Налогово-бюджетная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

фискальная политика рб.docx

— 89.07 Кб (Скачать)

  Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка  бюджета полной занятости свидетельствуют  о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. Сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета  полной занятости является результатом  реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой — сокращение совокупного  спроса.

  Практическая  значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения  состоит в том, что она является одним из показателей возможности  увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для  определения платежеспособности государства [5, c. 34].

  

  Рис. 2.1. Бюджетные  дефициты, излишки. Бюджет полной занятости

  Кроме того, для определения уровня налоговой  нагрузки на микро- и макроуровнях используются следующие показатели:

  - предельная  налоговая ставка (отношение абсолютных  изменений сумм доходов, поступивших  в бюджет, и абсолютного изменения  ВВП);

  - эластичность  совокупных налоговых поступлений  по доходу (коэффициент эластичности, показывающий степень оживления  доходов);

  - налоговый  мультипликатор и индекс концентрации, отражающие степень контроля  государства;

  - уровень  централизации финансовых ресурсов.

  Средством достижения целей фискальной политики является бюджетно-налоговый механизм, который включает совокупность различных  организационно-правовых форм и методов, используемых государством для реализации стабилизационной политики, а также  ее институциональное оформление [5, c. 35].

  Правительства в зависимости от экономических  условий и этапа развития национальной экономики выбирают формы бюджетно-налогового воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные.

  Прямая форма  регулирования предполагает использование  в основном инструментов бюджетного регулирования, среди которых —  субсидии, субвенции, дотации отдельным  предприятиям и отраслям, регионам; целевые кредиты; государственные  закупки товаров и услуг; государственные  инвестиции.

  Косвенная форма регулирования основывается на сочетании бюджетных и налоговых  регуляторов, с помощью которых  государство может воздействовать на финансовые возможности производителей, размеры платежеспособного спроса, инвестиции, расходы предприятий, инфляционные процессы, бюджетный дефицит, государственный  долг и др. Среди косвенных форм регулирования — налоги и налоговые  льготы, взносы в фонды социального  страхования, государственные займы  и др.

  Правительства с целью реализации стабилизационной политики, оказания стимулирующего или  сдерживающего воздействия на экономику  используют многообразные методы бюджетного регулирования:

  налоги и  налоговые льготы;

  прямое бюджетное  финансирование общегосударственных  программ (природоохранных, инвестиционных, приватизации, развития топливно-энергетического  комплекса, создания новых рабочих  мест, финансирования фундаментальных  научных исследований и др.);

  - субсидирование  некоторых отраслей, предприятий,  хозяйств для выравнивания экономических  условий хозяйствования;

  - субсидирование  цен (льготные тарифы на электроэнергию  и воду для отдельных районов  и др.);

  - выдачу  беспроцентных и льготных кредитов  в виде займов под низкий  процент, долгосрочных займов, дотаций  по кредитам, а также гарантий  банковских ссуд для фермерских  хозяйств, венчурных фирм, предприятий,  проводящих конверсию;

  - создание  за счет бюджетных ресурсов  особых фондов и резервов для  предотвращения диспропорций в  развитии экономики, поддержания  предприятий и др. (стабилизационные  фонды, материальные резервы,  фонд непредвиденных расходов);

  - предоставление  государственных инвестиций отсталым  регионам, используемым для размещения  предприятий национализированных  отраслей, строительства производственных  зданий широкого назначения;

  - введение  надбавок за каждое вновь созданное  рабочее место с целью поощрения  создания новых высокотехнологичных  производств, а также надбавок  к инвестициям для поощрения  вложений в отсталые регионы;

  - социальное  регулирование для обеспечения  социальных гарантий через распределение  бюджетной части национального  дохода на развитие социальной  сферы, создание социально-культурных  учреждений, оказание помощи отдельным  слоям населения (пособия, пенсии, индексация доходов);

  - экологические  сборы, используемые на охрану  окружающей среды;

  - оказание  помощи (технической, в размещении  рекламы, реализации продукции,  экспорте) частным предприятиям [5, c. 41].

