Нетарифное регулирование внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внешняя торговая деятельность регулируется Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии со статьей 2-ой п.17 «Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера».

Как известно, термин "нетарифные меры" охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики. Однако необходимо подчеркнуть, что в мировой практике и в торговой политике принято различать нетарифные меры, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, антидемпинговые меры и др.). В основном меры нетарифного регулирования применяются в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты внешнего финансового положения Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

курсовая по вэд.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

     Важнейшим элементом Соглашения является положение  о том, что вводимые ограничения  должны зиждиться на оценке степени риска, который определяется на основе научно обоснованных методик, с учетом возможных экономических последствий распространения заболеваний и возможных альтернативных путей их предотвращения. В случае необходимости участник Соглашения может потребовать соответствующие обоснования и разъяснения, которые страна-член ВТО, применяющая меру, обязана ему представить. Соглашение также предусматривает возможность объявления тех или иных территорий свободными от определенных заболеваний, предусматривая при этом возможность иностранной инспекции.

     Соглашение  устанавливает принцип транспарентности в отношении применения санитарных и фитосанитарных мер, определяет механизмы  разрешения споров, а также предусматривает создание специального комитета по санитарным и фитосанитарным мерам в рамках ВТО. Реализация принципа Соглашения обеспечивается обязательствами его участников предоставлять и публиковать всю необходимую информацию, а также предусматривать временной промежуток между принятием ограничений и моментом их введения в действие, если это позволяют обстоятельства.

     Соглашение  содержит правила проведения процедур инспекции и выдачи разрешений. Основными правилами являются: соблюдение принципа национального режима в отношении сроков, порядка проведения и оплаты процедур контроля, предоставление информации и соблюдение конфиденциальности, отбор проб и т.д., исключение неоправданных задержек, создание механизмов разрешения споров и рассмотрения жалоб.

     Соглашения  по ТБТ и СФС – важные шаги по упорядочению практики разработки и применения технических барьеров.

Глава 2. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

 

     Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим российским законодательством.

     Тот или иной метод регулирования  предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы13:

     1) таможенно-тарифные инструменты  (импортный и экспортный тарифы);

     2) паратарифные (или квазитарифные)  инструменты, использование которых формально не связано с таможенно-тарифным регулированием, но фактически оказывает на внешнеторговую деятельность похожее воздействие (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, акцизы, НДС, взимаемые таможенными органами);

     3) валютно-финансовое регулирование  (порядок совершения валютных  операций, валютные ограничения, валютный контроль за внешнеторговой деятельностью и т.д.);

     4) антидемпинговые и компенсационные  пошлины, с помощью которых  осуществляется защита интересов  национальных производителей, борьба  с занижением цен экспортируемых  товаров и использованием экспортных субсидий;

     5) государственная монополия на  внешнюю торговлю отдельными  товарами;

     6) установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные  поставки на предмет их соответствия  национальным стандартам безопасности  и качества;

     7) контингентирование (квотирование) внешнеторговых  операций, означающее ограничение экспортных и/или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;

     8) лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и/или импортных операций.

     На  современном этапе развития государство  стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными  запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации14. И наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п15.

     Нетарифные  инструменты регулирования внешнеэкономической  деятельности играют важную роль в  торгово-политическом механизме. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. По заключению экспертов ЮНКТАД, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС16.

     В Российской Федерации под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля, которые создают препятствие для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин)17.

     Попытка определить понятие нетарифного  регулирования в тексте нормативного правового акта была предпринята в Соглашении от 22 октября 1997 года "О единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза" 18 (вступило в силу для Российской Федерации 15 июля 1999 года). В ст. 2 Соглашения закрепляется: "Для целей настоящего Соглашения к мерам нетарифного регулирования относятся:

     а) государственная монополия на экспорт и/или импорт товаров;

     б) экспортный контроль;

     в) количественные ограничения экспорта и/или импорта;

     г) запреты или ограничения экспорта и/или импорта;

     д) участие в выполнении международных  экономических санкций;

     е) технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования; контроль за качеством ввозимых товаров".

     Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» устанавливает, что нетарифное регулирование - это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера и дает перечень мер нетарифного регулирования и случаи, когда они могут применяться:

     - количественные ограничения, устанавливаемые  Правительством Российской Федерации в исключительных случаях (ст. 21);

     - недискриминационное применение  количественных ограничений  
(ст. 22);

     - распределение квоты (ст. 23);

     - лицензирование в сфере внешней  торговли товарами (ст. 24);

     - исключительное право на экспорт  и (или) импорт отдельных видов  товаров (ст. 26);

  • специальные защитные и антидемпинговые меры (ст. 27).

     Рассмотрим  эти меры более подробно.

2.1. Количественные ограничения экспорта и импорта, устанавливаемые Правительством Российской Федерации

     Таможенный  кодекс РФ в статье 12 закрепляет положения  о том, что все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Россию и  вывоз из России товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Но установление запрета на ввоз и (или) вывоз товаров и транспортных средств не порождает противоречий - Конституция РФ в пункте 3 статьи 55 допускает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Количественные ограничения экспорта и импорта устанавливаются через квотирование (контингентирование) и лицензирование внешней торговли19.

     Квотирование (контингентирование) внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и (или) импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени (год, полугодие, квартал). Ограничение внешнеторговых поставок без определения периода времени осуществляется с помощью неконкретизированных квот.

     Наиболее  распространенными видами квотирования являются глобальные и индивидуальные квоты.

     Глобальная  квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени и оставляет за импортером (экспортером) право выбора страны внешнеторгового контрагента.

     В отличие от глобальной квоты размер индивидуальной квоты распределяется по странам. В международной практике используются два типа индивидуальных импортных квот, индивидуальная импортная квота может быть создана на основе глобальной квоты в том случае, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте за предыдущий период времени. Иногда при подобном распределении предпочтение отдается так называемым традиционным поставщикам При другом варианте распределения квоты по странам предпочтение отдается тем государствам, которые берут на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны. Поскольку такие обязательства обычно закрепляются в международных (межправительственных) соглашениях, в этом случае индивидуальная квота принимает характер двусторонней квоты на договорной основе.

     Во  внешнеторговой практике встречаются  сезонные квоты, с помощью которых  устанавливают ограничение размеров импорта сельскохозяйственной продукции на определенное время года.

     Существуют  и другие версии классификации внешнеторговых квот. По одной из них выделяют:

     - естественные квоты, связанные  с ограниченностью пропускных  способностей нефтепроводов, нефтетерминалов в портах и т.д.;

     - исключительные квоты, вводимые  правительством в исключительных  случаях, связанные с обеспечением  национальной безопасности государства,  защитой внутреннего рынка, выполнением  международных обязательств.

     От  квот, устанавливающих количество или стоимость товаров, разрешаемых к ввозу в страну или вывозу из страны (то есть квот, являющихся способом количественных ограничений внешнеторгового оборота), следует отличать тарифные квоты (контингенты). Тарифная квота представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товаров беспошлинно или по пониженным ставкам. Товары, ввозимые сверх тарифной квоты, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам. В Российской Федерации тарифные квоты устанавливаются в отношении товаров, ввозимых, например, в Особую экономическую зону в Калининградской области.

     Лицензирование  представляет собой ограничение  в виде получения права или разрешения (лицензий) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара. В этом случае лицензирование тесно связано с квотированием (контингентированием), при этом во всех ситуациях оно выступает в качестве временной меры, применяемой для ограничения нежелательных объемов импорта (экспорта).

     Основными видами лицензий, применяемых в современной  внешнеторговой практике, являются генеральная и индивидуальная лицензия.

     Разовое разрешение на импорт или экспорт  называется разовой лицензией. Такое  разрешение выдается как разовое  разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но одной и той же товарной группы). В индивидуальной лицензии указываются сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (чаще всего один год).

Информация о работе Нетарифное регулирование внешней торговли России