Налогово-бюджетная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

фискальная политика рб.docx

— 89.07 Кб (Скачать)

  Дальнейший  рост эффективности налоговой системы, осуществляемый одновременно с оптимизацией бюджетных расходов, по нашему мнению, создаст условия для существенного  снижения к 2010 году доли сектора государственного управления.

  В основу проекта  заложено выполнение параметров Программы  социально-экономического развития на 2006 - 2010 годы, одобренной на третьем  Всебелорусском народном собрании, и  требований Президента, озвученных в  Послании белорусскому народу и Парламенту.

  Бюджетно-налоговая  политика в 2007 году будет направлена на создание макроэкономических условий  для стимулирования экономического роста, упрощение налоговой системы, оптимизацию налоговой нагрузки, обеспечение финансовыми ресурсами  приоритетных направлений государственных  расходов.

  В рамках работы по выполнению положений Программы  в 2007 году предлагается отменить чрезвычайный налог (ставка 3% от фонда заработной платы) и отчисления в государственный  фонд содействия занятости (ставка 1 % от фонда заработной платы).

  Отмена чрезвычайного  налога и отчислений в государственный  фонд содействия занятости уменьшит доходы республиканского бюджета соответственно на 560 и 188 млрд. руб.

  Расходы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС будут финансироваться за счет общих поступлений государственных  доходов, а расходы государственного фонда содействия занятости - за счет средств Фонда социальной защиты населения, предусмотренных на социальное страхование.

  Для упрощения  исчисления и взимания местных налогов  и сборов предлагается отменить местные  целевые сборы, уплачиваемые по ставке 3% от прибыли, оставшейся в распоряжении организаций после налогообложения, а также установить единую предельную ставку местных налогов с продаж товаров в розничной торговле и налога на услуги в размере 10% вместо действующих в 2006 г. дифференцированных ставок (на продажу импортных товаров - 15%, других товаров - 5%, на услуги - 10%). Это позволит значительно упростить ведение учета и исчисление этих налогов.

  В целях  компенсации выпадающих доходов  бюджета в связи с отменой  местных целевых сборов предлагается повысить ставку налога на прибыль  с 24 до 26%.

  Реализация  указанных мер с учетом компенсирующего  увеличения доходов бюджета за счет увеличения налогооблагаемой прибыли (0,16% ВВП) обеспечит снижение налоговой  нагрузки в 2007 г на 0,5 процентных пункта к ВВП (суммарно около 423 млрд. руб.).

  Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. № 506 создана и продолжает деятельность на постоянной основе рабочая  группа для подготовки предложений  по упрощению налоговой системы  под руководством заместителя премьер-министра Республики Беларусь А.В. Кобякова. На 2006 г. рабочей группой были выработаны и правительством поддержаны предложения  об отмене местного налога на приобретение бензина и дизельного топлива  и налога с продаж автомобильного топлива и одновременном увеличении ставок акцизов на нефтепродукты, снижении так называемых «оборотных» платежей с 3,9 до 3% за счет отмены сбора на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием  и ремонтом жилищного фонда, а  также местного сбора с физических лиц при пересечении государственной  границы Республики Беларусь.

  Вместе с  тем, учитывая критику Главы государства  о необходимости дальнейшего  упрощения налогового законодательства, прозвучавшую в адрес правительства  в Послании белорусскому народу и  Парламенту, предполагается дополнительно  реализовать на 2007 г. следующие мероприятия.

  В части  совершенствования специальных  режимов налогообложения и изменения  подходов в уплате налогов в зависимости  от плательщиков необходимо продлить после 1 января 2007 г для индивидуальных предпринимателей, которые вправе привлекать не более трех наемных работников и являются плательщиками единого  налога, созданные Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г  № 285 условия уплаты НДС при ввозе  товаров из Российской Федерации  в фиксированной сумме; для индивидуальных предпринимателей, а также организаций - субъектов малого предпринимательства (микропредприятия), у которых количество наемных работников не превышает 15 человек, а годовая выручка - 600 млн. руб., целесообразно применение упрощенной системы налогообложения.

  Применение  упрощенной системы налогообложения  заменяет необходимость уплаты совокупности установленных налогов, сборов (пошлин) путем внесения налога по ставке 10% от валовой выручки. При этом действует  упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности; для индивидуальных предпринимателей, а также организаций - субъектов  малого предпринимательства (малые  предприятия), у которых количество наемных работников от 15 до 100 человек, дополнительно прорабатываются  предложения по упрощению системы  уплаты налогов.

  В части  совершенствования и упрощения  общей системы налогообложения  полагаем необходимо отказаться от применения пониженной ставки налога на добавленную  стоимость в размере 10%, что позволит значительно упростить бухгалтерский  и налоговый учет организаций  и их расчеты с бюджетом по НДС. А также отказаться от применения налогов, которые имеют незначительный удельный вес в сумме общих  налоговых поступлений. Так, целесообразно  упразднить налог на доходы в виде дивидендов и включить дивиденды в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль. При этом включить в состав объектов обложения государственной пошлины регистрационные и лицензионные сборы, иные сборы и платы, которые носят налоговый характер и взимаются в настоящее время на основании решений правительства и республиканских органов государственного управления. Законодательно более четко урегулировать состав затрат, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, а также особенности таких затрат для отдельных отраслей экономики и видов деятельности.

  В условиях снижения налоговой нагрузки основные усилия при формировании расходов бюджета  должны быть сосредоточены на повышении  эффективности использования бюджетных  средств, концентрации их на выполнении в 2007г. важнейших государственных  программ и мероприятий, оптимизации  и упорядочении расходов.

