Неоклассическое направление экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Эта особенность состоит в
том, что основной круг понятий, которыми оперируют неоклассики, уже освоен
студентами при изучении микроэкономики как составной части учебного курса
экономической теории для студентов экономических специальностей. Цель
работы - понять процесс формирования неоклассической концепции, специфику
отдельных школ неоклассического направления оценить научный вклад его
крупнейших представителей и таким образом увеличить объем знаний и углубить
понимание уже известных категорий, зависимостей, законов,
методологических подходов к исследованию экономических явлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….
Глава 1. МАРЖИНАЛИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ………………………………………………………………….
Предшественники………………………………………………………………………………………4
Основные особенности………………………………………………………………………………….
Глава 2.ШКОЛЫ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…………………………………………………………………………….
Австрийская школа……………………………………………………………………………………10
Лозанская школа..…………………………………………………........20
Американская школа мировой экономии. Экономические воззрения Дж. Б. Кларка …………………………………………………………………………………………………….…….27
Английская (Кембриджская) школа экономической теории. Учение А. Маршалла………………………………………………………………………………………………….….31

Работа содержит 1 файл

1НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

Баверка: “Права и              отношения, рассматриваемые              с точки зрения              народнохозяй-

ственного              учения              о              благах (1881), “Основы              теории              ценности              хозяйственных

благ” (1886), “Естественная              стоимость” (1889), “Капитал              и              прибыль” (1889),

“Позитивная              теория              капитала” (1891), “Теория              Карла              Маркса              и              её              критика”

(1896).

В              основе              экономической              концепции              австрийской              школы              лежит              теория

предельной              полезности.              Само              понятие              предельной              полезности              трактуется              как

ключевое. По образному выражению Бём-Баверка, идея предельной полезности

– это “сезам, откройся”, т.е. формула, дающая ключ к самым сложным явления

экономической              жизни и              позволяющая              разрешить самые              запутанные              проблемы

науки. Термин “предельная полезность” ввел в научный оборот Ф. Визер.

До              появления              концепции              австрийской              школы              полезность              определялась

как объективное свойство вещи, как потребительская стоимость товара, т.е. его

способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. Каждый из

товаров              обладает              своей              особой              потребительной              стоимостью,              а              обмен              товаров

есть обмен разнородными потребительными стоимостями, своеобразный обмен

веществ              в              общественном              организме.              Поскольку              товары              как              потребительные

стоимости несоизмеримы, постольку основу пропорций обмена искали              в затра-

тах на их производство: либо в затратах труда, либо в издержках производства.

Австрийская              школа              дала              противоположное              толкование              полезности:              она

определила полезность в субъективной форме, т.е. в связи с важностью для че-

ловека различных потребностей и настоятельностью, напряженностью каждой

из них. Иначе              говоря,              субъективная полезность – это значимость              данной вещи

для удовлетворения потребностей данного человека.

Этот подход нашел выражение в таблице К. Менгера (табл.1.). Римскими

цифрами I-X              обозначены              виды              потребностей,              расположенные              по              степени              их

важности:              первый              номер –              это              наиболее              значимая              потребность,              а              десятый –

наименее. Арабские цифры от 10 до 1 иллюстрируют степень убывания настоя-

тельности каждой потребности по мере её насыщения, т.е. по мере потребления

каждой следующей единицы данного блага.

 

Таблица 1. Таблица К. Менгера

I            II          III       IV         V            VI          VII      VIII          IX           X

10

35

 



9

8

7

6

5

4

3

2

1


9

8

7

6

5

4

3

2

1


8

7

6

5

4

3

2

1


 

7

6

5

4

3

2

1


 

 

6

5

4

3

2

1


 

 

 

 

5

4

3

2

1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

4

3

2

1


 

 

 

 

 

 

3

2

1


 

 

 

 

 

 

 

 

2

1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

35

 



 

35

 



 

 

Категория              предельной              полезности              фиксирует              ту              степень              субъективной

значимости,              какую              имеет              каждая              последняя              единица              некоторого              количества

благ.              Поясняя              смысл              таблицы,              Менгер              сравнивал              потребности I              и V:

потребность в зерне, как наиболее важную, и потребность в напитках. Если за-

пас зерна равен 3 мешкам, то предельная полезность зерна составит 8, при запа-

се 5 мешков – 6. Если запас вина равен 3 бутылям, то предельная полезность

вина составит 4, при запасе 5 бутылей – 2. Обращает на себя внимание равенст-

во предельных полезностей определенных единиц различных продуктов, удов-

летворяющих              разные              по настоятельности              потребности,              а              также              тот              факт,              что

предельная полезность продукта,              удовлетворяющего более              настоятельную по-

требность,              может              быть              меньше              предельной              полезности              продукта,              удовлетво-

ряющего              менее              настоятельную              потребность.              Например,              потребность II              менее

настоятельная, чем              потребность I.              Но вторая единица продукта              во второй ко-

лонке имеет предельную полезность 8, тогда как пятая единица продукта в пер-

вой колонке имеет предельную полезность только 6.

Различные представители австрийской школы по-разному решали вопрос

об              исчислении              величины              совокупной              полезности              некоторого              количества              еди-

ниц однородного блага. Е. Бём-Баверк находит эту величину путем суммирова-

ния полезностей всех благ, входящих в запас; Ф. Визер определяет совокупную

полезность путем умножения              предельной полезности              данного блага на их ко-

личество.