  Правительства используют также огромный арсенал  методов налогового регулирования  экономики на микро- и макроуровне, среди которых выделяются:

  - методы, связанные  с видами, ставками, структурой налогов  (введение новых или повышение  ставок действующих налогов;

  - манипулирование  величиной ставок налогов на  определенной территории или  в определенный промежуток времени;  изменение структуры налогов;

  - использование  прогрессивной системы налогообложения;  дифференциация ставок налогов  по отраслям и видам производств;  использование разнообразных систем  подоходного обложения корпораций);

  - методы, связанные  с льготами и скидками, в том  числе поощряющими деловую активность, стимулирующими миграцию капитала, развитие экспортного производства, предпринимательства, научных исследований  и др. (льготы и скидки на  личные доходы налогоплательщиков; система ускоренной амортизации;  инвестиционный налоговый кредит; льготы отдельным отраслям и  компаниям; скидки на прибыль  малого бизнеса и убыточных  предприятий; вычеты из налоговой  базы расходов на научные исследования; льготы при обложении доходов  от прироста капитала; льготы, стимулирующие  частные инвестиции в акции,  а также предприятиям, создающим  рабочие места, иностранным инвесторам  в оффшорных зонах, налоговых  гаванях и др.);

  - методы, связанные  с гармонизацией и унификацией  национальных налоговых систем (согласование  налоговых законодательств, унификация  ставок по ведущим видам налогов,  структур налогообложения, механизмов  изъятия налогов, состава налогооблагаемых  доходов) [10, c. 13].

  В настоящее  время существует множество публикаций, имеющих отношение к фискальной политике государства. Так, проблемы бюджетной  политики в системе госрегулирования рассматривали в разное время  Дж. М. Кейнс, В. Леонтьев, А. Маршалл, П. Сэмюэлсон, X. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт. Вопросы эффективности бюджетной  политики были приоритетными в работах  В.Г. Панскова, СЮ. Глазьева, В.Л. Перламутрова. Отдельные аспекты налоговой  политики и бюджетно-налогового регулирования  изложены в работах таких белорусских  ученых, как Г.А. Шмарловская, И.В. Новикова, Е.Ф. Киреева, Е.Г. Каштанова.

  Современные исследования фискальной политики в  отечественной и зарубежной литературе можно свести к шести основным направлениям.

  1. Анализ  краткосрочного состояния фискальной  политики в стране (акцент на "автоматических  стабилизаторах"). До применения  какого-либо инструмента фискальной  политики следует как можно  точнее проанализировать текущее  состояние финансов в стране. Наиболее подходящими индикаторами  такого состояния являются текущий,  структурный (циклически нейтральный), а в некоторых случаях —  операционный балансы (при достаточно  высоких темпах инфляции). Важно  получить достоверные сведения  о текущей макроэкономической  ситуации в стране (стадия экономического  цикла, природа экзогенных факторов, степень глобализации экономической  системы) и макроэкономическом  режиме (фиксированный или плавающий  обменный курс, открытая или закрытая  экономика) — все это оказывает  влияние на размер мультипликаторов. Так, в большой открытой экономике  мультипликаторы больше, чем в  Малой открытой экономике, а  фискальная политика имеет большее  влияние на внутренние агрегаты  при фиксированном обменном курсе,  чем при плавающем. Однако бывает  довольно сложно отделить влияние  инструментов фискальной политики  на структурный баланс бюджета  от фискальных эффектов являющихся  следствием колебаний бизнес-цикла.

  Фискальная  политика призвана:

  способствовать  эффективному размещению ресурсов в  тех сферах деятельности, где согласно теоретическим положениям государство  может сделать это более эффективно, чем рынок;

  перераспределять  ресурсы, поскольку рынок производит меньшее количество продукции, чем  требуется потребителям, и, значит, государство с помощью системы  налогообложения доходов и косвенных  налогов частично исправляет ситуацию;

  стабилизировать колебания в ходе бизнес-цикла.

