Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа
В настоящее время внешняя торговая деятельность регулируется Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии со статьей 2-ой п.17 «Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера».
Как известно, термин "нетарифные меры" охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики. Однако необходимо подчеркнуть, что в мировой практике и в торговой политике принято различать нетарифные меры, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, антидемпинговые меры и др.). В основном меры нетарифного регулирования применяются в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты внешнего финансового положения Российской Федерации
Наряду с генеральными лицензиями во многих странах стала развиваться практика использования так называемых автоматических лицензий.
Автоматическая лицензия не отменяет лицензию как разрешение на импорт товара, но процесс выдачи лицензии упрощается. Импортер, подавший заявку на лицензию, автоматически получает разрешение на ввоз товара. По существу своего действия автоматическое лицензирование несколько похоже на генеральную лицензию: формальности, связанные с получением лицензии, упрощены до минимума, но в то же время сохраняется и продолжает действовать правовой механизм, дающий право правительственным органам осуществлять контроль и наблюдение (мониторинг) за внешней торговлей.
Соглашение по процедурам импортного лицензирования ВТО5 определяет импортное лицензирование как административную процедуру, в рамках которой лицензия является предварительным условием для ввоза товара на таможенную территорию страны.
Это соглашение делит лицензирование на две категории: автоматическое лицензирование и неавтоматическое лицензирование.
Автоматические лицензии должны быть выданы безоговорочно в течение десяти дней с момента получения заявления с просьбой о выдаче лицензии.
Неавтоматические лицензии обычно используются для управления квотами. Они должны быть выданы в течение 30 дней с момента получения просьбы о выдаче лицензии.
В Соглашении определено, что правила лицензирования должны быть нейтральными и применяться на недискриминационной основе в отношении всех экспортеров и импортеров. Заявитель должен обращаться за получением лицензии только в один национальный административный орган, который должен быть определен в законодательстве страны, осуществляющей лицензирование.
Соглашение по процедурам импортного лицензирования четко регламентирует требования, обращенные к получателю лицензии. Получателем может быть любая фирма, учреждение, лицо, которое отвечает требованиям закона. Должно быть предусмотрено право заявителя в случае отказа в выдаче лицензии обжаловать это решение. В тех случаях, когда заявитель вправе выбрать страну закупки товаров, он должен делать это по своему усмотрению. В тех случаях, когда в лицензии существует привязка к определенной стране, страна закупки должна быть указана четко и конкретно.
В
отношении автоматического
Лицензионный
порядок импорта обычно сочетается
с квотированием ввоза
Обычно используются два типа квот: глобальные квоты и квоты, распределенные по странам.
Глобальные квоты – это важнейший метод современного квотирования. Глобальная квота устанавливает размер импорта в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени. Общая величина допустимого квотой импорта по странам не разбивается. Глобальная квота, ограничивая общее количество товара, разрешенного к вывозу, дает импортеру свободу выбора контингента среди тех стран, на которые распространяется действие контингента.
Индивидуальные квоты представляют собой другой, самый распространенный метод квотирования. В этом случае размер квоты распределяется по странам. Существуют два типа индивидуальных импортных квот. Индивидуальная импортная квота может быть создана на основе глобальной квоты в том случае, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доли в импорте за предыдущий период времени. Иногда при подобном распределении предпочтение отдается так называемым традиционным поставщикам, в пользу которых выделяется основная часть квоты. Часто в качестве критерия при распределении квоты предпочтение отдается тем странам, которые берут на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны. Такое обязательство обычно закрепляется с помощью соглашения. Так появляется второй тип индивидуальной квоты – квота, установленная на базе двустороннего соглашения и открытая только для страны-участницы соглашения. Такую квоту обычно называют двусторонней квотой на договорной основе.
В ряде стран квоты носят сезонный характер, закрывая дорогу к импорту на рынок в сезон и оставляя за поставщиками других стран право на неограниченные поставки в межсезонье, когда местная продукция уже реализована.
От
квот, устанавливающих количество товаров,
разрешенных к импорту в
Применение запретов экспорта и импорта может диктоваться различными мотивами. Одно направление – это введение эмбарго, как метод осуществления санкций в отношении отдельных государств. Эти санкции могут вводиться только с разрешения ООН. В этом случае они не являются торгово-политической мерой. Ограничительные меры, касающиеся импорта, входят в общую категорию действий под названием «бойкот», т.е. запрет покупать. Ограничительные меры, касающиеся экспорта, входят в общую категорию действий под названием «эмбарго», т.е. запрет покупать.
Другая линия применения запретов касается отдельных товаров и групп товаров, экспорт или импорт которых может быть запрещен по соображениям экологического характера, связан с применением норм и правил безопасности, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных норм и правил.
В последнее время расширилась практика применения запретов в целях реализации экологической, гуманитарной и социальной политики. Примерами таких запретов может служить запрет на ввоз растений и животных, занесенных в Красную книгу, запрет на торговлю бивнями слонов и слоновой костью. Подобная практика получает все более и более широкое распространение.
Запреты широко используются в области экспорта товарами двойного назначения, военными материалами, вооружением и средствами их изготовления.
