Нетарифное регулирование внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внешняя торговая деятельность регулируется Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии со статьей 2-ой п.17 «Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера».

Как известно, термин "нетарифные меры" охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики. Однако необходимо подчеркнуть, что в мировой практике и в торговой политике принято различать нетарифные меры, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, антидемпинговые меры и др.). В основном меры нетарифного регулирования применяются в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты внешнего финансового положения Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

курсовая по вэд.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

     Генеральная лицензия - это публикуемое в официальных изданиях разрешение, которое позволяет любому лицу импортировать (экспортировать) обозначенные в лицензии товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение квартала, полугода или года.

     В период нормального развития государств с рыночной экономикой на первый план должны выступать экономические меры государственного регулирования внешнеторгового оборота: происходит расширение сферы использования таможенно-тарифных, финансовых, денежно-кредитных средств регулирования экспорта и импорта при одновременном сокращении случаев применения мер прямого административного регулирования (в том числе количественных ограничений).

     Количественные  ограничения экспорта и импорта - это прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота. Количественные ограничения, в какой бы форме они ни применялись, представляют собой способ непосредственного регламентирования условий выхода предприятия на внешний рынок (определяется количество и номенклатура товаров, разрешенных к ввозу, ограничивается круг стран, откуда эти товары могут быть ввезены, и т.д.).

2.1.1. Недискриминационное  применение количественных  ограничений20

     Принцип недискриминационного применения количественных ограничений - это шаг на пути сближения российского законодательства с международными стандартами внешней торговли, закрепленными ГАТТ.

     В соответствии со ст. XIII ГАТТ принцип  недискриминационного применения количественных ограничений означает следующее: "Ни одна из Договаривающихся Сторон не должна применять никаких запрещений или ограничений импорта любого товара с территории любой другой Договаривающейся Стороны или экспорта любого товара, предназначаемого для ввоза на территорию любой другой Договаривающейся Стороны, если только импорт подобного товара из всех третьих стран или экспорт подобного товара во все третьи страны не будет подобным образом запрещен или ограничен".

     Положения ст. XIII ГАТТ распространяются как на импортные, так и на экспортные ограничения.

     Принцип недискриминационного применения количественных ограничений что в случае установления количественных ограничений импорта и (или) экспорта товара (в соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности") такие ограничения применяются независимо от страны происхождения товара.

     Принцип недискриминационного применения количественных ограничений может не применяться в отдельных случаях.

     Исключениям из правила о недискриминации  посвящена ст. XIV ГАТТ. Такие исключения предусмотрены и в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ст. 37 (запреты и ограничения внешней торговли в целях участия Российской Федерации в международных санкциях; ст. 38 (ограничение внешней торговли в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации); ст. 40 (ответные меры)).

     Если  при установлении количественных ограничений  импорта проводится распределение долей импорта между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств.

     Данную  норму следует рассматривать  в связи с положениями ст. XIII ГАТТ, в которой установлено, что "при применении импортных ограничений  к любому товару Договаривающиеся Стороны  должны стремиться к такому распределению торговли таким товаром, чтобы возможно точнее отразить доли участия в торговле, которые различные Договаривающиеся Страны, как можно было бы ожидать, имели бы при отсутствии таких ограничений".

     При этом как сам принцип недискриминационного применения количественных ограничений, так и положение об учете предыдущего импорта при установлении количественных ограничений могут не применяться в отношении товара, происходящего из иностранного государства (групп государств), с которым у Российской Федерации нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам или группам государств.

     Нормы ФЗ РФ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" о недискриминационном применении количественных ограничений не распространяются:

     1) на случаи, связанные с введением  компенсационных мер, т.е. мер  по нейтрализации воздействия  специфической субсидии иностранного  государства на отрасль российской экономики (применяется по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером) для защиты экономических интересов российских производителей товаров;

     2) если создаются препятствия для  соблюдения обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о приграничной торговле, таможенном союзе или зоне свободной торговли.

2.2. Законодательное  определение понятия  лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности

     В Федеральном законе "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности" не дается определение  лицензированию. Тем не менее российское законодательство сформулировало понятие  лицензирования в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". И несмотря на то, что действие этого Федерального закона не распространяется на осуществление внешнеэкономических операций, по аналогии представляется возможным использовать данное в Законе определение.