  Стабилизационный  эффект может быть достигнут тремя  основными способами. Во-первых, мерами дискреционной фискальной политики. Стабилизационное воздействие налогов  и государственных расходов обусловлено  тем, что они обладают мультипликационным эффектом, при котором изменение  ВВП гораздо больше, чем вызвавшее  его изменение этих налогов и госрасходов (соответствующие мультипликаторы больше единицы). Однако многие авторы доказывают, что следует быть более аккуратными при использовании мер дискреционной политики для стимулирования экономической активности, так как бывает трудно определить необходимое время реакции экономики на применяемые инструменты ввиду наличия временных лагов. К тому же, практика показывает, что дискреционная фискальная политика имеет умеренный эффект, потому что мультипликаторы независимо от инструментов фискальной политики очень малы. Например, из опыта развитых стран известно, что краткосрочный налоговый мультипликатор в среднем равен 0,5, а мультипликатор госрасходов — около 1. Иногда фискальные мультипликаторы бывают отрицательны, а это парадоксальный случай так называемого экспансионистского фискального сокращения [2].

  Во-вторых, для стабилизации можно использовать непрямое регулирование. В этом случае правительство непосредственно  не изменяет ни величину расходов, ни их состав. Государственные расходы  остаются фиксированными независимо от стадии цикла. Они имеют непрямую стабилизирующую функцию.

  В-третьих, при выборе приемлемых мер политики в последние годы часто склоняются к приоритету "автоматических стабилизаторов". Во времена спада экономической  активности сокращаются налоговые  поступления и увеличиваются  выплаты по безработице, которые  стимулируют совокупный спрос. Во время  подъема — наоборот, увеличивается  доходная часть бюджета ввиду  роста налоговых поступлений  и сокращаются трансфертные выплаты, что противодействует экспансии  совокупного спроса. Ввиду отмеченной ранее особенности фискальных мультипликаторов "автоматические стабилизаторы" считаются сейчас более действенными, к тому же, они применяются без  специального вмешательства государства  и именно тогда, когда в этом возникает  необходимость.

  2. Рассмотрение  средне- и долгосрочных эффектов  фискальной политики. Цель вмешательства  в экономику, таким образом,  — осуществлять регулирование,  чтобы краткосрочные колебания  в фискальном балансе не являлись  отклонением от приемлемой траектории  фискальной политики в среднесрочном  периоде. Такая траектория должна  быть определена и на долгосрочный  период. Она обычно выражается  в виде специальных "фискальных  правил".

  Ухудшение состояния общественных финансов западных экономик в 70—80-е гг. прошлого века спровоцировало споры о целесообразности твердой линии экономической  политики и о возможности отклонений от нее.

  Проведение  политики по правилам предполагает: предварительное  объявление о мерах, предпринимаемых  в различных ситуациях; строгое  следование программе; наказание несогласных. Под некоторой свободой экономической  политики понимается дискреционная  политика, позволяющая оценивать  характер проблем в каждом конкретном случае и выбирать наиболее подходящие для данного момента меры.

  В макроэкономическом контексте правило фискальной политики определяется как ее перманентное ограничение, описываемое в терминах индикаторов  сводных фискальных преобразований (дефицит госбюджета, заимствование, долг или их основные компоненты, выражаемые как численный предел в пропорции  к ВВП).

  Аргументами для обоснования принятия правил фискальной политики являются: макроэкономическая стабильность; поддержка других политик (социальной, кредитно-денежной); устойчивость фискальной политики; устранение негативных черт рыночных действий.

  Традиционный  аргумент правил фискальной политики — макроэкономическая стабильность. В ряде западноевропейских стран  и Японии правило текущего бюджетного баланса было предписано для поддержки  послевоенной стабилизации; когда эта  цель была достигнута, правила были упрощены или забыты. Это же касается ограничения или запрещения государственного заимствования у всех внутренних источников и частично у Центрального банка. Тем самым устраняется основной источник увеличения денежной базы и инфляционного давления.

  Использование правил фискальной политики может сочетаться с другими финансовыми политиками. Например, правило, сокращающее бюджетный  дефицит, ведет к уменьшению бремени  монетарной политики.

  Исторически фискальные правила использовались на различных государственных уровнях  при устранении негативных черт рыночных действий. Речь идет о правилах соблюдения величины государственного долга и  резервов.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика РБ