Неравенство доходов и пробелма их выравнивания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной работы являются:

1.Определить факторы и причины неравенства доходов в РБ.

2.Найти возможные способы выравнивания доходов в процессе организации государственной политики.

3.Провести анализ статистики распределения доходов в РБ.

В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение, на мой взгляд, основных проблем поможет понять всю сложность ситуации сложившейся с доходами населения в РБ.

Содержание

Введение

Глава 1. неравенства доходов и проблемы их выравнивания Теоретические аспекты

Сущность и классификация доходов населения

Источники формирования доходов населения

Неравенство доходов: причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини

1.4 Факторы и причины неравенства доходов

Глава 2. Особенности неравенства доходов в РБ

2.1 Факторы и причины неравенства доходов в РБ

2.2 Возможности выравнивания доходов в процессе организации государственной политики

2.3Анализ статистики распределения доходов в РБ

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсач2.docx

— 134.76 Кб (Скачать)

Центральное место в доходах населения  занимает заработная плата. Механизм государственного регулирования оплаты труда реализуется  через Конституцию Республики Беларусь; Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года (с изменениями  и дополнениями); ряд законов Республики Беларусь и декретов главы государства, а так В нашей стране с января 1992 года в организациях и отраслях экономики применяется тарифная система, представляющая собой совокупность нормативных актов, при помощи которых осуществляются дифференциация и регулирование размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивности труда и уровня квалификации, а также особенностей видов работ, производств и отраслей, в которых заняты работники. Это позволяет при равных экономических условиях добиться единства меры труда и его оплаты, равной оплаты за равный труд, дифференциации основной части заработной платы в зависимости от признаков, характеризующих качество труда [13].

Основными элементами тарифной системы являются Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, имеющая в настоящее время  обязательное применение в бюджетной  сфере и для работников коммерческих организаций; тарифные ставки (должностные  оклады); тарифно-квалификационные справочники. В нее также включаются предусмотренные  законодательством повышения тарифного  характера (выплаты компенсирующего  и стимулирующего характера). В качестве регулятора оплаты труда используется также тарифная ставка первого разряда.

На протяжении продолжительного времени минимальная заработная плата (МЗП) не выполняла роли минимальной  гарантии, поскольку служила основой  не для определения размеров оплаты труда, а для выплат штрафов и пенсий. Для преодоления сложившегося противоречия в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 3 от 15 февраля 2002 года "О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы" она стала применяться исключительно в сфере трудовых отношений в качестве минимальной гарантии оплаты труда. С 1 января 2009 года МЗП установлена в размере 229700 рублей, однако ее соотношение с бюджетом прожиточного минимума (БПМ) составляет только 98%. 
 

Глава 3. Особенности неравенства доходов в РБ 

Факторы и причины неравенства  доходов в РБ

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран  мира. Данное явление известно как  закон Парето, согласно которому между  уровнем доходов и числом их получателей  существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а  оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение 80 к 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и  экономических реалий.

Для Беларуси можно  выделить такие факторы, как:

экологический фактор, связанный с последствиями  аварии на ЧАЭС и необходимостью в  дополнительных средствах существования  для жителей пострадавших районов.

  • географический
  • социально-экономический
  • профессиональный
  • демографический
  • социально-политический

Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов (Kg), — это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения (d10) и 10 % наименее обеспеченного (d1): 

Чем выше коэффициент  фондов, тем больше неравенство в  доходах и выше степень дифференциации населения.

В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда  как в соседних странах — России, Украине, Литве и Польше — соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8.

В современном  мире наименьшая дифференциация доходов  наблюдается в Норвегии, где 10 % самых  обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых  бедных, а коэффициент Джини равен 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов  последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини — 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304. 

Возможность выравнивания доходов  в процессе организации  государственной  политики 

В первом полугодии 2009 г. Правительством принимались последовательные меры по поддержанию уровня жизни  населения в целях противодействия  последствиям мирового финансово-экономического кризиса.

