Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа
В настоящее время внешняя торговая деятельность регулируется Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии со статьей 2-ой п.17 «Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера».
Как известно, термин "нетарифные меры" охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики. Однако необходимо подчеркнуть, что в мировой практике и в торговой политике принято различать нетарифные меры, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, антидемпинговые меры и др.). В основном меры нетарифного регулирования применяются в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты внешнего финансового положения Российской Федерации
Курсовая
работа
По
дисциплине: Правовое
обеспечение внешнеэкономической
деятельности
На
тему: Нетарифное
регулирование внешней
торговли России
Москва 2010 г.
В
настоящее время внешняя
Как известно, термин "нетарифные меры" охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики. Однако необходимо подчеркнуть, что в мировой практике и в торговой политике принято различать нетарифные меры, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, антидемпинговые меры и др.). В основном меры нетарифного регулирования применяются в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты внешнего финансового положения Российской Федерации
Таким образом, использование этих мер на основе транспарентности, недискриминационности позволяет нетарифному регулированию быть эффективным инструментом защиты интересов, как государства, так и отдельных участников внешнеторговой деятельности в условиях курса на последовательную либерализацию внешнеторгового режима.
Задача данной работы состоят в следующем – изучить и проанализировать методы нетарифного регулирования применяемые в России и в мире. Объектом исследования является внешняя торговля России и российское законодательство. Работа основана на материалах ФТС России, Минэкономразвития России, Госкомстата России и различных законодательных актах.
Нетарифные меры можно определить как любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и других нормативных актов, которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров других стран.
Вопрос классификации, сопоставления, количественной оценки нетарифных мер занимает одно из центральных мер в деятельности Всемирной торговой организации. Однако и в рамках ВТО пока еще нет официального определения термина «нетарифные меры». Его заменяет классификационная схема, включающая сотни различных мер и методов нетарифного воздействия и регулирования внешней торговли, причем перечень этих мер продолжает увеличиваться. Международные переговоры под эгидой ВТО, Всемирной таможенной организации, в рамках Европейской экономической комиссии и других международных межгосударственных организаций привели на определенных направлениях к созданию соглашений, представляющих своеобразные кодексы правил по применению и использованию различных форм нетарифных мер и появлению четких, закрепленных в правовых документах определений отдельных видов нетарифных мер.
Нетарифные меры распространены во многих странах мира. Отношение к ним правительств, экспортеров и импортеров в различных странах не одинаково. Однако ни одна страна мира не отказалась от их применения и не ставит этой задачи на ближайшее будущее. Напротив, как свидетельствуют данные ВТО, МВФ, ЮНКТАД, нетарифные меры стабильно сохраняют свою роль в международной торговле.
Термин «нетарифные меры» охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, а также мероприятия экологической политики, мер, направленных на защиту здоровья людей, животных и растений, использование которых создают препятствия для внешней торговли товарами и услугами.
Сегодня в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер, разработанные секретариатами ГАТТ, ВТО, ЮНКТАД, Всемирным банком и рядом других организаций1. Эти системы классификации применяются для сбора информации об использовании нетарифных мер в мировой торговле; для разработки мер по их взаимному ослаблению в ходе многосторонних торговых переговоров; для создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений и для организации национальных систем регулирования внешней торговли.
Следует подчеркнуть, что в мировой практике и в торговой политике принято различать нетарифные меры, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта и др.) и нетарифные меры, возникающие в результате дискриминационного или чрезмерно жесткого проведения технической политики, реализации норм здравоохранения, осуществления финансовых и административных мер и других мер, выходящих за рамки торговой политики.
Побочное действие второй группы мер создает препятствия для международной торговли. Практика большинства стран мира преследует цель разработать международные соглашения о правилах использования мер технической и экологической политики, правил и норм здравоохранения, сертификации и т.п., о взаимном признании национальных мер в этой области с тем, чтобы свести к минимуму их ограничительное действие в международной торговле.
