Неоклассическое направление экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Эта особенность состоит в
том, что основной круг понятий, которыми оперируют неоклассики, уже освоен
студентами при изучении микроэкономики как составной части учебного курса
экономической теории для студентов экономических специальностей. Цель
работы - понять процесс формирования неоклассической концепции, специфику
отдельных школ неоклассического направления оценить научный вклад его
крупнейших представителей и таким образом увеличить объем знаний и углубить
понимание уже известных категорий, зависимостей, законов,
методологических подходов к исследованию экономических явлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….
Глава 1. МАРЖИНАЛИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ………………………………………………………………….
Предшественники………………………………………………………………………………………4
Основные особенности………………………………………………………………………………….
Глава 2.ШКОЛЫ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…………………………………………………………………………….
Австрийская школа……………………………………………………………………………………10
Лозанская школа..…………………………………………………........20
Американская школа мировой экономии. Экономические воззрения Дж. Б. Кларка …………………………………………………………………………………………………….…….27
Английская (Кембриджская) школа экономической теории. Учение А. Маршалла………………………………………………………………………………………………….….31

Работа содержит 1 файл

1НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

продавцы              могут уйти              с              рынка. В              этих условиях              покупатели вынуждены              повы-

сить цену, к этому толкает обострение конкуренции среди покупателей. Допус-

тим,              что              цена              поднялась              несколько              выше 200              флоринов.              Такая              цена выгодна

шести покупателям (от первого до шестого), поскольку она ниже 210 флоринов,

т.е. самой низкой субъективной оценки в этой группе покупателей. Она также

выгодна пяти              продавцам (1-ый – 5-ый),              поскольку она              несколько выше              макси-

мальной субъективной оценки в 200 флоринов (продавец 5-ый). Итак, на рынке

осталось              шесть              покупателей и              пять              продавцов.              Спрос пока              больше предложе-

ния, а поэтому цена будет расти. При цене в 210 флоринов с рынка уйдет поку-

патель номер              шесть: его              субъективная              оценка 210 совпала с              рыночной ценой

210, следовательно, покупка для него потеряла смысл. Итак, на рынке осталось

5              продавцов              и 5              покупателей,              спрос              и              предложение              уравнялись.              Однако              про-

давцы не спешат продавать, ожидая дальнейшего роста цен. Цена повышается,

но              как              только              она              станет              больше 215              флоринов,              на              рынке              вновь              появляется

продавец              номер 6 (его              субъективная              оценка              равна 215              флоринов).  Равенство

спроса и предложения вновь нарушено. Вместе с тем решена задача              об уровне

цены: она будет колебаться в пределах от 210 до 215 флоринов. Именно в этих

пределах              спрос –              предложение              лошадей              будут              уравновешиваться.              Если              цена

превысит верхний предел 215, то равенство спроса и предложения нарушается

в результате притока новых продавцов, а если упадет ниже 210, то это равенст-

во нарушается появлением на рынке дополнительных покупателей.

Таким              образом,              цена              как выражение              некоторой              объективной              ценности              в

конечном              счете,              по              мнению              Бём-Баверка,              от              начала              и              до              конца              является              про-

дуктом субъективных определений ценности.

В              связи              с идеей              неэквивалентности обмена              и              его              взаимовыгодностью – 

каждый получает больше, чем отдает –  обращает на себя внимание оценка эко-

номической              природы              труда              людей,              занятых              в              торговле.              К.              Менгер              выступает

против мнения некоторых экономистов о том, что люди торговли – это “хозяй-

ственные паразиты”, берущие себе некоторую часть выгоды. Такое мнение ос-

новано на ложных              представлениях              о              продуктивности              обмена.              Люди торговли

являются такими же производителями, как земледельцы и фабриканты, потому

что цель всякого хозяйства заключается не в физическом увеличении количест-

ва благ, а в возможно более полном удовлетворении потребностей.

Понятия              субъективной              ценности              и              предельной              полезности              послужили

основой теории вменения. Здесь австрийская школа разработала субъективный

вариант концепции издержек производства, в отличие от объективного вариан-

та классической школы.

Излагая суть теории вменения,  Бем-Баверк              использовал образ луны, ко-

торая светит отраженным светом солнца, поэтому              эту суть можно было бы на-

звать              образно “эффектом лунного света”. Все экономические              блага              делятся на

блага              первого              порядка              и              блага              более              отдаленных              порядков,              или              низшего              и

высшего порядков. Первая группа              благ –              это предметы потребления, они              при-

носят              непосредственное              удовлетворение              потребителю.              Вторая              группа –              это

средства производства, удовлетворяющие потребности “опосредованным              обра-

зом”. От чего зависит ценность благ этой группы? От того, какие предметы по-

требления, т.е. блага первого порядка, из них производятся. Ценность потреби-

тельских              благ              первична              и              определяет              собой              ценность благ              более              высоких              по-

рядков.              Другими              словами,              не              издержки              производства              определяют              ценность

продуктов,              а              наоборот,              издержки              производства              определяются              ценностью              про-

дукта.              Эта              и              есть              та              зависимость,              которую              Ф.              Визер              обозначил              термином

“вменение”.

