаются меры, способствующие адаптации этой отрасли к меняющимся экономическим условиям.

     В случае если срок действия специальной  защитной меры превышает год, Минэкономразвития  России в течение срока действия специальной защитной меры представляет в Правительство РФ доклад о результатах применения такой меры в целях определения возможности смягчения специальной защитной меры.

     Если  же срок действия специальной защитной меры превышает три года, не позднее чем по истечении одной второй срока действия такой меры Минэкономразвития России должно провести повторное расследование, по результатам которого специальная защитная мера может быть сохранена, смягчена или отменена.

     Общий срок действия специальной защитной меры, включая срок действия предварительной специальной пошлины и срок, на который продлевается действие специальной защитной меры, не должен превышать восемь лет.

2.3.2. Антидемпинговые  меры26.

     Антидемпинговая мера представляет собой меру по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

     Основания применения антидемпинговой меры сформулированы в ст. 11 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ. Она может быть применена  к товару, являющемуся предметом  демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного Минэкономразвития России, будет установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

     Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара (т.е. цена, по которой товар импортируется  на таможенную территорию Российской Федерации) ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар. При этом под обычным ходом торговли понимается купля-продажа аналогичного товара на рынке иностранного государства, в котором производится или из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, по цене выше средневзвешенной себестоимости аналогичного товара, определяемой исходя из средневзвешенных издержек производства и средневзвешенных торговых, административных и общих издержек (ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).

     Ущерб отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта устанавливается  на основе результатов анализа объема 
демпингового импорта, воздействия демпингового импорта на цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации и воздействия такого импорта на российских производителей аналогичного товара (ст. 13 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).

     Под ущербом отрасли российской экономики законодатель понимает материальный ущерб отрасли российской экономики, угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенное замедление создания отрасли российской экономики.

     При анализе объема демпингового импорта Минэкономразвития России определяет, произошло ли увеличение демпингового импорта данного товара (в абсолютных показателях либо относительно производства или потребления в Российской Федерации аналогичного товара).

     При анализе воздействия демпингового импорта на цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации устанавливается:

     - были ли цены товара, являющегося  предметом демпингового импорта,  ниже цен аналогичного товара  на рынке Российской Федерации;

     - привел ли демпинговый импорт  к снижению цен аналогичного товара на рынке Российской Федерации;

     - препятствовал ли демпинговый  импорт росту цен аналогичного  товара на рынке Российской  Федерации, который имел бы  место в случае отсутствия  демпингового импорта.

     Анализ  воздействия демпингового импорта  на отрасль российской экономики заключается в оценке экономических факторов, имеющих отношение к состоянию отрасли российской экономики, в том числе:

     - степени восстановления экономического  положения отрасли российской  экономики после воздействия  на нее имевшего место ранее демпингового импорта или субсидируемого импорта;

     - происшедшего или возможного  в будущем сокращения производства, продажи товара, доли его на  рынке Российской Федерации, прибыли,  производительности труда, доходов  от привлеченных инвестиций или использования производственных мощностей;

     - факторов, влияющих на цены товара  на рынке Российской Федерации;

     - размера демпинговой маржи, под  которой понимается выраженное  в процентах отношение нормальной  стоимости товара за вычетом  экспортной цены такого товара к его экспортной цене;

     - происшедшего или возможного  в будущем негативного воздействия  на движение денежных потоков,  запасы товара, уровень занятости,  заработную плату, темпы роста  производства товара, возможность  привлечения инвестиций.

     Установление ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта должно основываться на анализе всех относящихся к делу и имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследования, доказательств и сведений. Минэкономразвития России помимо демпингового импорта анализирует другие известные факторы, вследствие которых в тот же период причиняется ущерб отрасли российской экономики. Указанный ущерб отрасли российской экономики не должен быть отнесен органом, проводящим расследования, к ущербу отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта.

     При установлении угрозы причинения материального  ущерба отрасли российской экономики  вследствие демпингового импорта Минэкономразвития  России учитывает следующие факторы:

     - темпы роста демпингового импорта, свидетельствующие о реальной возможности дальнейшего увеличения такого импорта;

     - наличие у экспортера товара, являющегося предметом демпингового  импорта, достаточных экспортных  возможностей или очевидная неотвратимость  их увеличения, которые свидетельствуют о реальной возможности увеличения демпингового импорта данного товара, с учетом возможности других экспортных рынков принять любой дополнительный экспорт данного товара;

     - уровень цен товара, являющегося  предметом демпингового импорта,  если такой уровень цен может привести к снижению или сдерживанию цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации и дальнейшему росту спроса на товар, являющийся предметом демпингового импорта;

     - запасы у экспортера товара, являющегося  предметом демпингового импорта.

     Решение о наличии угрозы причинения материального  ущерба отрасли российской экономики  принимается в случае, если в ходе расследования по результатам анализа  вышеупомянутых факторов Минэкономразвития  России пришло к заключению о неотвратимости продолжения демпингового импорта и причинения таким импортом материального ущерба отрасли российской экономики в случае непринятия антидемпинговой меры.

     Если  информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о  наличии демпингового импорта и  обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение Минэкономразвития России, принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.

     Решение о введении предварительной антидемпинговой  пошлины не может быть принято  ранее чем через 60 календарных  дней со дня начала расследования. При этом ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер предварительно подсчитанной демпинговой маржи.

     В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ Минэкономразвития России может приостановить или прекратить расследование без введения предварительной антидемпинговой пошлины или окончательной антидемпинговой пошлины при получении им от экспортера товара, являющегося объектом расследования, обязательств в письменной форме, добровольно принятых экспортером, о пересмотре установленных им цен данного товара или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации по ценам ниже нормальной стоимости данного товара. Для того чтобы данная норма могла быть реализована, Минэкономразвития России должно в результате анализа таких обязательств прийти к заключению, что их принятие устранит неблагоприятные последствия демпингового импорта, а Правительство РФ должно принять решение об одобрении этих обязательств.

     Уровень цен товара, являющегося объектом расследования, согласно этим обязательствам должен быть не выше, чем это необходимо для устранения демпинговой маржи. Повышение цены товара, являющегося  объектом расследования, может быть меньше демпинговой маржи, если такое повышение является достаточным для устранения ущерба отрасли российской экономики.

Информация о работе Нетарифное регулирование внешней торговли России