Полезность              блага              находится              в определенном              соотношении              с              его              ценно-

стью (стоимостью). Благо может быть полезным и в то же время не иметь цен-

ности. Чтобы              обладать ценностью, полезность              блага              должна сочетаться с              его

относительной редкостью, т.е. его некоторым количеством по отношению к по-

требностям. Относительно редкие блага, т.е. блага, количество которых мень-

ше, чем предполагается потребностями, называются благами экономическими, а

блага большего количества – неэкономическими или, по современной термино-

логии, свободными. Ценностью обладают только экономические блага. Стакан

воды у источника имеет полезность, но не имеет ценности, точно такой же ста-

кан в безводных песках пустыни может приобрести гигантскую ценность. Та-

ким образом,              ценность есть              субъективная              оценка              степени полезности              данных

экономических благ для данного человека независимо от того, произведены ли

эти блага человеческим трудом или даны непосредственно природой. Ценность

данного блага определяется наименьшей полезностью, т.е. той предельной по-

лезностью, которой обладает последняя единица его запаса.

Такое определение ценности позволило К. Менгеру разрешить известный

парадокс А. Смита о воде и алмазах, не прибегая к теории трудовой стоимости.

Объяснение представляется логически безупречным: вообще-то вода полезнее

чем алмаз, но её много и ее предельная полезность ничтожно мала; алмаз менее

полезен, но его мало, и его предельная полезность очень высока. Поэтому вода

не имеет ценности, тогда как алмаз дорог.

Таким образом, по Менгеру, “ценность – это суждение,   которое хозяй-

ствующие              люди имеют о              значении              находящихся в их распоряжении              благ для

поддержания их жизни и              их благосостояния,   и              поэтому вне              их сознания не

существует”.

Если некоторое благо способно удовлетворять различные потребности, то

определение              ценности              связывается              с              наименее              важной              из них.              Е.              Бём-Баверк

иллюстрирует              это определение              ценности              на примере              хозяйства              одинокого              по-

селенца, избушка которого изолирована от внешнего мира первобытным лесом.

Этот Робинзон собрал со своего поля урожай зерна в количестве 5 мешков. Они

предназначаются для удовлетворения следующих потребностей: первый мешок

жизненно необходим для поселенца, чтобы не умереть от голода; второй – что-

бы сохранить здоровье; третий              пойдет на откорм птицы для получения мясной

пищи; четвертый              будет              израсходован на производство хлебной водки; пятый

употреблен на корм нескольких попугаев, болтовню которых ему приятно слу-

шать.              Ценность              любого              из              этих              пяти              мешков              определяется              полезностью              по-

следнего мешка, удовлетворяющего наименее важную потребность.

Таким              образом,              субъективная              ценность              материальных              благ              зависит              от

степени их полезности и редкости. Субъективные оценки одного и того же бла-

га              могут              сильно              различаться,              однако              при              всем              их              многообразии              существует

единая              рыночная цена              на данный товар.              Другими словами,              субъективные цен-

ности разные, а цены одинаковы.

Е. Бём-Баверк разрешает это противоречие путем введения понятия объ-

ективной ценности, образующей основу единой рыночной цены. Процесс обра-

зования              такой              цены              рассматривается              на              примере              функционирования              конного

рынка (табл.2).

 

Таблица 2. Таблица Е. Бём-Баверка

35

 



Покупатели

 

1-ый

2-ой

3-ий

4-ый

5-ый

6-ой

7-ой

8-ой

9-ый

10-ый


Субъективные

оценки

300 флоринов

280 флоринов

260 флоринов

240 флоринов

220 флоринов

210 флоринов

200 флоринов

180 флоринов

170 флоринов

150 флоринов


Продавцы

 

1-ый

2-ой

3-ий

4-ый

5-ый

6-ой

7-ой

8-ой


Субъективные

оценки

100 флоринов

110 флоринов

150 флоринов

170 флоринов

200 флоринов

215 флоринов

250 флоринов

260 флоринов

35

 



 

Прежде              чем              описывать              процесс              формирования единой              рыночной              цены,

или              объективной              ценности              на основе              различных              субъективных              оценок,              отме-

тим два обстоятельства.

Первое: субъективные оценки покупателей – это те              максимальные              цены,

которые они согласны уплатить, а субъективные оценки продавцов – это мини-

мальные цены, по которым они согласны продать.

Второе: сделки              купли-продажи              лошадей должны быть выгодны              как про-

давцам, так и покупателям, ибо никто не будет обмениваться равными полезно-

стями. Наоборот, каждый контрагент стремится обменять меньшую полезность

 

на большую.  С учетом денежной формы выражения полезности это означает,

что              ни              продавец,              ни покупатель              не станут продавать              или              покупать              лошадь по

цене,              равной              его              собственной              субъективной              оценке.              Цена              продавца              должна

быть              выше,              а              цена              покупателя              ниже              этих              субъективных              оценок.              Оба              обстоя-

тельства обусловлены тем, что каждый производитель придает              своему продук-

ту              незначительную,              а              чужим              продуктам              относительно              высокую              субъективную

ценность.

Формирование единой рыночной цены (объективной ценности) соверша-

ется следующим образом.

Бем-Баверк предполагает, что торги начинаются с объявления своей цены

покупателями на уровне 130 флоринов. Такая цена выгодна всем покупателям:

она ниже самой низкой субъективной оценки, которая равна в таблице 150 фло-

ринам 10-го покупателя. Однако такая цена приемлема только для двух первых

продавцов: она выше их субъективных оценок 100 и 110 флоринов. Остальные

Информация о работе Неоклассическое направление экономической теории