Нетарифное регулирование внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внешняя торговая деятельность регулируется Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии со статьей 2-ой п.17 «Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера».

Как известно, термин "нетарифные меры" охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики. Однако необходимо подчеркнуть, что в мировой практике и в торговой политике принято различать нетарифные меры, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, антидемпинговые меры и др.). В основном меры нетарифного регулирования применяются в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты внешнего финансового положения Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

курсовая по вэд.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

     Копии документов должны быть заверены российским участником внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Документы на иностранном языке представляются с приложением их заверенных переводов на русский язык.

     Решение о выдаче лицензии или отказе в  выдаче лицензии принимается в течение 25 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

     В случае необходимости доработки  представленных документов срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на 10 дней со дня представления  доработанных документов.

     Иные  сроки принятия решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии могут быть предусмотрены законодательством Российской Федерации в области экспорта товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

     Лицензия  является официальным документом, который  разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока и оформляется на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор).

     Лицензии  могут быть разовыми или генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии.

     Генеральная лицензия оформляется на каждый вид  экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара.

     Основанием  для выдачи генеральной лицензии является соответствующее решение Правительства Российской Федерации, в котором устанавливается срок действия лицензии. Для ведения статистического учета и анализа исполнения выдаваемых генеральных лицензий их владельцы представляют по установленной форме отчетности в Минэкономразвития информацию о ходе реализации контрактов.

     Минэкономразвития может отказать в выдаче лицензии. Основанием для отказа в выдаче лицензии может явиться неправильное оформление заявления либо сообщение недостоверных сведений о производимой экспортной или импортной операции, а также включение в контракт условий, наносящих ущерб экономическим интересам Российской Федерации.

     Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и направляется заявителю в письменной форме.

     Оформленная лицензия выдается в 1 экземпляре и  не подлежит передаче другим заявителям.

     Срок  действия лицензии может быть продлен  с целью завершения выполнения контрактных обязательств. Для оформления продления срока действия лицензии ее владелец направляет в Минэкономразвития в письменной форме просьбу с указанием причин с приложением:

  • по генеральной лицензии - копии соответствующего решения Правительства Российской Федерации;
  • по разовой лицензии (в случае ее выдачи Минэкономразвития на основании решения соответствующего федерального органа исполнительной власти по отдельным видам товаров, в отношении которых действует особый порядок экспорта или импорта, установленный законодательством Российской Федерации) - решения соответствующего федерального органа исполнительной власти.

     Продление срока действия лицензии оформляется  в виде письма, подписанного уполномоченным Минэкономразвития в соответствующем регионе и заверенного его печатью. Указанное письмо является неотъемлемой частью лицензии.

     В отношении товаров, на которые установлены  количественные ограничения экспорта или импорта, продление срока действия лицензии возможно только при условии продления срока действия этих ограничений.

     Минэкономразвития имеет право приостановить действие выданной лицензии или аннулировать ее в случае:

  • представления владельцем лицензии соответствующего заявления;
  • нарушения владельцем лицензии условий действия лицензии;
  • нарушения владельцем лицензии законодательства Российской Федерации.

     Соответствующее решение доводится до владельца  лицензии и таможенного органа в  письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании.

     По  истечении срока действия лицензии ее владелец в 10-дневный срок направляет в Минэкономразвития копию лицензии с отметкой таможенных органов о  ее исполнении.

     Рассмотрение  документов о выдаче лицензии и оформление лицензии, а также продление срока действия выданной лицензии осуществляются за плату.

     Размер  платы определяется Минэкономразвития  по согласованию с Министерством  финансов Российской Федерации исходя из затрат на следующие виды работ:

  • рассмотрение и регистрация заявления на выдачу лицензии;
  • оформление и регистрация лицензии;
  • ведение федерального банка данных выданных, продленных, приостановленных и аннулированных лицензий.

     За  оформление разовой лицензии взимается  плата в размере 3000 рублей, генеральной лицензии - 15000 рублей.

     Указанная плата взимается Минэкономразвития  и поступает в доход федерального бюджета.