Главным образом запреты ввоза и вывоза товаров регулируются статьями XI, XX и XXI ГАТТ7.
Статья XI ГАТТ разрешает применять запреты ввоза и вывоза в ряде случаев. В их числе – запреты и ограничения экспорта каких-либо товаров из страны в связи с их нехваткой на внутреннем рынке (или для предотвращения образования дефицита), а также запреты импорта в связи с применением стандартов или правил о классификации, сортировке или реализации товаров в международной торговле.
Статья XX ГАТТ разрешает применение целого ряда мер, включая запреты и ограничения по соображениям защиты общественной морали, охраны жизни и здоровья населения, животных и растений, а также мер, относящихся к ввозу и вывозу золота, серебра, применяемых для охраны невозобновляемых природных ресурсов, во исполнение обязательств по межправительственным товарным соглашениям, связанных с ограничением экспорта отечественных материалов, необходимых для обеспечения ими национальной обрабатывающей промышленности, в периоды, когда цены на них ниже мировых. Эта же статья разрешает применение мер по охране национальных, художественных и археологических ценностей; мер, необходимых для соблюдения законов и постановлений, не находящихся в противоречии с ГАТТ.
Статья XX ГАТТ содержит положение, что применение этих мер не должно быть скрытым ограничением международной торговли или применяться произвольным, а также дискриминационным путем.
Статья XXI ГАТТ разрешает применение различных мер, включая и запреты по соображениям национальной безопасности, в отношении торговли оружием и боеприпасами и в отношении расщепляемых материалов и материалов, из которых они производятся.
В ходе Уругвайского раунда количественные ограничения и запреты занимали значительное место в попытках установить более жесткую дисциплину в их использовании. Однако в целом эта работа не завершена и занимает достаточно весомое место в работе ВТО8.
Многие товары являются потенциально опасными для жизни и здоровья людей, благополучия окружающей среды, животных и растений. Каждая страна имеет законное право принимать меры защиты от потенциальных рисков, связанных с такими товарами. В этих целях государства разрабатывают технические требования к продукции и производственным процессам, обязательные для соблюдения изготовителями. В случаях, когда изготовитель неизвестен или находится вне юрисдикции государства, требования могут предъявляться к субъекту, непосредственно направляющему продукцию на рынок – импортеру, продавцу.
Технические требования являются обоснованным средством защиты государством своих граждан от рисков, связанных с потребляемым ими на рынке продукцией. Применение технических требований всегда осложняет торговлю, поскольку влечет за собой, как минимум, дополнительные затраты на стадии производства, необходимые для их соблюдения, и соответственно увеличивает издержки производства. Чем выше требования, чем сложнее процедуры контроля, тем выше затраты изготовителей и продавцов. Именно этим объясняется природа термина «технические барьеры»
Когда технические требования применяются к иностранным изготовителям, импортерам, продавцам иностранных товаров на отечественном рынке, возникает эффект, внешне аналогичный действию нетарифных ограничений импорта. Однако важно понимать, что создание специальных, более высоких, чем для отечественных товаров препятствий к импорту не является целью технических требований. При этом они приобретают характер нетарифных мер.
Технические барьеры в торговле – это все государственные меры контроля и ограничений, связанные с техническими требованиями к продукции, в случае, если они использованы как средство ограничения доступа продукции иностранного производства на внутренний рынок страны.
Технические барьеры разнообразны как по природе, так и по формам. Например, они могут существовать в виде стандартов, технических норм и правил, требований к безопасности товаров, требований к упаковке, маркировке и иным характеристикам продукции. В системе понятий, принятых в ВТО, технические требования существуют в технических регламентах и стандартах.
Важно понимать разницу между этими двумя понятиями.
Стандарты являются добровольными. Их разрабатывают любые заинтересованные стороны, принимают путем консенсуса и используют в организации производства товаров.
Стандарты, как и технические регламенты, должны быть общедоступными, то есть предоставляться по запросу любому участнику рынка, будь то предприятие или потребитель. Более того, в ВТО принят так называемый Кодекс добросовестной практики в области разработки, принятия и применения стандартов, который призывает любую организацию – разработчика стандартов не только публиковать не реже, чем один раз в шесть месяцев свои программы разработки стандартов, но и учитывать разумные комментарии и предложения любых лиц, ознакомившихся с проектом стандарта.
Разработка стандартов требует вложения существенных материальных ресурсов. Их использование выгодно участникам рынка, поскольку позволяет оптимально организовать производственный процесс, решить проблему унификации, взаимозаменяемости однотипной продукции, максимально понятно идентифицировать изделие, наиболее эффективно решить вопросы качества и безопасности. В этом смысле, используя стандарт, предприятие повышает конкурентоспособность своей продукции и увеличивает свой доход. Поэтому пользование стандартами является платным, а соответствующие доходы организации-разработчики направляют на дальнейшую деятельность по стандартизации. Стандарты могут быть объектами интеллектуальной собственности, и в этом случае права организаций-разработчиков охраняются соответствующим законодательством.
Информация о работе Нетарифное регулирование внешней торговли России