Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа
Эта особенность состоит в
том, что основной круг понятий, которыми оперируют неоклассики, уже освоен
студентами при изучении микроэкономики как составной части учебного курса
экономической теории для студентов экономических специальностей. Цель
работы - понять процесс формирования неоклассической концепции, специфику
отдельных школ неоклассического направления оценить научный вклад его
крупнейших представителей и таким образом увеличить объем знаний и углубить
понимание уже известных категорий, зависимостей, законов,
методологических подходов к исследованию экономических явлений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….
Глава 1. МАРЖИНАЛИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ………………………………………………………………….
Предшественники………………………………………………………………………………………4
Основные особенности………………………………………………………………………………….
Глава 2.ШКОЛЫ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…………………………………………………………………………….
Австрийская школа……………………………………………………………………………………10
Лозанская школа..…………………………………………………........20
Американская школа мировой экономии. Экономические воззрения Дж. Б. Кларка …………………………………………………………………………………………………….…….27
Английская (Кембриджская) школа экономической теории. Учение А. Маршалла………………………………………………………………………………………………….….31
производства благ их предельная полезность, а следовательно, и ценность бу-
дут падать. Другими словами, человек готов платить за настоящее благо боль-
ше, чем за будущее, что соответствует различию в их ценности. “Люди, – гово-
рит Бём-Баверк, – обменивают определенную сумму будущих обязательств на
меньшую сумму денег, так как потребительские блага, которые можно приоб-
рести за эти деньги сегодня, они ценят так же, как большее количество тех же
самых благ в будущем”. Другими словами, человек готов обменять меньшее
количество настоящих благ на большее количество будущих, ибо ценность (по-
лезность) этих количеств является одинаковой. Деньги, как одно из благ, под-
чиняются этому общему правилу. Отсюда феномен процента: например, 100
денежных единиц в настоящий момент равны по ценности 110 денежным еди-
ницам в будущем, т.е. ставка процента равна 10 %.
Допуская неизменность рыночных цен на предметы потребления, теоре-
тические положения Бём-Баверка можно проиллюстрировать следующим
расчетом.
Потребительский кредит равен сумме 100 д.ед., на которые можно купить
10 тов.ед., что составляет совокупную полезность 36 ютилей. Будущее обяза-
тельство равно сумме 120 д.ед., на которые можно купить 12 тов.ед., что со-
ставляет ту же величину совокупной полезности, т.е. 36 ютилей. Учитывая раз-
ницу в оценках настоящих и будущих благ, мы получаем следующие равенства:
100=120; 10=12; 36=36. Полезность одной товарной единицы будущего блага
будет ниже полезности блага настоящего (соответственно, 3 и 3,6), так же, как
полезность в расчете на одну денежную единицу (соответственно, 0,3 и 0,36).
Аналогичным образом рассматриваются отношения наемного работника
и капиталиста. Наемный работник является владельцем труда, т.е. будущего
блага. Это благо он обменивает на заработную плату, т.е. настоящее благо. Ес-
тественно, что работник по истечении какого-то времени произведет опреде-
ленное количество продукта, денежная оценка которого будет выше заработной
платы. Однако его ценность для работника будет равна той ценности, которую
он получил в форме заработной платы. Следовательно, отношения между капи-
талистом и наемным рабочим – это отношения обмена благ настоящих на бу-
дущие, а при условии добровольности сделок они являются равноценными
и справедливыми. Поэтому выводы К. Маркса и других социалистов об экс-
плуатации наемного труда капиталом не соответствуют действительности.
Капитал представлен Бём-Баверком в виде предметов потребления, аван-
сируемых рабочим, занятым в процессе производства. Смысл этого процесса
состоит в том, чтобы блага более отдаленных порядков превратить в блага пер-
вого порядка, т.е. превратить средства производства в предметы потребления. В
зависимости от количества времени, требующегося для этого процесса, возни-
кает определенная разница в ценностях средств производства. По образному
выражению Бём-Баверка, эта “разница и представляет собой ту складку, в кото-
рой скрывается прибыль на капитал”.
На продолжительность указанного периода непосредственное влияние
оказывает развитие “окольных” (косвенных) методов производства. Именно та-
ким методам отдают предпочтение капиталисты в отличие от рабочих, которые
не могут ждать будущих результатов своего труда. “Окольные” методы удли-
няют период производства, поскольку появляются дополнительные акты про-
изводства промежуточных продуктов. Однако при этом производительность
капитала увеличивается и количество благ в будущем превысит их количество
в настоящем. Для иллюстрации этого положения Бём-Баверк обращается к хо-
зяйствованию Робинзона Крузо. Если Робинзон часть своего времени использу-
ет на производство орудий труда – топора, мотыги, сети – вместо того, чтобы
собирать плоды руками, то запас потребительских благ у него сокращается.