     Выдача  лицензии производится в срок не более 10 дней после представления российским участником внешнеэкономической деятельности в Минэкономразвития документа, подтверждающего внесение платы за ее оформление.

2.3. Правовая основа  введения специальных  защитных и антидемпинговых мер

             Специальные защитные и антидемпинговые меры могут вводиться при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

     Правовая  основа применения этих мер - Федеральный  закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".24

     Данный  Закон устанавливает порядок  введения и применения специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер при импорте товаров (Закон  не регулирует отношения, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлением права на использование объектов интеллектуальной собственности, осуществлением инвестиций и валютного контроля).

     Следует отметить, что Федеральный закон  от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров" в полной мере соответствует общепринятым в мировой торговой практике подходам к применению соответствующих нетарифных мер регулирования импорта, изложенным в ГАТТ.

     Упомянутый  Федеральный закон применяется  к отношениям, возникающим в связи  с расследованиями, которые предшествуют введению специальных защитных, антидемпинговых  или компенсационных мер при импорте товаров и заявления о проведении которых зарегистрированы после вступления в силу Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ.

2.3.1. Специальные защитные  меры

     Специальными  защитными мерами называются меры по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которые применяются по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

     Под импортной квотой понимается ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости, а под специальной пошлиной - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

     Правительство РФ может применить специальные защитные меры посредством введения импортных квот или специальных пошлин в отношении импортируемого товара, если будет установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства или потребления в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики (ст. 6 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).

     Соответствующее расследование проводится Минэкономразвития  России, являющимся в соответствии с п. 2 Постановления Правительства России от 27 августа 2004 г. N 44325 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товара.

     Специальная защитная мера применяется независимо от страны происхождения товара, за исключением товара, происходящего  из развивающейся страны, пользующейся национальной системой преференций  Российской Федерации, если доля импорта  данного товара из такой страны не превышает 3% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, при условии, что суммарная доля импорта данного товара из развивающихся стран, на долю каждой из которых приходится не более чем 3% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, не превышает 9% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации.

     Порядок установления серьезного ущерба отрасли  российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики определен ст. 7 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ.

     В целях установления серьезного ущерба отрасли российской экономики или  угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики вследствие возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации Минэкономразвития России оценивает объективные факторы, которые могут быть выражены в количественных показателях и оказывают воздействие на экономическое положение отрасли российской экономики, в том числе:

     - темпы и объем прироста импорта  товара, являющегося объектом расследования,  на таможенную территорию Российской  Федерации в абсолютных и относительных  показателях к общему объему  производства или потребления  в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара;

     - уровень цен на импортный товар,  являющийся объектом расследования,  по сравнению с ценой непосредственно  конкурирующего товара, производимого  в Российской Федерации;

     - изменение объема продажи непосредственно  конкурирующего товара, производимого в Российской Федерации, на рынке Российской Федерации;

     - изменение объема производства  непосредственно конкурирующего  товара, производительности, загрузки  производственных мощностей, размеров  прибыли и убытков, а также  уровня занятости в отрасли российской экономики;

     - долю импортного товара, являющегося  объектом расследования, в общем  объеме продажи на рынке Российской  Федерации данного товара и  непосредственно конкурирующего  товара.

     Серьезный ущерб отрасли российской экономики или угроза причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики вследствие возросшего импорта должны устанавливаться на основе результатов анализа всех доказательств и сведений, относящихся к делу и имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследования.

     В случае если до завершения расследования  Минэкономразвития России установлено, что задержка с применением специальной  защитной меры причинила бы серьезный  ущерб отрасли российской экономики, который трудно будет устранить  впоследствии, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение Минэкономразвития России об установлении причинно-следственной связи между возросшим импортом на таможенную территорию Российской Федерации и серьезным ущербом отрасли российской экономики или угрозой причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, принимается решение о применении специальной защитной меры посредством введения предварительной специальной пошлины при условии одновременного продолжения расследования в целях получения окончательного заключения.

Информация о работе Нетарифное регулирование внешней торговли России