Нетарифное регулирование внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внешняя торговая деятельность регулируется Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии со статьей 2-ой п.17 «Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера».

Как известно, термин "нетарифные меры" охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики. Однако необходимо подчеркнуть, что в мировой практике и в торговой политике принято различать нетарифные меры, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, антидемпинговые меры и др.). В основном меры нетарифного регулирования применяются в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты внешнего финансового положения Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

курсовая по вэд.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

     Производители, поставляющие на рынок товар, изготовленный  по тому или иному стандарту, имеют право маркировать его знаком стандарта. Наиболее престижные стандарты играют роль, сравнимую с товарным знаком, определяя доверие потребителя к продукции. Разумеется, разработчики имеют право требовать подтверждения соответствия продукции требованиям стандарта как условия размещения на ней знака стандарта.

     Технические регламенты,  в отличие от стандартов, - это законодательные или нормативные правовые акты обязательного применения. Требования к продукции могут быть изложены в них либо непосредственно, либо путем ссылки на один из нескольких стандартов.

     Государство имеет право вводить меры, которые  обеспечивают соответствие продукта требованиям технических регламентов. Такие меры реализуются как процедуры подтверждения соответствия. Типичным является правило, чтобы любая партия продукции, в отношении которой действуют обязательные требования, сопровождалась копией документа о соответствии. Многие страны требуют, чтобы каждая единица такого товара несла знак соответствия установленного образца.

     Существуют  самые разные способы подтверждения  соответствия продукции обязательным требованиям. Для участников рынка – производителей и потребителей важно знать, насколько эти процедуры прозрачны, необременительны (с точки зрения затрат времени и цены) и эффективны (т.е. решают задачу обеспечения безопасности товаров. В этом смысле на практике можно выделить две основные категории таких процедур: декларирование соответствия и обязательная сертификация.

     Декларирование  соответствия – это заявление производителя (поставщика) продукции, который на основании собственных данных удостоверяет соответствие своей продукции требованиям технических регламентов. Декларирование не предполагает вмешательства третьей стороны, полностью полагаясь на ответственность товаропроизводителя. Единственным условием обращения товара на рынке становится наличие при нем декларации, чаще всего определенным образом зарегистрированной в государственном органе.

     Обязательная  сертификация, напротив, предполагает проверку соответствия товара обязательным требованиям третьей стороной – государством или независимым органом по сертификации, причем до поступления товара на рынок. Очевидно, что сертификация дороже, может занимать немало времени и может быть серьезным препятствием для доступа на  рынок.

     В последнее время увеличивается  число случаев, когда появление  тех или иных технических барьеров и ограничений вытекает из участия  страны в международных соглашениях. Это связано с расширением  международного сотрудничества в области  стандартизации и защиты окружающей среды. Наиболее известными из таких соглашений являются Монреальское соглашение о защите озонового слоя 1987 года и Базельская конвенция о промышленных отходах 1989 года. Число таких соглашений и участвующих в них стран быстро увеличивается. Этому способствуют интеграционные процессы и развитие регионального сотрудничества (например, Женевские соглашения о единых требованиях к безопасности автомобилей, принятые европейскими странами).

     Наиболее  часто технические барьеры выражаются в запретах на ввоз продукции, которая не соответствует тем или иным техническим требованиям.

     Запреты могут носить и безусловный характер. Например, в США запрещен ввоз спичек, изготовленный с применением  белого или желтого фосфора.

     На  практике могут встречаться и другие, более сложные механизмы, которые обеспечивают безопасность ввозной продукции (обычно они применяются в торговле сельхозпродукцией).

     Обязательная  инспекция. Наиболее часто применяется к товарам, которые могут представлять опасность с точки зрения людей и животных, загрязнения окружающей среды и других неблагоприятных последствий. Например, мясо и мясопродукты, ввозимые в США, должны в обязательном порядке пройти контроль, который осуществляют соответствующие органы США. Так, при ввозе в США чая может быть представлен сертификат, удостоверяющий соответствие необходимым стандартам, а инспекция проводится в случае отсутствия такого сертификата.

