Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа
Эта особенность состоит в
том, что основной круг понятий, которыми оперируют неоклассики, уже освоен
студентами при изучении микроэкономики как составной части учебного курса
экономической теории для студентов экономических специальностей. Цель
работы - понять процесс формирования неоклассической концепции, специфику
отдельных школ неоклассического направления оценить научный вклад его
крупнейших представителей и таким образом увеличить объем знаний и углубить
понимание уже известных категорий, зависимостей, законов,
методологических подходов к исследованию экономических явлений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….
Глава 1. МАРЖИНАЛИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ………………………………………………………………….
Предшественники………………………………………………………………………………………4
Основные особенности………………………………………………………………………………….
Глава 2.ШКОЛЫ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…………………………………………………………………………….
Австрийская школа……………………………………………………………………………………10
Лозанская школа..…………………………………………………........20
Американская школа мировой экономии. Экономические воззрения Дж. Б. Кларка …………………………………………………………………………………………………….…….27
Английская (Кембриджская) школа экономической теории. Учение А. Маршалла………………………………………………………………………………………………….….31
де” они выступили против попыток новой исторической школы (главой этой
школы является немецкий экономист Густав Шмоллер) свести экономическую
теорию к экономической истории, обосновывали плодотворность абстрактно-
логических методов исследования экономических явлений, доказывали наличие
универсальных экономических законов, независимых от национальной специ-
фики. Кроме того, на первых этапах формирования в рамках австрийской шко-
лы сохранялся классический принцип исходной или базовой категории в форме
стоимости (ценности) и признание каузального подхода, т.е. наличия причинно-
следственных связей.
Формирование неоклассического направления связано с маржиналист-
ской революцией в экономической науке в 70-е г.г. ХIХ в.
О её свершении впервые объявил швейцарский экономист Леон Вальрас.
Более того, он заявил о своем приоритете в этой революции: он опирался на
сформулированные им идеи анализа предельных экономических величин.
Однако в это же время, т.е в 70-е г.г. ХIХ в., работы такой же общей на-
правленности публикуют английский экономист Стенли Джевонс и австрий-
ский экономист Карл Менгер. Таким образом, речь идет об одновременном и
независимом открытии принципов маржинального анализа тремя экономистами. Между ними возникает спор о научном приоритете. Этот спор разрешается
неожиданным образом: в Британском музее случайно обнаруживается книга
Германа Гессена, у которого, как мы уже видели, также были свои предшест-
венники.
Какова же суть и каковы особенности маржинальной революции?
Защищая определенные аспекты методологии класической политической
экономии, неоклассики вместе с тем внесли в неё такие изменения, совокуп-
ность которых характеризуется отдельными исследователями как “великий пе-
реворот” в методе экономической науки.
Прежде всего появился новый инструмент экономического анализа – ка-
тегория предельных величин. Однако маржинальный анализ все же не состав-
ляет сути этого переворота. Кроме того, нужно иметь в виду, что использо-
вание этого инструмента не является достоянием только неоклассического
направления.
Суть переворота состоит в переходе от объективного метода классиче-
ской политической экономии к методу субъективному. Этот переход связан с
иным пониманием предмета исследования и задач экономической теории, от-
личающимся от классического.
Классики, исследуя природу и причины богатства народов, интересова-
лись экономической системой как целостностью, её имманентными законами и
категориями. Неоклассики, исследуя поведение экономического субъекта, ис-
ходящего из максимизации своей выгоды (максимум полезности, если этот
агент-потребитель, максимум прибыли, если им является фирма), интересуются
проблемами выбора вариантов распределения и использования ресурсов. Эко-
номика стала наукой, изучающей взаимосвязь между конкурирующими целями,
с одной стороны, и ограниченными ресурсами, с другой. Маржинальный анализ
соответствует такому пониманию предмета и задач экономической теории.
Если классиков интересовала проблема роста общественного богатства,
т.е. экономическая динамика и исторические перспективы экономического рос-
та, то неоклассики исходят из статической экономической модели. Предполага-
ется заданным уровень производства, равенство спроса и предложения, полное
использование ресурсов, максимальная величина национального дохода. Пове-
дение хозяйствующих субъектов может вносить определенные изменения в
экономическую систему, нарушать оптимальные пропорции в распределении
ресурсов, влиять на цены и т.п. Отсюда возникает проблема общего экономиче-
ского равновесия в состоянии статичной экономики.