Однако применение изготовленных орудий труда в итоге приводит к его воз-
растанию. Применительно к капиталистическому производству это возрастание
является источником прибыли (процента на каптал) как вознаграждение пред-
принимателя за время “ожидания”, пока блага будущие превращаются в
настоящие.
Таким образом, процент, прибыль и капитал существуют там, где имеет
место обмен благ текущего и будущего потребления и, следовательно, высту-
пают как общеэкономические категории, существующие не только в пределах
капиталистического хозяйства.
Естественно, что представители австрийской школы политической эко-
номии заявляют о себе как о сторонниках частного хозяйства и частной собст-
венности. Характерно в этом отношении предупреждение Ф. Визера о крайней
нежелательности превращения государства в единственного владельца всех
средств производства, ибо оно не в состоянии управлять этими средствами
столь же эффективно, как это делают частные лица.
2. ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА
Основателем лозаннской школы неоклассического направления в поли-
тической экономии является Леон Вальрас (1834-1910). Он родился в г. Эвре во
Франции, в семье философа и экономиста Огюста Вальраса, увлекался в юно-
сти различными отраслями знания: учился в Горном институте, занимался фи-
лософией, историей, литературой. Изучив по рекомендации отца работы
О.Курно, Вальрас проявляет глубокий интерес к проблемам экономической
теории, которая становится делом всей его жизни. В 1870 г. он получает вновь
открытую кафедру политической экономии на юридическом факультете Ло-
заннского университета (Швейцария). Уйдя в отставку в 1892 г., Вальрас не
прекращает активной научной деятельности.
Основные работы Л. Вальраса: “Элементы чистой политической эконо-
мии, или теория общественного богатства” (вышла двумя частями в 1874 и 1877
г.г.); “Очерки социальной экономии. Теория распределения общественного бо-
гатства” (1896); “Очерки прикладной политической экономии. Теория произ-
водства общественного богатства” (1896).
В первой из этих работ изложена система общего экономического равно-
весия; во второй рассматривается роль государства, частной собственности и
налогов; в третьей – проблемы финансов, денежного обращения и деятельности
банков.
В названиях работ и их проблематике проявляются особенности методо-
логии Л. Вальраса, его понимания задач и структуры экономической теории.
Признавая действенность объективных экономических законов в сфере
производства, Вальрас считал, что законы сферы распределения устанавлива-
ются сознательно человеческой волей с учетом требований справедливости.
Этим обусловливаются задачи экономической теории и её структура. Послед-
няя включает три раздела:
1) позитивная теория рыночного хозяйства;
2) нормативная теория распределения;
3) прикладная теория, или теория политики.
Л. Вальрас считается основоположником теории общего экономического
равновесия, получившей название замкнутой математической модели эконо-
мического равновесия.
В самом общем виде эта модель может быть представлена в форме сле-
дующей схемы.
35
Р Ы Н О К
35
РАСХОДЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
Х
УСЛУГИ
ПРОДУКТЫ
ДОХОДЫ
ВЛАДЕЛЬЦЫ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ
35
ДОХОДЫ
ХХхХхххххРис. 1
Рыночная модель (по Вальрасу)
РАСХОДЫ
35
Все экономические агенты разделяются на две группы: 1) владельцы про-
изводительных услуг (земли, труда и капитала), т.е. домохозяйства; 2) пред-
приниматели. Эти группы связаны рыночными отношениями так, что каждая из
них является и продавцом и покупателем. Первая покупает производительные
услуги и продает продукты производства; вторая продает производительные
услуги и покупает продукты производства. Следовательно, расходы одних яв-
ляются доходами других и наоборот.
Формирование рыночных цен происходит “аукционным” способом.
Представим, вслед за Вальрасом, что все общество собралось в огромном тор-
говом зале. Каждый участник торжища объявляет свою цену и получает ин-
формацию о всех других ценах. Неприемлемые цены исключаются, и таким пу-
тем свободно, спонтанно в конечном счете формируются постоянные устойчи-
вые цены. Равновесные цены устанавливаются в точке равновесия между по-
лезностью товара (критерий цены со стороны покупателя) и издержками его
Информация о работе Неоклассическое направление экономической теории