Неоклассическое направление экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Эта особенность состоит в
том, что основной круг понятий, которыми оперируют неоклассики, уже освоен
студентами при изучении микроэкономики как составной части учебного курса
экономической теории для студентов экономических специальностей. Цель
работы - понять процесс формирования неоклассической концепции, специфику
отдельных школ неоклассического направления оценить научный вклад его
крупнейших представителей и таким образом увеличить объем знаний и углубить
понимание уже известных категорий, зависимостей, законов,
методологических подходов к исследованию экономических явлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….
Глава 1. МАРЖИНАЛИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ………………………………………………………………….
Предшественники………………………………………………………………………………………4
Основные особенности………………………………………………………………………………….
Глава 2.ШКОЛЫ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…………………………………………………………………………….
Австрийская школа……………………………………………………………………………………10
Лозанская школа..…………………………………………………........20
Американская школа мировой экономии. Экономические воззрения Дж. Б. Кларка …………………………………………………………………………………………………….…….27
Английская (Кембриджская) школа экономической теории. Учение А. Маршалла………………………………………………………………………………………………….….31

Работа содержит 1 файл

1НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

падении цен и              постепенно исчезает              всякий              раз, когда              падение цен заходит так

далеко, что              достигается              уровень полного              насыщения              данной              потребности. Не-

эластичным является спрос на товары первой необходимости, эластичным – на

предметы роскоши.

Итак, со стороны покупателя цена,   т.е. цена спроса, это денежная оценка

покупателем              субъективной              полезности      (предельной              полезности)                данного

товара.

Естественно,              что              цена              спроса              может отклоняться от действительной              ры-

ночной цены. Если последняя ниже первой, то возникает “рента              потребителя”,

или  “потребительский              излишек”.              Это              явление              было              отмечено              Маршаллом              и

введено              в              теорию              спроса.              Рента потребителя              поясняется              на примере              спичек              и

курильщика.              Коробок              спичек              стоит              всего              один              пене,              но              для              курильщика              он

столь дорог, что за удовольствие закурить немедленно              он готов заплатить зна-

чительно дороже. Другими словами, потребительский излишек –  это величина

сверх              уплаченной              цены,              разница              между              той              ценой,              которую              готов              заплатить

покупатель, чтобы не остаться без данной вещи, и ценой, которую он платит в

действительности. Это – избыток полезности, получаемый бесплатно.

Если кривая              спроса на “кресте Маршалла”              связана              с полезностью              блага,

то кривая предложения – с издержками его производства, определяющими цену

предложения. Если цена спроса – это максимальная цена, которую согласен уп-

латить потребитель, то цена предложения – это минимальная цена, за которую

согласен продать товар производитель.

Категории              издержек              производства              Маршалл              дает              субъективно-

психологическое обоснование: издержки – это денежное выражение тех жертв, 

или страданий, которые обусловлены процессом производства товаров. Жертва

со стороны рабочего – это те отрицательные эмоции, которые вызываются тя-

готами труда; жертва со стороны капиталиста – это отказ от потребления, отказ

от получения удовольствия в данный момент и необходимость их ожидания.

Субъективно-психологическое              обоснование              издержек              производства

Маршалл              выдвигает              как              аргумент,              показывающий              несостоятельность              теории

трудовой стоимости. Ее              сторонники доказывали, что              труд наемного работника

всегда              производит              некоторый              излишек              сверх              его              заработной              платы              и              потреб-

ленного              в процессе производства              капитала. Зло,              причиняемое наемным              работ-

никам, и состоит              в том, что этот излишек присваивается другими. Если допус-

тить, – говорит Маршалл,– что товар действительно является продуктом только

труда,              а не труда              и ожидания,              то неизбежен              логический вывод              о том, что              про-

цент и вознаграждение за ожидание не имеют оправданий.

Цена              предложения,              обусловленная              издержками              производства,              должна

обеспечить компенсацию всех жертв, всех отрицательных ощущений. Заработ-

ная плата наемных работников компенсирует их усталость, процент –              плата за

ожидание  (или              воздержание              от              потребления),              предпринимательский              доход –

плата за риск.