Наиболее распространенные в наше время нетарифные меры охватывают следующие категории2:
Количественные ограничения3 – это прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Их появление внесло много нового в традиционный, сложившийся рыночный механизм регулирования экономических связей. По характеру своего действия они существенно отличаются от таможенных пошлин, налогов и других средств, ограничивающих ввоз товаров. Действуя через механизм цен, эти средства прямо повышают цены иностранных товаров и, тем самым, вызывают сокращение их ввоза. Однако, ни таможенные пошлины, ни другие стоимостные средства протекционизма не ограничивают самостоятельности предприятий в вопросах выхода на внешний рынок, не устанавливают прямых норм, определяющих качество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу, не ограничивают круг стан, откуда эти товары могли быть ввезены. Все это делают количественные ограничения.
Количественные
ограничения можно определить как
метод ограничения экспорта или
импорта товаров путем
Другой путь – это запрещение свободного ввоза или вывоза и разрешение экспорта или импорта в каждом случае путем выдачи разрешения для осуществления этой операции. Такое разрешение называется лицензия. Поэтому сам метод получил название – лицензирование.
Обычно в число количественных ограничений включают так называемые тарифные квоты, которые представляют собой установление количества товара, разрешенного к ввозу по более низкой ставке тарифа, чем регулярно действующие ставки таможенных пошлин.
Кроме того, в число количественных ограничений также включают некоторые меры административного характера, в частности, запреты ввоза и вывоза.
Количественные ограничения, в каком бы виде они не практиковались, представляют собой форму государственного регулирования условий выхода предприятия на внешний рынок.
Опыт
двух мировых войн и послевоенных экономических
трудностей во многих странах показал,
что наиболее всеобъемлющий характер
прямое административное государственно-
Лицензирование – это наиболее распространенная форма количественных ограничений. Это разрешительный порядок ввоза или вывоза товара на основании специального разрешения (лицензии), которое выдается государственным органом исполнительной власти.
Режим индивидуального лицензирования остается в торгово-политической практике многих развитых стран. Индивидуальные импортные лицензии являются особенно жесткой формой импортных ограничений. Они позволяют избирательно сокращать импорт конкретных товаров из определенных государств.
Индивидуальные лицензии часто применялись развитыми странами в дискриминационных целях в отношении России и некоторых других государств. В частности, до настоящего времени ввоз некоторых товаров в Россию из США, многих стран западной Европы и Японии может производиться только по индивидуальным лицензиям.
Индивидуальная импортная лицензия - это как правило, разовое разрешение на импорт товара. Она выдается органом власти, контролирующим внешнюю торговлю, по заявлению национальной фирмы-импортера и является именной. Фирма, получившая лицензию, не может передать ее другому импортеру. Индивидуальная лицензия регламентирует все важнейшие стороны внешнеторговой сделки. В ней указаны количество и стоимость товара, разрешенного к импорту, страна происхождения товара. Срок действия индивидуальной лицензии ограничен по времени.
В отдельных странах существуют так называемые открытые индивидуальные лицензии. Они отличаются тем, что позволяют фирме, получившей такую лицензию, ввозить указанный в ней товар без ограничений его количества. Но этот тип лицензий применяется крайне редко.
Расширение экономических отношений между странами, изменившиеся условия конкурентной борьбы на мировом рынке, а также административные и технические сложности выдачи индивидуальных лицензий привели к развитию практики применения генеральных и автоматических лицензий. Генеральную импортную лицензию можно рассматривать как более мягкую форму ограничений по сравнению с индивидуальными лицензиями и как своего рода промежуточную ступень для перехода к автоматическому лицензированию.
Генеральная импортная лицензия – это постоянно действующее разрешение, которое представляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по стоимости и количеству. Генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары из всех стран мира или только из определенных указанных в ней стран. В связи с тем, что современная торгово-политическая практика большинства развитых государств разрешает ввоз по генеральным лицензиям многих товаров, перечисление которых превратило бы генеральную лицензию в громоздкий документ, в генеральной лицензии указывают лишь товары, запрещенные к ввозу, с добавлением, что все остальные товары можно свободно импортировать на основании генеральной лицензии.
Информация о работе Нетарифное регулирование внешней торговли России