     Специальные разрешения. Ввоз некоторых товаров может быть разрешен только компетентными органами страны-импортера. Например, в США запрещен ввоз живых пчел, если они не происходят из страны, которая не квалифицируется властями США как безопасная с точки зрения заболеваний пчел.

     Инспекция предприятий. Довольно жесткая форма ограничений – разрешение на ввоз только продукции, произведенной на предприятиях, которые успешно прошли процедуру специальной инспекции специалистами страны-импортера. Такая инспекция должна подтвердить, что условия производства действительно позволяют предприятию обеспечить требуемое качество товара (например, хранение продовольственного сырья и необходимые гигиенические условия производства продукции). Такие меры, как правило, применяются в тех случаях, когда уже выявлено поступление некачественного товара и страна-импортер считает необходимым предотвратить это в будущем.

     Специальные требования к маркировке и упаковке.  Чаще всего такие ограничения вводятся в целях защиты прав потребителей. Например, законодательство большинства стран требует делать надписи на продуктах питания на национальном языке, специальные надписи с указанием состава или пищевой ценности продукции.

     Технические требования, закрепленные в добровольных стандартах. Представляют собой специфический случай технических барьеров, возникновение которых обусловлено не мерами государственного регулирования, а доминированием на рынке определенных добровольных стандартов, разработанных национальными компаниями для закрепления своего присутствия на рынке и создания затруднений конкурентам для проникновения на рынок. Подобные различия не всегда объясняются стремлением затруднить сбыт иностранных товаров, однако, в ряде случаев они вызывают именно этот эффект, а существование различных фактических стандартов действительно требует некоторых дополнительных затрат для приспособления производимых товаров к техническим параметрам, которые существуют в той или иной стране.

     Главная черта всех технических барьеров – это то, что они официально применяются не как средство ограничения  импорта, а как средство обеспечения целостности национальной системы технического регулирования и безопасности использования товаров.

     Экономический рост, научно-технических прогресс и опережающий рост международной  торговли приводят к тому, что резко  активизируется международная и национальная деятельность по стандартизации, растет число и техническая сложность обязательных требований к продукции, возникают новые риски для людей, животных и растений. В этих условиях естественное стремление государств к обеспечению безопасности товаров не должно входить в противоречие с задачами защиты справедливой конкуренции на национальных рынках и беспрепятственной международной торговли. В системе ГАТТ, а затем в ВТО впервые в мировой практике создан механизм решения этих задач. ГАТТ-47 разрешало применять любые меры, необходимые для защиты жизни и здоровья людей, животных или растений, если они не служат скрытым ограничением торговли. Кроме того, было возможно применять ограничения или даже запреты импорта во исполнение требований стандартов. Практика показала, что этих положений недостаточно для предотвращения дискриминации под маркой требований безопасности. Впервые правила разработки и применения стандартов были установлены в 1979 г. Кодексом о стандартах Токийского раунда многосторонних торговых переговоров, к которому, однако, присоединилось лишь 32 страны. Но и они оказались не в состоянии противостоять растущей практике использования технических барьеров в протекционистских целях. Соглашения Уругвайского раунда значительно укрепили режим в области технических барьеров и применения санитарных и фитосанитарных мер, одновременно распространив его на всех участников многосторонней торговой системы.

1.3.1. Соглашение по  техническим барьерам  в торговле9

     Соглашению  по техническим барьерам в торговле было  принято в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в 1994 г. Соглашение призвано воспрепятствовать использованию инструментов технической и административной политики государств в качестве средств, затрудняющих международную торговлю. Положения Соглашения распространяются как на товары, так и на производственные процессы и методы.

     В Соглашении по ТБТ зафиксировано, что  любая страна имеет право на принятие мер для обеспечения качества экспортных товаров и защиты здоровья и жизни людей, животных и растений, защиту окружающей среды и предотвращение нежелательной практики применения товаров в таких масштабах, в каких она посчитает это необходимым, и с соблюдением норм этого Соглашения. Важнейшим из них являются недопущение использования технических барьеров как средства дискриминации в отношении отдельных стран и в качестве средства, которое препятствует развитию международной торговли10.