Целенаправленная  государственная политика позволила  обеспечить рост реальных денежных доходов  населения, не допустить повышения  их необоснованной дифференциации и  уровня малообеспеченности, сохранить минимальные социальные гарантии уязвимым категориям граждан в потреблении социальных благ и услуг. В целях выведения из «теневого сектора» скрытой заработной платы с 1 января 2009 г. установлена единая шкала подоходного налога на физических лиц в размере 12%. Начата реализация мер по стимулированию труда руководителей и высококвалифицированных специалистов на основе внедрения механизма снятия ограничений по вознаграждению их труда. Упрощен порядок применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь для коммерческих организаций.

Реализованы многие намеченные социальные проекты по поддержанию  социально уязвимых категорий граждан, в том числе программы, направленные на повышение уровня и качества жизни  ветеранов, пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, повышен критерий нуждаемости для предоставления адресной социальной помощи с 60 до 100% бюджета  прожиточного минимума, что позволило  расширить охват нуждающихся. Размер пособий при рождении ребенка  и по уходу за ребенком в возрасте до трех лет составляет 80% БПМ. В административных районах развиваются территориальные  центры социального обслуживания населения  по обеспечению нуждающихся нетрудоспособных граждан, включая жителей села, социальными  услугами, в том числе на дому, в соответствии с их индивидуальными  потребностями. На учете в центрах  состоит более 1,6 млн чел.

В соответствии с законодательством в феврале  и мае 2009 г. были проиндексированы минимальные  трудовые и социальные пенсии, а  также надбавки и повышения к  пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения. Однако трудовые пенсии не пересчитывались с августа 2008 г.

Президентской программой «Дети Беларуси» и  Национальной программой, демографической  безопасности в 2009 г. предусмотрено  увеличить размер пособий по уходу  за ребенком в возрасте до трех лет  до 100% бюджета прожиточного минимума. Подготовлен соответствующий проект Указа Президента Республики Беларусь, принятие которого в реальных экономических  условиях усилит социальную поддержку  семей с детьми.

В соответствии с новым законодательством в  первом полугодии 2009 г. для многодетных  семей установлены льготные кредиты  на строительство или приобретение жилых помещений в размере 1% годовых (вместо 3%). Кроме того, предусматривается  предоставление в 2009-2010 гг. малообеспеченным гражданам кредитов на потребительские  нужды для приобретения товаров  длительного пользования. Государство  за счет средств республиканского бюджета  возьмет на себя обязательства по компенсации потерь банков от выдачи льготных кредитов. Они будут выдаваться в белорусских рублях сроком до трех лет с уплатой 10% годовых за пользование.

В целях предотвращения негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса па доходы населения необходимы следующие мероприятия:

недопущение снижения реальных доходов населения, укрепление системы минимальных социальных гарантий, поддержка малообеспеченных граждан, повышение эффективности  социальных программ;

создание равных прав и условий на труд и его  оплату для всех субъектов хозяйствования, формирование экономических предпосылок  для роста заработной платы, легализации  всех трудовых доходов;

обеспечение государственного регулирования заработной платы  работников бюджетной сферы на основе изменения тарифной ставки первого  разряда и совершенствования  Единой тарифной сетки;

предоставление  большей самостоятельности коммерческим организациям в установлении форм и  систем оплаты труда, исходя из сложившейся  рыночной конъюнктуры, при обязательном соблюдении минимальных государственных  гарантий в части оплаты труда;

разработка и  внедрение мотивационной системы оплаты труда руководителей высшего управленческого звена путем применения эффективных схем материального и нематериального вознаграждения, в том числе использования в качестве вознаграждения краткосрочных бонусов, элементов социального пакета, премирования за достижение долгосрочных целей и др.;

обеспечение финансирования досрочных пенсий, связанных со страхованием производственных рисков, в рамках профессиональной системы за счет целевых  страховых взносов нанимателей  по накопительной схеме;

введение общего для всех пенсионеров (в том числе  военных, сотрудников МВД, КГБ) механизма  ограничения выплачиваемых пенсий на период работы и с учетом текущих  заработков пенсионеров;

усиление социальной поддержки уязвимых категорий, повышение  размеров детских пособий; разработка единой процедуры расчета среднедушевого дохода: увеличение объемов финансирования программ адресной социальной помощи.[6.29с.]

