Налогово-бюджетная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

фискальная политика рб.docx

— 89.07 Кб (Скачать)

  Фискальная  политика призвана:

  • способствовать эффективному размещению ресурсов в  тех сферах деятельности, где согласно теоретическим положениям государство  может сделать это более эффективно, чем рынок;

  • перераспределять ресурсы, поскольку рынок производит меньшее количество продукции, чем  требуется потребителям, и, значит, государство с помощью системы  налогообложения доходов и косвенных  налогов частично исправляет ситуацию;

  • стабилизировать  колебания в ходе бизнес-цикла.

  Стабилизационный  эффект может быть достигнут тремя  основными способами. Во-первых, мерами дискреционной фискальной политики. Стабилизационное воздействие налогов  и государственных расходов обусловлено  тем, что они обладают мультипликационным эффектом, при котором изменение  ВВП гораздо больше, чем вызвавшее  его изменение этих налогов и  госрасходов (соответствующие мультипликаторы  больше единицы). Однако многие авторы доказывают, что следует быть более  аккуратными при использовании  мер дискреционной политики для  стимулирования экономической активности, так как бывает трудно определить необходимое время реакции экономики на применяемые инструменты ввиду наличия временных лагов. К тому же, Практика показывает, что дискреционная фискальная политика имеет умеренный эффект, потому что мультипликаторы независимо от инструментов фискальной политики очень малы. Например, из опыта развитых стран известно, что краткосрочный налоговый мультипликатор в среднем равен 0,5, а мультипликатор госрасходов — около 1. Иногда фискальные мультипликаторы бывают отрицательны, а это парадоксальный случай так называемого экспансионистского фискального сокращения.

  Во-вторых, для стабилизации можно использовать непрямое регулирование. В этом случае правительство непосредственно  не изменяет ни величину расходов, ни их состав. Государственные расходы  остаются фиксированными независимо от стадии цикла. Они имеют непрямую стабилизирующую функцию.

  В-третьих, при выборе приемлемых мер политики в последние годы часто склоняются к приоритету "автоматических стабилизаторов". Во времена спада экономической  активности сокращаются налоговые  поступления и увеличиваются  выплаты по безработице, которые  стимулируют совокупный спрос. Во время  подъема — наоборот, увеличивается  доходная часть бюджета ввиду  роста налоговых поступлений  и сокращаются трансфертные выплаты, что противодействует экспансии  совокупного спроса. Ввиду отмеченной ранее особенности фискальных мультипликаторов "автоматические стабилизаторы" считаются сейчас более действенными, к тому же, они применяются без  специального вмешательства государства  и именно тогда, когда в этом возникает  необходимость.

  2. Рассмотрение  средне- и долгосрочных эффектов  фискальной политики. Цель вмешательства  в экономику, таким образом,  — осуществлять регулирование,  чтобы краткосрочные колебания  в фискальном балансе не являлись  отклонением от приемлемой траектории  фискальной политики в среднесрочном  периоде. Такая траектория должна  быть определена и на долгосрочный  период. Она обычно выражается  в виде специальных "фискальных  правил".

  Ухудшение состояния общественных финансов западных экономик в 70 —80-е гг. прошлого века спровоцировало споры о целесообразности твердой линии экономической  политики и о возможности отклонений от нее*.

  Проведение  политики по правилам предполагает: предварительное  объявление о мерах, предпринимаемых  в различных ситуациях; строгое  следование программе; наказание несогласных. Под некоторой свободой экономической  политики понимается дискреционная  политика, позволяющая оценивать  характер проблем в каждом конкретном случае и выбирать наиболее подходящие для данного момента меры.

  В макроэкономическом контексте правило фискальной политики определяется как ее перманентное ограничение, описываемое в терминах индикаторов  сводных фискальных преобразований (дефицит госбюджета, заимствование, долг или их основные компоненты, выражаемые как численный предел в пропорции  к ВВП).

  Аргументами для обоснования принятия правил фискальной политики являются: макроэкономическая стабильность; поддержка других политик (социальной, кредитно-денежной); устойчивость фискальной политики; устранение негативных черт рыночных действий.

  Традиционный  аргумент правил фискальной политики — макроэкономическая стабильность. В ряде западно-европейских стран  и Японии правило текущего бюджетного баланса было предписано для поддержки  послевоенной стабилизации; когда эта  цель была достигнута, правила были упрощены или забыты. Это же касается ограничения или запрещения государственного заимствования у всех внутренних источников и частично у Центрального банка. Тем самым устраняется основной источник увеличения денежной базы и инфляционного давления.

  Использование правил фискальной политики может сочетаться с другими финансовыми политиками. Например, правило, сокращающее бюджетный  дефицит, ведет к уменьшению бремени  монетарной политики.

  Исторически фискальные правила использовались на различных государственных уровнях  при устранении негативных черт рыночных действий. Речь идет о правилах соблюдения величины государственного долга и  резервов.

  В принципе, этих целей можно попытаться достичь  при помощи дискреционных фискальных мер в контексте исполнения ежегодного бюджета или среднесрочного плана  приспособления. Однако попытки стабилизационных программ в некоторых развитых и  развивающихся странах, пытавшихся корректировать устойчивые бюджетные  дефициты в последние 20 лет, были менее  чем успешны. Поэтому, хорошо разработанные  правила фискальной политики могут  демонстрировать более прогнозируемый эффект нежели дискреционная политика.