  С учетом этого  в указаниях о порядке формирования проекта бюджета на 2007 г. министерствам  и ведомствам текущие расходы  бюджетных организаций (кроме заработной платы, стипендий, пособий) рекомендовано  планировать в пределах планов текущего года.

  Расходы бюджета  на заработную плату увеличиваются  на 16% в целях достижения реального  роста заработной платы, установленного Программой (108,5-109,5% к уровню 2006 г.). Размер среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы к концу 2007 г. составит 700-710 тыс. руб., или в эквиваленте 320-325 долл. США, при среднегодовой  тарифной ставке первого разряда 73 тыс. руб.

  Учитывая  ограниченность источников финансирования дефицита республиканского бюджета, прогнозируется его размер в пределах 1 % ВВП.

  Финансирование  дефицита республиканского бюджета  предполагается за счет внутренних источников в размере 500 млрд. руб. в основном путем привлечения средств от размещения государственных ценных бумаг; а также внешних источников - 410 млрд. руб. Таким образом, в целом  финансирование дефицита может составить 910 млрд. руб. (1%ВВП).

  Привлечение источников финансирования дефицита бюджета  в таком объеме является достаточно сложной задачей.

  Таким образом, на макроэкономическом уровне расходы  консолидированного бюджета в 2007 г  прогнозировались исходя из расчетных  доходов и дефицита бюджета, определенного  в размере 1% ВВП. При этом уровень  расходов к ВВП сократится в сравнении  с 2006 г с 37,3 до 36,3%. 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Одним из основных инструментов макроэкономического  регулирования является фискальная политика. Под этим термином понимают совокупность мер, предпринимаемых  правительственными органами по изменению  государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание  колебаний экономического цикла, обеспечение  устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

  Фискальная  политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической  ситуации делится на дискреционную  и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов).

  В области  налогового регулирования упор следует  сделать помимо снижения ставок и  сокращения общего числа налогов  на двух основных моментах: во-первых, на реальном выравнивании условий хозяйствования во всех сферах деятельности, что потребует, видимо, некоторой дифференциации ставок в зависимости от конкретного  экономического сектора; во-вторых, на совершенствовании базы налогообложения  по всем основополагающим налогам. К  их числу относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, акцизы, налоги на имущество, платежи за ресурсы и землю.

  Часть налогов, например, налог с продаж, целесообразно, на наш взгляд, отменить, остальные  должны быть просты в расчетах и  необременительны для экономических  агентов.

  За период 1998-2006гг. в области бюджетно-налоговой  политики были достигнуты следующие  результаты.

  Совершенствование бюджетно-налоговой системы. Основными  недостатками налоговой системы  в 1997г. была сложность налоговой  системы, большое количество налогов  и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды со сходной налоговой базой, высокий уровень косвенного налогообложения, субсидирования, дотирования убыточных  отраслей (жилищно-коммунального и  сельского хозяйства, пассажирского  транспорта) и перераспределения  средств из республиканского в местные  бюджеты.

  За анализируемый  период в соответствии с прогнозными  документами в бюджетно-налоговой  системе осуществлены следующие  изменения:

  - принят  закон «О бюджетной системе  Республики Беларусь и государственных  внебюджетных фондах»;

  - введена  в действие новая бюджетная  классификация;

  - в 1998г.  осуществлен перевод ряда внебюджетных  фондов в бюджет, в том числе:  республиканского фонда поддержки  производителей сельскохозяйственной  продукции и продовольствия, республиканского  дорожного фонда, государственного  фонда содействия -занятости, республиканского  фонда «Энергосбережение», республиканского  фонда охраны природы;

  - укреплена  база местных бюджетов (подоходный  налог с физических лиц, плата  за древесину, налог на недвижимость, земельный налог, экологический  налог за переработку нефти,  налог для субъектов малого  предпринимательства полностью  зачисляются в местные бюджеты,  а также местные целевые бюджетные  фонды охраны природы, дорожные  и жилищно-инвестиционные фонды,  фонды стабилизации экономики  производителей сельскохозяйственной  продукция и продовольствия);

  а введен новый (счет-фактурный) метод расчета НДС  и совершается переход на принцип  страны назначения;

  - изменены  и понижены ставки многих налогов  и отчислений (чрезвычайного. НДС,  на топливо, целевых бюджетных  фондов);

  - расширена  база налогообложения и введены  новые льготы по ряду налогов  (на прибыль, НДС, целевые бюджетные  и внебюджетные фонды);

  - объединены  налоги и отчисления, уплачиваемые  из одной базы налогообложения  (чрезвычайный налог и отчисления  в государственный фонд содействия  занятости - 5% от ФЗП; отчисления  в республиканский фонд поддержки  производителен сельскохозяйственной  продукции, продовольствия и аграрной  науки, отчисления средств пользователями  автомобильных дорог - 2,5% выручки  от реализации продукции, работ,  услуг; целевые сборы в местные  целевые бюджетные фонды стабилизации  экономики производителей сельскохозяйственной  продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные  фонды и целевые сборы на  поддержание расходов, связанных  с содержанием и ремонтом жилищного  фонда, - 2% выручки от реализации  продукции, работ, услуг);

  - разработан  Налоговый кодекс Республики  Беларусь, унифицированный с Налоговым  кодексом Российской Федерации,  который должен быть принят  Парламентом Республики Беларусь  в 2002г. Данные изменения в  основном действовали в сторону  упрощения налоговой системы,  снижения налоговой нагрузки  и уменьшения числа налогов  и сборов в бюджет и внебюджетные  фонды. Однако некоторые изменения  привели к росту налоговой  нагрузки на субъекты хозяйствования, в частности, в 2000г. были  введены сборы в новый жилищно-инвестиционный  фонд и увеличена ставка налога  на прибыль с 25% в 1999г. до 30% в 2000г.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика РБ