     В ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование определяется как комплекс мероприятий, связанных с предоставлением  лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензия понимается как специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

     Таким образом, лицензирование как мера нетарифного регулирования во внешнеторговой деятельности21 - это мероприятия, связанные с предоставлением специальных разрешений - лицензий на осуществление импорта или экспорта определенных товаров в определенных количествах, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем соответствующих органов исполнительной власти за соблюдением лицензиатами - лицами, имеющими лицензию на импорт или экспорт определенных товаров в определенных количествах, - соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензирование может заключаться как в одной из указанных процедур, так и в их комплексе.

     Международно-правовой стандарт лицензирования при экспорте или импорте товаров (работ, услуг) установлен Соглашением по процедурам импортного лицензирования, принятым 15 апреля 1994 г. в результате Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Данное Соглашение является неотъемлемой частью Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ-1947), которое имеет обязательную силу для всех членов ВТО.

     Российская  Федерация членом ВТО не является, но в силу того, что желание вступить в ВТО декларировалось неоднократно на самом высоком уровне, Российская Федерация должна и стремится привести свое законодательство в соответствие со стандартами и принципами, действующими для стран - участниц ВТО.

     Единый  механизм лицензирования внешнеторговой деятельности в РФ был определен Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г.,22 в соответствии с которым с 1 января 1993 г. на территории РФ был установлен единый порядок лицензирования экспорта и импорта товаров. Наличие у участника внешнеэкономической деятельности лицензии на ввоз на таможенную территорию РФ или вывоз с таможенной территории РФ в случаях, установленных законодательством, является необходимым условием для проведения таможенного оформления и осуществления таможенного контроля.

     Действующий порядок лицензирования определен Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1299, а также Приказом Минэкономразвития РФ от 11 августа 2000 г. N 17 "О порядке оформления экспортных и импортных разрешительных документов".

     Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  определяет случаи, при которых может  быть установлено лицензирование23.

     Во-первых, введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров.

     Во-вторых, реализация разрешительного порядка  экспорта и (или) импорта отдельных  видов товаров, которые могут  оказать неблагоприятное воздействие  на безопасность государства, жизнь  или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

     В-третьих, предоставление исключительного права  на экспорт и (или) импорт отдельных  видов товаров.

     И, наконец, выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

     Выдача  лицензий на ввоз на таможенную территорию РФ или вывоз с таможенной территории РФ сосредоточена в одном правительственном  органе - Министерстве экономического развития и торговли РФ (далее - Минэкономразвития). Перечни лицензируемых товаров устанавливаются законодательством Российской Федерации (реестр лицензируемых товаров приведен в Приложении 1).

     Выдача  лицензий осуществляется Минэкономразвития  через своих уполномоченных в регионах.

     Лицензии  оформляются на бланках, изготовленных  на специальной, защищенной от подделки бумаге, на основании заявлений, представленных на типовых бланках и заполненных в соответствии с правилами, определяемыми Минэкономразвития.

     Для оформления лицензии заявитель представляет в Минэкономразвития следующие документы (общий перечень):

     1. Заявление о выдаче лицензии;

     2. Копия контракта (договора);

     3. Копия договора между экспортером  или импортером и производителем или потребителем товара, если в качестве заявителя выступает посредник;

     4. Копии учредительных документов;

     5. Копия документа, удостоверяющего  личность, и документ, содержащий сведения о месте работы и занимаемой должности, - для физических лиц;

     6. Копии регистрационных документов: для юридических лиц - свидетельство о государственной регистрации, справка налогового органа о постановке на учет; для физических лиц - свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа;

     7. Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти (по отдельным видам товаров, в отношении которых действует особый порядок экспорта или импорта, установленный законодательством Российской Федерации);

     8. Разрешение соответствующих федеральных  органов исполнительной власти на осуществление определенных видов деятельности (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

     9. Сертификат Минэкономразвития, являющийся  основанием для оформления лицензии (в случае установления количественных ограничений экспорта или импорта);

     10. Другие документы, предусмотренные  законодательством Российской Федерации  (подробнее об этом ниже применительно  к различным товарам, ввоз или  вывоз которых подлежит лицензированию).

     Прошитые  и заверенные подписью и печатью заявителя копии документов регистрируются в Минэкономразвития. Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых сведений.

Информация о работе Нетарифное регулирование внешней торговли России