Из              одного производительного              блага, например,              зерна,              можно              изготовить

множество              различных              предметов              потребления.              В              этом              множестве              выделяются

некоторый предельный продукт и его предельная полезность. С учетом катего-

рии полезности              формулируется закон Визера: предельная полезность предель-

ного потребительского              блага              определяет цену производительного              блага, кото-

рое затрачено на его изготовление, и              соответствующую часть издержек произ-

водства, которые              определяют предельные              полезности других,  непредельных

потребительских              продуктов,              изготовленных              из              данного              производительного

блага.

В производстве одного потребительского блага участвует несколько про-

изводительных              благ.              Совокупность              благ              высшего              порядка,              необходимых              для

производства              определенного              потребительского              блага,              К.              Менгер              назвал              ком-

плементарными ,              т.е.              дополняющими друг              друга.              При              отсутствии              хотя бы              од-

ного из них, конкретное потребительское              благо не может быть произведено. В

рамках такой совокупности производительных благ возникает вопрос о том, ка-

кая              часть              ценности              потребительских              продуктов              может              быть вменена              каждому

из этих производительных благ.

Позицию              австрийской              школы              можно              иллюстрировать              следующими              дан-

ными (табл.3).

Примечательно, что совокупная предельная              полезность (10) больше              при

совместном использовании производительных              благ, чем при их раздельном са-

мостоятельном применении: это следует из самой природы комплементарности

благ. Такая величина предельной полезности будет определять общую ценность

всей комплементарной группы. Излишек предельной полезности приходится на

долю              того производительного              блага,              заменить              которое наиболее              трудно.              В за-

висимости от того, какое благо А, В или С принимается за наиболее трудноза-

менимое,              показаны три варианта образования              этого излишка и формирования

совокупной предельной полезности.

В обосновании правильности такого              подхода указывалось, что              при прак-

тических расчетах доходов и издержек из общей выручки вычитаются расходы

на такие производительные блага, которые способны замещаться (сырье,              труд,

оборудование), тогда как чистый доход относят на счет назамещаемых элемен-

тов комплементарной              группы  (земля,              фабрики,              предпринимательские              способ-

ности).

Существенным              моментом              в              содержании              теории              издержек              австрийской

школы              является концепция альтернативных затрат, авторство              которой принад-

лежит Визеру.

Рассматривая              процесс              ценообразования              в              модели              конного              рынка              Бём-

Баверка мы отметили, что при обмене должны выигрывать оба контрагента, по-

скольку каждый из них обменивает меньшую полезность на большую. Мы ви-

дели также,              что при определенном уровне цены часть продавцов уведет лоша-

дей с рынка с тем, чтобы использовать их в своем хозяйстве. Это произойдет в

том случае, если рыночная цена окажется ниже той субъективной оценки, кото-

рую              дает              своей              лошади              продавец.              Фактически              продавец              предъявит              спрос              на

свою собственную лошадь, поскольку он оценивает полезность её применения

в своем хозяйстве выше рыночной цены. Следовательно, издержки производст-

ва есть та плата, которая необходима, чтобы отвлечь ресурсы от их использова-

ния              в других,              альтернативных              направлениях.              Условием образования              альтерна-

тивных издержек является конкуренция за привлечение ограниченных ресурсов

между              различными              возможностями  (способами)              их              использования.              При              этом

условии их величина отражает ценность наилучшего способа применения              дан-

ного ресурса из всех возможных.

35

 



 

 

Таблица 3. Формирование совокупной предельной полезности комплементарных благ

35

 



Величина полезности

 

Предельная              полезность              при


Комплементарные блага

А              В              С


Величина полезности

 

Совокупная предельная

35

 



раздельном использовании

 

Предельная              полезность              при

совместном использовании


1

 

5 (1+4)

 

 

1 6

 

1 2


2

 

2

 

 

(2+4) 3


3

 

3

 

 

 

 

7 (3+4)


полезность : 6

 

Совокупная предельная

полезность : 10

Совокупная предельная

полезность : 10

Совокупная предельная

полезность : 10

35

 



 

 

На основе представлений о субъективной ценности и альтернативных из-

держек              австрийская              школа              разработала              своеобразную              теорию              процента,              авто-

ром              которой              является              Е.              Бём-Баверк.              Она              получила              название              психологической

теории              процента.              Принципиально              важно,              что              природа              прибыли              на              капитал

трактуется              как              процент.              Именно              это              обстоятельство              позволило              противопоста-

вить теорию процента (или теорию прибыли как процента) теории прибавочной

стоимости К. Маркса.

Процент              возникает              как результат              разности в              оценках              благ              настоящего              и

благ будущего. Люди склонны оценивать настоящие блага выше будущих. Это

относится и к тем, кто их желает получить, и к тем, кто может их дать. Для пер-

вых              имеет              значение              степень              их              обеспеченности              благами              в              данный              момент,

предполагаемые              возможности              в              будущем              и              неуверенность              в              завтрашнем              дне,

скоротечность              жизни и              т.д.              Вторые ожидают,              что              в              будущем              вместе              с              ростом

Информация о работе Неоклассическое направление экономической теории