Необходимость дальнейшего увеличения денежных доходов  населения предусматривает разработку мер по поддержанию реального  уровня заработной платы и других доходов граждан; недопущению необоснованной дифференциации населения по доходам, прежде всего на основе совершенствования  государственного регулирования оплаты труда по отраслям экономики и видам экономической деятельности; снижению уровня малообеспеченности путем последовательного приближения уровня минимальной заработной платы к величине минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий - к бюджету прожиточного минимума. Совершенствование пенсионной системы должно быть направлено на обеспечение ее устойчивости в условиях роста численности получателей пенсий относительно работников-плательщиков страховых взносов. В частности, намечены меры по увеличению требований к пенсионному и страховому стажу, изменению возрастного критерия для обращения за пенсией. Не менее актуальными задачами являются развитие программ добровольного дополнительного пенсионного страхования, повышение заинтересованности граждан в их участии. Необходимы меры по расширению спектра социальных услуг, оказываемых пожилым гражданам, инвалидам, другим социально уязвимым категориям населения. 

2.3 Анализ статистики  распределения доходов  в РБ 

Несмотря на принимаемые меры, общемировые кризисные  тенденции замедлили темпы роста  денежных доходов белорусских граждан. В январе-мае 2009 г. денежные доходы населения  составили 33,9 трлн руб. и по сравнению с январем-маем 2008 г. увеличились на 21,2%, реальные денежные доходы выросли на 5,5% при годовом прогнозе 11 5%. Денежные доходы в расчете на душу населения составили 702,1 тыс. руб. в месяц и повысились по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. в реальном выражении на 5.6%.

Продолжилась  тенденция снижения доли оплаты труда  в структуре доходов в январе-мае 2008 г. - 58,7%, в январе-мае 2009 г. - 56,5%. Незначительно  сократилась также доля социальных трансфертов в общей сумме  доходов в январе-мае 2008 г. - 21,6%, в  аналогичном периоде 2009 г. - 20,7%.Одновременно происходил стабильный рост доходов  от собственности (в январе-мае 2008 г. - 2%, в рассматриваемом периоде - 2,7%), от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, от продажи продукции в январе-мае 2009 г. составило более 2 п.п. по сравнению с январем-маем 2008 г. (рис. 18).

Рост доходов  от собственности, предпринимательства  и продажи продукции сельского  хозяйства свидетельствует о  результативности мер по улучшению  делового климата и условий предпринимательской  деятельности, о поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств, предпринимаемых в Республике Беларусь в рамках общегосударственных мер  по либерализации экономики с  целью предотвращения последствий  мирового финансово-экономического кризиса. Однако при этом наиболее пристальное внимание необходимо по прежнему уделять обеспечению роста заработной платы как базового источника формирования доходов населения страны. Реальная заработная плата в среднем по республике увеличилась за январь-июнь 2009 г. к уровню соответствующего периода 2008 г. на 2,1% (годовой прогноз - 117%). Замедление темпов ее реального роста по сравнению с прогнозируемыми требует разработки эффективных мер по усилению поддержки экономически активного населения.

В январе-июне 2009 г. среднемесячный размер пенсии по возрасту равнялся 409,3 тыс. руб. и в сравнении  с соответствующим периодом 2008 г. увеличился более чем на 12%. Средняя  минимальная пенсия по возрасту повысилась до 230,8 тыс. руб., т.е. на 14,5%. Соотношение  среднемесячного размера минимальной  пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера в январе-июне 2009 г. составило 111 %.

Негативным явлением в анализируемом периоде является снижение реального размера пенсии по возрасту: в первом полугодии 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. он составил 98,8% (годовой прогноз -114%). 

Информация о работе Неравенство доходов и пробелма их выравнивания