Цена предложения включает также              прибыль, которую Маршалл трактует

как результат особого фактора производства – организации.

В определенных условиях рыночная цена может превышать              нормальную

цену              предложения.              Такая              ситуация возникает              в              случае              существенного              превы-

шения спроса над предложением. Предприниматель получает в этот период до-

полнительный доход.              Маршалл называет этот доход              квазирентой. Он              является

временным:              наличие              квазиренты              привлекает              в              отрасль              новых              предпринимате-

лей, что влечет за собой рост предложения и падение рыночных цен до уровня

издержек производства.

Понятие квазиренты связано с том, что Маршалл впервые вводит в анализ

рыночного              ценообразования,              взаимодействия              спроса              и              предложения              фактор

времени. Он различает периоды мгновенного, краткосрочного и долгосрочного

равновесия.              Общая              закономерность состоит              в              следующем:              чем              короче период,

тем больше              влияние              на цену              оказывает              спрос,              чем продолжительнее              период –

тем больше влияние предложения.              В условиях мгновенного периода цена фор-

мируется исключительно под воздействием спроса, в долгосрочном – определя-

ется издержками.

В              исследовании              динамики              издержек              производства              Маршалл              использует

разработанное              им              понятие              репрезентативной              фирмы.              Он              рассматривает              три

варианта              этой              динамики              в              зависимости              от              роста              объемов              выпускаемой              про-

дукции.

В              первом              варианте              действует              закон              постоянной              отдачи  (постоянной

производительности).              Предельные              издержки,              определяющие              цену              предложе-

ния, при увеличении объемов производства остаются неизменными.

Во              втором              варианте              действует закон              возрастающей              отдачи  (возрастаю-

щей производительности). Предельные издержки при увеличении объемов про-

изводства снижаются.

В              третьем              варианте              действует              закон              убывающей              отдачи  (убывающей

производительности).              Предельные              издержки              при              увеличении              объемов              произ-

водства возрастают, что приводит к росту цены предложения.

 

Таким образом, равновесная цена трактуется как результат взаимодейст-

вия цены спроса,              определяемой полезностью              товара, и              цены предложения, оп-

ределяемой              издержками              его              производства.              Следовательно,              цена  (стоимость)

имеет два основания и противопоставление их друг другу несостоятельно. “Мы

могли бы, - говорит Маршалл, - с равным основанием спорить о том, регулиру-

ется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и в том, раз-

резает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц”. В этом образе лез-

вий              ножниц              зафиксирована              сущность              двухкритериальной              концепции              цены

(стоимости).

Ученик              Маршалла,              один из наиболее              крупных критиков              неоклассицизма

и основателей нового              мощного направления              в экономической теории ХХ века,

Джон Мейнард Кейнс писал о своем учителе:

“Маршалл              был              первым              в              истории              великим              экономистом              в              подлинном

смысле              этого              слова,              первым,              кто              свою              жизнь              посвятил              созданию              экономиче-

ской науки в виде самостоятельного предмета, строящегося на собственных по-

стулатах              и              отличающегося              таким              же              высоким              уровнем              научной точности,              как

естественные или биологические науки. Маршалл был первым, кто занял по от-

ношению              к этому              предмету профессиональную              научную позицию, как к науч-

ной              дисциплине,              стоящей              над              текущими              спорами              и              вне              их,              дисциплине,              на-

столько же далекой от политики и политических воззрений, как физиология от

представлений рядового врача”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1)  Бартенев С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. - М.: Юристъ, 1997

2)  Булатов А.С. Экономика: Учебник. Издание 3-е, переработанное и дополненное. - М.:ЮРИСТЪ, 1999

3)  Заславская М.Д. История экономики: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 1999 г. - 199 с.

4)  Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. - Вл.: ВГУЭС, 2000

5)  Потапова И.С. История экономических учений: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2000. - 244 с.

6)  Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.

 

35

 



Информация о работе Неоклассическое направление экономической теории