Неравенство доходов и пробелма их выравнивания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной работы являются:

1.Определить факторы и причины неравенства доходов в РБ.

2.Найти возможные способы выравнивания доходов в процессе организации государственной политики.

3.Провести анализ статистики распределения доходов в РБ.

В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение, на мой взгляд, основных проблем поможет понять всю сложность ситуации сложившейся с доходами населения в РБ.

Содержание

Введение

Глава 1. неравенства доходов и проблемы их выравнивания Теоретические аспекты

Сущность и классификация доходов населения

Источники формирования доходов населения

Неравенство доходов: причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини

1.4 Факторы и причины неравенства доходов

Глава 2. Особенности неравенства доходов в РБ

2.1 Факторы и причины неравенства доходов в РБ

2.2 Возможности выравнивания доходов в процессе организации государственной политики

2.3Анализ статистики распределения доходов в РБ

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсач2.docx

— 134.76 Кб (Скачать)

Полученный доход  определяет уровень благосостояния, или уровень жизни, отдельного индивида. Именно от величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества – создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения  его жизненного уровня. Естественно, что распределение доходов имеет  свои особенности на каждом этапе  общественного развития.

Иным фактором, воздействующим на распределение доходов, является государственное вмешательство  в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен  или их фиксирование представляет собой  средство административного регулирования  экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики  не является достаточно эффективным  в долгосрочном и среднесрочном  периодах.

Наиболее актуальная задача социальной статистики - изучение бедности. Бедность - ''обратная сторона'' богатства. Объективный факт - дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого свои проблемы. Совокупность обстоятельств диктует необходимость  решения этой задачи статистики. Требуется  информация о численности населения  страны и регионов, проживающего ниже черты бедности, демографическом  составе и других особенностях малообеспеченного  населения, его среднем доходе, минимальных  и средних размерах потребления  продуктов питания, продолжительности  пребывания в бедности, источниках дохода, занятости трудоспособных членов домохозяйства, размеров социальной помощи и др.

У этой проблемы есть две грани:

  • Неравенство доходов;
  • Неравенство богатства.

Люди получают доходы в результате предоставления находящиеся в их собственности  факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользование фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в  создание собственных фирм. В таком  механизме формирования доходов  изначально заложена возможность их неравенства.

Причинами такого положения вещей являются:

  • разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты);
  • разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящей дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающей в фирме, товары которой продаются с трудом);
  • разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Существенное  влияние на распределение доходов  населения оказывает налогообложение. С целью воздействия на формирование доходов устанавливается принцип  вертикального и горизонтального  равенства. То есть граждане должны платить  налоги в соответствии с их платежеспособностью. Налогами обычно облагаются доходы населения, а не потребление, которое не охватывает сбережений. Перераспределение налогового бремени на богатые группы общества состоит в прогрессивных ставках  подоходного налога, пропорциональном характере налога на собственность, освобождении от подоходного налога некоторых минимальных сумм и  установлении налоговых льгот. Оптимальная  структура налогообложения –  та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней выбор между  справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение общества к этим целям. Главной проблемой  налогового регулирования доходов  является закономерность: чем большего равенства доходов предполагается добиться, тем жестче ограничения  данных преобразований и тем больше избыточное налоговое бремя.

Большая степень  прогрессивности налоговых ставок предопределяет большие чистые потери.

Используя свои доходы, люди могут тратить их часть  на приобретение дополнительного объема факторов производства, Например, семья, может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой они владеют, за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность.

Неравенство доходов  и богатства может достигать  огромных масштабов и создавать  угрозу для политической и экономической  стабильности в стране. Поэтому практически  все развитые страны мира постоянно  осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер  возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов  и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью  государственной политики.

Для решения  этой задачи познакомимся с методом, используемым для оценки масштабов  первого из факторов возникновения  неравенства – различия доходов. Этот метод назван в честь его создателя – «методом построения кривой Лоренца» (рис. 2).

Форма кривой Лоренца  характеризует степень неравномерности  распределения доходов. Чем круче  изгиб кривой и чем дальше она  отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении  доходов, и наоборот. Характеризуя величину денежных доходов у различных  групп населения, кривая Лоренца  позволяет прогнозировать изменение  благосостояния людей, их покупательную  способность и, следовательно, спрос, это дает возможность принимать  необходимые меры по регулированию  и поддержанию равновесного ЧНП. Для ее построения нужны данные о  том, какая часть семей получила ту или иную долю общего дохода страны.

«Доля семей» расположена  на оси абсцисс, а «доля дохода»  – на оси ординат. Теоретическая  возможность абсолютно равного  распределения дохода представлена биссектрисой, она указывается на то, что любой данный процент семей  получает соответствующий процент  дохода. Это значит, что если 20% всех семей получают 20% от всего дохода, 40% - 40%, а 60% - 60% и т.д., то соответствующие  точки будут расположены на биссектрисе.

Итак, кривая Лоренца  демонстрирует фактическое распределение  дохода. Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения  не получают никакого дохода, за исключением  одного единственного, последнего в  ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия  ОЕ – это линия абсолютного  неравенства.