  3. Достижение  фискальной устойчивости. Кризис  на рынке капиталов в последние  несколько лет привел к осознанию  необходимости финансовой устойчивости  экономики. Кроме обычных рисков  дефолта и макроэкономической  нестабильности неустойчивая фискальная  позиция налагает на страну  другие потенциальные риски и  издержки. Хотя оценка фискальной  устойчивости является более  делом искусства, чем научного  подхода, обычно ее начинают  с определения бремени внешнего  долга. Старение населения приводит  к возрастанию доли валовых  расходов, поэтому для баланса  бюджета может потребоваться  увеличение налогового бремени.  Это следует учесть — в долгосрочной  перспективе неизбежно увеличение  налогового бремени и доли  расходов, перераспределяемых через  бюджет ("закон Вагнера").

  На динамику государственного долга может также  оказать влияние рост расходов по обслуживанию долга, а значит, их следует  внести в определение фискальной устойчивости. Правила нахождения дефицита бюджета в рамках 2 — 3 % от ВВП  и государственного долга не более 60 % от ВВП имеют как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, не выходя за пределы  этих рамок, можно противостоять  уязвимости от внешних факторов, а  с другой — "генерировать" неустойчивость в ходе бизнес-цикла.

  4. Гарантии  успешной реализации фискальной  политики. Осуществление фискальной  политики имеет смысл лишь  при условии, что правительство  может доказать способности ее  успешной реализации. Гарантии могут  быть разделены на теоретические,  законодательные и институциональные.

  Теоретические гарантии содержат указания на необходимость  получить реалистичную картину фискальной ситуации в стране. Важно помнить  о случаях, когда эта картина  может быть обманчива (использование  неверных индикаторов, квазифискальная  деятельность, эффект "вытеснения", методология финансовой статистики, неправильная интерпретация данных).

  Законодательные гарантии предполагают обязательность решений правительства для всех субъектов хозяйствования, в том  числе государство должно быть в  состоянии влиять на фискальные агрегаты в случаях внезапно возникающих  отклонений.

  Институциональные гарантии предупреждают о случаях, когда фискальная политика может  быть непоследовательной из-за приоритетов  отдельных лиц во время избирательных  кампаний. После того, как заранее  провозглашенная в качестве оптимальной  политика сформирует соответствующие  ожидания и поведение домашних хозяйств и предприятий, она вдруг пересматривается и не проводится до конца. В этом и заключается проблема непоследовательности.

  5. Структурное  содержание фискальной политики. В данном направлении исследования  анализируется специфика политики  расходов и налогов для конкретной  страны. Главная проблема, которая  здесь интересует экономистов,  — как повысить эффективность  программ общественных расходов  и минимизировать потери эффективности  фискальной политики, мобилизовав  налоговые поступления.

  Для развитых стран предлагается (со стороны доходов) скорее снижать расходы, чем увеличивать  налоги; для развивающихся государств, где программы расходов слабы, —  увеличивать долю налоговых поступлений. Для того чтобы снизить возможный  обратный эффект от роста налогов, иногда следует одновременно снижать долю расходов и налоговое бремя.

  Что касается расходов, то важно снижать их на относительно непродуктивные программы  или те, затраты на которые растут в большей степени, чем в результате стимулируется совокупный спрос. Для  индустриальных стран, например, следует  поддерживать инвалидов и больных, но урезать программы общественных работ, страхования занятости, субсидий работающим. С учетом старения населения  в этих странах следует проводить  пенсионные реформы, чтобы человек  в течение жизни сам заработал  желаемый размер пенсии.

  6. Важность  качества, прозрачности бюджетного  процесса, хорошего государственного  управления. Сущность данного направления  исследования фискальной политики  в возвеличивании роли институтов, которые претворяют эту политику  в жизнь. Не секрет, что успешная  фискальная политика должна быть  поддержана эффективной системой  управления государственных расходов  и сбора налогов. Усилия стран  по обеспечению прозрачности  бюджетного процесса касаются  не только развивающихся и  переходных экономик, но также  развитых стран.

  Таким образом, обобщенный анализ современных исследований фискальной политики демонстрирует  многообразие взглядов. Безусловно, развитые страны имеют больший опыт в проведении фискальной политики, кроме того, их заслугой является формулирование сущности и суммирование результатов фискальной политики. Среди выделенных направлений  исследований, на наш взгляд, менее  важные четвертое и шестое. Остальные  направления особенно интересны  в переходный период, так как расширяют  трактовку фискальной политики для  отдельных государств, групп стран, разных периодов бизнес-цикла, хотя, как  было отмечено выше, довольно часто  страдают отсутствием системного подхода. 

  2. ПРОБЛЕМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ  В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

  Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить  ее результаты. Наиболее часто в  этих целях используют состояние  государственного бюджета, так как  осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением  бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям  о действенности, проводимой дискреционной  политики достаточно сложно. Это объясняется  тем, что, с одной стороны, фактические  бюджетные дефициты и излишки  могут изменяться вследствие целенаправленного  изменения государственных расходов и налогов, а с другой — на их размеры могут повлиять изменения  объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить  эти причины и иметь возможность  оценить правильность принимаемых  мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит  или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала  в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки (рис. 2.1). Предположим, что бюджет может  быть сбалансирован в точке Е  при объеме выпуска QE. Фактический объем производства Q1, а потенциальный (при полной занятости) — Q2. Существующий при фактическом объеме производства Qбюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает, что при полной занятости и тех же фактических государственных расходах и налогах (линии G и Т остаются на прежних местах) бюджет полной занятости имеет излишек MN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей, и отчасти, поэтому уровень производства в стране был ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупного спроса.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика РБ