     При введении ограничений страна-участница  должна заранее информировать других участников Соглашения, предоставив  им возможность высказать свои предложения по содержанию мер, которые должны быть рассмотрены. Если вводимые нормы не соответствуют международным стандартам, должны быть представлены аргументированные обоснования. Когда обстоятельства не требуют немедленных действий, то необходимо предоставить время для фактического введения ограничений, с тем, чтобы заинтересованные страны могли подготовиться к изменениям в регулировании импорта. Все эти правила должны соблюдаться местными властями страны-участницы Соглашения11.

     При подготовке и применении технических требований страна-участница должна придерживаться общего принципа национального режима (т.е. все нормы должны действовать независимо от того, является товар импортным или произведен внутри страны). При этом принцип национального режима распространяется на установление размеров оплаты услуг по подтверждению соответствия товара тем или иным техническим требованиям.

     Страны-участницы  должны обеспечить доступность необходимой  информации и в том числе обеспечить деятельность организаций, которые будут предоставлять необходимую информацию и консультации всем заинтересованным лицам. Соглашение также предусматривает специальные оговорки для развивающихся стран, поскольку его участники признают, что эти страны могут испытывать трудности в связи с выполнением положений Соглашения.

     Соглашение  предусматривает создание в рамках ВТО специального комитета по техническим  барьерам. Оно направлено на активизацию  и расширение сотрудничества стран-участниц с международными организациями в области стандартизации.

     Составной частью Соглашения является Кодекс добросовестной практики при подготовке национальных стандартов. Его положения сводятся к необходимости соблюдения при подготовке стандартов положений Соглашения. Кодекс также содержит важное положение о том, что национальные стандарты должны относиться прежде всего к характеристикам и свойствам самих товаров, а  не к особенностям конструкции или их описанию. Компетентные органы должны регулярно публиковать планы разработки новых стандартов. Перед принятием нового стандарта необходимо предусмотреть специальный период (не менее 60 дней), в течение которого заинтересованные лица могут представить свои замечания по новому стандарту.

1.3.2. Соглашение по  санитарным и фитосанитарным  мерам

     Специфической сферой применения технических барьеров являются санитарные и фитосанитарные меры12. Есть ряд категорий рисков, в отношении которых обязательные требования по безопасности устанавливаются и действую  особым образом. Это – риски для животных или растений, связанные с распространением вредителей, заболеваний, их переносчиков и болезнетворных организмов, риски для человека и животных, связанные с нахождением вредных веществ и организмов в пище, напитках и кормах;  для человека – с болезнями, переносимыми животными, растениями, продуктами животного и растительного происхождения, а также связанные с распространением вредителей. Носителями таких рисков являются живые животные и растения, а также натуральные пищевые продукты. Ключевое значение для обеспечения безопасности таких товаров имеют процедуры установления наличия или отсутствия в них вредных или болезнетворных веществ, которые почти всегда осуществляются третьей стороной и могут носить характер дорыночных инспекций, рыночного контроля, режима карантина. Все вместе они называются санитарными и фитосанитарными мерами.

     Основные  принципы применения санитарных и фитосанитарных мер зафиксированы в Соглашении по санитарным и фитосанитарным мерам. Они практически повторяют принципы, зафиксированные в Соглашении по ТБТ: соблюдение принципа РНБ, неприменение в качестве препятствия для международной торговли, возможно широкое сотрудничество с международными организациями и обеспечение соответствия важнейшим международными организациями и обеспечение соответствия важнейшим международным соглашениям. При этом Соглашение закрепляет право стран-участниц вводить ограничения в целях защиты жизни и здоровья людей, животных и растений. Оно обязывает страну-участницу, импортирующую товар, принимать нормы страны-экспортера, которая также является членом Соглашения, если будет доказано, что они обеспечивают уровень безопасности, принятый в стране-импортере. При этом сами нормы могут различаться.

Информация о работе Нетарифное регулирование внешней торговли России