В реальности фактическое  распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта  линия, или кривая Лоренца, от линии  ОЕ, тем больше неравенство в распределении  доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении  доходов.

Если площадь  не заштрихованного участка графика  обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение: 

; 

где G – показатель, измеряющий степень неравенства  в доходах.

Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джинн, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини .

Коэффициент Джини (индекс Джини) — статистический показатель, свидетельствующий о степени  расслоения общества данной страны или  региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (к примеру, по уровню годового дохода — наиболее частое применение, особенно при современных  экономических расчётах).Рассчитывается как площадь области между кривой Лоренца, которая описывает реальное распределение, и идеальной прямой равномерного распределения. Максимально возможная площадь принимается за единицу измерения. Коэффициент Джини G может принимать значения от нуля до единицы. G = 0 означает равномерное распределение, G = 1 — предельный случай, когда признаком обладает только один человек. Индекс Джини — коэффициент Джини, выраженный в процентах.

Таким образом, это макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени  отклонения фактического распределения  доходов от абсолютно равного  их распределения между жителями страны.

Преимущества  коэффициента Джини:

• Позволяет  сравнивать распределение признака в совокупностях с различным  числом единиц (например, регионы с  разной численностью населения).

• Дополняет  данные о ВВП и среднедушевом  доходе. Служит своеобразной поправкой  этих показателей. • Может быть использован для сравнения распределения признака (дохода) между различными совокупностями (например, разными странами). При этом нет зависимости от масштаба экономики сравниваемых стран.

• Может быть использован для сравнения распределения  признака (дохода) по разным группам  населения (например, коэффициент Джини  для сельского населения и  коэффициент Джини для городского населения).

• Позволяет  отслеживать динамику неравномерности  распределения признака (дохода) в  совокупности на разных этапах.

• Анонимность  — одно из главных преимуществ  коэффициента Джини. Нет необходимости  знать, кто имеет какие доходы персонально.

Недостатки коэффициента Джини:

• Довольно часто  коэффициент Джини приводится без  описания группировки совокупности, то есть часто отсутствует информация о том, на какие же именно квантили поделена совокупность. Так, чем на большее количество групп поделена одна и та же совокупность (больше квантилей), тем выше для нее значение коэффициента Джини.

• Коэффициент  Джини не учитывает источник дохода, то есть для определенной локации (страны, региона и т. п.) коэффициент Джини  может быть довольно низким, но при  этом какая-то часть населения свой доход обеспечивает за счет непосильного труда, а другая — за счет собственности. Так в Швеции значение коэффициента Джини довольно низко, но при этом только 5 % домохозяйств владеют 77 % акций от общего количества акций, которым владеют все домохозяйства. Это обеспечивает этим 5 % доход, который остальное население получает за счет труда.

• Метод кривой Лоренца и коэффициента Джини  в деле исследования неравномерности  распределения доходов среди  населения имеет дело только с  денежными доходами, меж тем некоторым  работникам заработную плату выдают в виде продуктов питания и  т. п.; также широкое распространение  получает практика выдачи заработной платы работникам в виде опционов на покупку акций компании-работодателя.

• Различия в  методах сбора статистических данных для вычисления коэффициента Джини  приводят к затруднениям (или даже невозможности) в сопоставлении  полученных коэффициентов.

Реально общество всегда живет в области между  абсолютным равенством и абсолютным неравенством. По кривой Лоренца хорошо видно, к чему ближе фактическое  распределение доходов – к  абсолютному равенству или неравенству

Глава 2. Политика доходов: зарубежный опыт и государственная политика регулирования доходов

 

 Политика  государства по регулированию  доходов населения в республике Беларусь

Налогообложение в РБ

Системы налогообложения  в Беларуси (РБ)

Какие налоги платят предприятия в Беларуси? Каковы размеры налогов на бизнес в РБ? Какую систему налогооблажения выбрать, упрощенную или общую? Если кратко, то существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога

Общая система налогообложения

При общей  системе налогообложения юридические  лица уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи

  • налог на добавленную стоимость - НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров,работ или услуг
  • налог на прибыль, ставка 24% от налогооблагаемой прибыли
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, СОЦСТРАХ, ставка 34% от фонда оплаты труда
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда
  • кроме того если это требует законодательство РБ
    • налог на недвижимость
    • земельный налог
    • акцизы
    • экологический налог
    • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
    • оффшорный сбор
    • гербовый сбор
    • другие налоги

Упрощенные  системы налогообложения

Две упрощенные системы налогообложения применимы  для малого бизнеса. В таблице  приведен пример расчета налогов  при различных системах налогообложения. Пример можно рассматривать лишь как юридическую консультацию. Он не учитывает всех тонкостей исчисления налогов в РБ, но дает представление о системах налогообложения в Беларуси. Пример приведен для оценки систем налогообложения в РБ и показывает принципы исчисления налогов в Беларуси. 

Информация о работе Неравенство доходов и пробелма их выравнивания