Классическая политическая экономия, следуя каузальному, т.е. причин-
но-следственному подходу, исходила из первичности (примата) производства и
вторичности остальных сфер экономики. Неоклассики снимают проблему пер-
вичности и вторичности, отказываясь от каузального подхода в пользу количе-
ственно-функционального.
Количественно-функциональный
гическую особенность неокассицизма, а именно широкое использование мате-
матики в экономических исследованиях.
Неоклассики придали качественно иное значение фактору времени, что
также является следствием количественно-функционального
ки, стремившиеся к изучению объективных законов системы, её “естественных
законов” по сути дела оперировали длительными периодами. Неоклассики при-
дали понятию “период” концептуальный смысл: это некоторый отрезок време-
ни, в течение которого совершается определенное экономическое явление. Бы-
ла разработана сложная классификация периодов: кратчайшие, короткие, уме-
ренные, полные, длительные, длиннейшие, вековые.
Классическая политическая экономия, анализируя экономическую систе-
му общества, признавала его классовую структуру и детерминированность по-
ведения субъекта тем положением, которое он занимает в этой структуре. Не-
оклассики, исходящие из потребностей индивида, по существу предполагают
некоторую социальную однородность общества. Экономические роли индиви-
дов более абстрактны: производители и потребители, продавцы и покупатели,
предприниматели и владельцы факторов производства. Основная дихотомия
неоклассиков – их представления о хозяйственном обороте между домохозяй-
ством и фирмой – также лежит в этой плоскости.
В этой связи находится и неоклассический тезис об идеологической ней-
тральности экономической теории. Отсюда поиск нового названия науки.
Л. Вальрас говорил, например, о “чистой политической экономии”. У. Джевонс
и А. Маршалл предложили широко известное ныне название “economics”, при-
мерно соответствующее понятию “экономика”.
Маржиналистская революция положила начало становлению неокласси-
ческого направления. Как таковое данное направление сформировалось в
90-х г.г. XIX столетия, благодаря работам Маршалла. Это направление стало
господствующим в ведущих индустриальных странах. В 30-60 г.г. ХХ в.
неоклассицизм в результате действия многих причин был потеснен учением
Дж. М. Кейнса. Однако в 70-х г.г. этого века, также по многим причинам,
кейнсианство потеряло свои позиции. Наступило время “неокласического воз-
рождения”.
Основные школы неоклассицизма – это австрийская, английская (кем-
бриджская), американская, лозанская. Все они сложились в XIX столетии. Их
особенности будут рассматриваться ниже. Что касается “неоклассического воз-
рождения”, то соответствующие школы (монетаризм, теория экономики пред-
ложения, теория рациональных ожиданий) можно анализировать только после
изучения теории Дж. М. Кейнса и, следовательно, за пределами этого издания.
1. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
Основателем австрийской школы является Карл Менгер (1840-1921),
профессор Венского университета. Он родился в дворянской семье и получил
образование в Венском и Пражском университетах. После защиты диссертации
занимался журналистикой, а потом был экономическим обозревателем при пра-
вительстве Австрии. В 1871 г., ещё до начала своей будущей университетской
карьеры, К. Менгер издал произведение “Основания политической экономии”.
Его пригласили на преподавательскую работу по дисциплине “Политическая
экономия” в Венский университет, вскоре он получил профессорскую кафедру
политической экономии, а работа над совершенствованием
делом его жизни. Второе издание названного фундаментального труда вышло в
свет только в 1923 г., через два года после смерти автора. Вторая крупная рабо-
та К. Менгера – “Исследования о методе социальных наук и политической эко-
номии в особенности” (1883).
Одним из крупных представителей австрийской школы является Фридрих
фон Визер (1851-1926), барон, получивший образование в университетах Гер-
мании и Австрии, ученик К. Менгера и его преемник на кафедре политической
экономии в Венском университете. Некоторое время работал министром тор-
говли Австро-Венгрии, был удостоен чести стать пожизненным членом верхней
палаты парламента. Однако большую часть своих сил он отдавал научно-
исследовательской и педагогической деятельности. Основные работы Ф. Визе-
ра: “Происхождение и основные законы хозяйственной ценности” (1884), “Ес-
тественная ценность” (1889), “Закон власти” (1926).
Наиболее ярким представителем австрийской школы стал Евгений Бём-
Баверк (1851-1919), дворянин, профессор Венского университета, министр фи-
нансов Австрии, президент Австрийской академии наук, как и Ф. Визер, по-
жизненный член верхней палаты парламента. Основные произведения Бём-
Информация о работе Неоклассическое направление экономической теории