Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фискальная политика призвана:
• способствовать
эффективному размещению ресурсов в
тех сферах деятельности, где согласно
теоретическим положениям государство
может сделать это более
• перераспределять
ресурсы, поскольку рынок производит
меньшее количество продукции, чем
требуется потребителям, и, значит,
государство с помощью системы
налогообложения доходов и
• стабилизировать колебания в ходе бизнес-цикла.
Стабилизационный
эффект может быть достигнут тремя
основными способами. Во-первых, мерами
дискреционной фискальной политики.
Стабилизационное воздействие налогов
и государственных расходов обусловлено
тем, что они обладают мультипликационным
эффектом, при котором изменение
ВВП гораздо больше, чем вызвавшее
его изменение этих налогов и
госрасходов (соответствующие
Во-вторых, для стабилизации можно использовать непрямое регулирование. В этом случае правительство непосредственно не изменяет ни величину расходов, ни их состав. Государственные расходы остаются фиксированными независимо от стадии цикла. Они имеют непрямую стабилизирующую функцию.
В-третьих, при выборе приемлемых мер политики в последние годы часто склоняются к приоритету "автоматических стабилизаторов". Во времена спада экономической активности сокращаются налоговые поступления и увеличиваются выплаты по безработице, которые стимулируют совокупный спрос. Во время подъема — наоборот, увеличивается доходная часть бюджета ввиду роста налоговых поступлений и сокращаются трансфертные выплаты, что противодействует экспансии совокупного спроса. Ввиду отмеченной ранее особенности фискальных мультипликаторов "автоматические стабилизаторы" считаются сейчас более действенными, к тому же, они применяются без специального вмешательства государства и именно тогда, когда в этом возникает необходимость.
2. Рассмотрение
средне- и долгосрочных эффектов
фискальной политики. Цель вмешательства
в экономику, таким образом,
— осуществлять регулирование,
чтобы краткосрочные колебания
в фискальном балансе не
Ухудшение состояния общественных финансов западных экономик в 70 —80-е гг. прошлого века спровоцировало споры о целесообразности твердой линии экономической политики и о возможности отклонений от нее*.
Проведение политики по правилам предполагает: предварительное объявление о мерах, предпринимаемых в различных ситуациях; строгое следование программе; наказание несогласных. Под некоторой свободой экономической политики понимается дискреционная политика, позволяющая оценивать характер проблем в каждом конкретном случае и выбирать наиболее подходящие для данного момента меры.
В макроэкономическом контексте правило фискальной политики определяется как ее перманентное ограничение, описываемое в терминах индикаторов сводных фискальных преобразований (дефицит госбюджета, заимствование, долг или их основные компоненты, выражаемые как численный предел в пропорции к ВВП).
Аргументами для обоснования принятия правил фискальной политики являются: макроэкономическая стабильность; поддержка других политик (социальной, кредитно-денежной); устойчивость фискальной политики; устранение негативных черт рыночных действий.
Традиционный аргумент правил фискальной политики — макроэкономическая стабильность. В ряде западно-европейских стран и Японии правило текущего бюджетного баланса было предписано для поддержки послевоенной стабилизации; когда эта цель была достигнута, правила были упрощены или забыты. Это же касается ограничения или запрещения государственного заимствования у всех внутренних источников и частично у Центрального банка. Тем самым устраняется основной источник увеличения денежной базы и инфляционного давления.
Использование
правил фискальной политики может сочетаться
с другими финансовыми
Исторически
фискальные правила использовались
на различных государственных
В принципе,
этих целей можно попытаться достичь
при помощи дискреционных фискальных
мер в контексте исполнения ежегодного
бюджета или среднесрочного плана
приспособления. Однако попытки стабилизационных
программ в некоторых развитых и
развивающихся странах, пытавшихся
корректировать устойчивые бюджетные
дефициты в последние 20 лет, были менее
чем успешны. Поэтому, хорошо разработанные
правила фискальной политики могут
демонстрировать более
3. Достижение
фискальной устойчивости. Кризис
на рынке капиталов в
На динамику
государственного долга может также
оказать влияние рост расходов по
обслуживанию долга, а значит, их следует
внести в определение фискальной
устойчивости. Правила нахождения дефицита
бюджета в рамках 2 — 3 % от ВВП
и государственного долга не более
60 % от ВВП имеют как положительные,
так и отрицательные
4. Гарантии
успешной реализации
Теоретические гарантии содержат указания на необходимость получить реалистичную картину фискальной ситуации в стране. Важно помнить о случаях, когда эта картина может быть обманчива (использование неверных индикаторов, квазифискальная деятельность, эффект "вытеснения", методология финансовой статистики, неправильная интерпретация данных).
Законодательные гарантии предполагают обязательность решений правительства для всех субъектов хозяйствования, в том числе государство должно быть в состоянии влиять на фискальные агрегаты в случаях внезапно возникающих отклонений.
Институциональные гарантии предупреждают о случаях, когда фискальная политика может быть непоследовательной из-за приоритетов отдельных лиц во время избирательных кампаний. После того, как заранее провозглашенная в качестве оптимальной политика сформирует соответствующие ожидания и поведение домашних хозяйств и предприятий, она вдруг пересматривается и не проводится до конца. В этом и заключается проблема непоследовательности.
5. Структурное
содержание фискальной
Для развитых стран предлагается (со стороны доходов) скорее снижать расходы, чем увеличивать налоги; для развивающихся государств, где программы расходов слабы, — увеличивать долю налоговых поступлений. Для того чтобы снизить возможный обратный эффект от роста налогов, иногда следует одновременно снижать долю расходов и налоговое бремя.
Что касается расходов, то важно снижать их на относительно непродуктивные программы или те, затраты на которые растут в большей степени, чем в результате стимулируется совокупный спрос. Для индустриальных стран, например, следует поддерживать инвалидов и больных, но урезать программы общественных работ, страхования занятости, субсидий работающим. С учетом старения населения в этих странах следует проводить пенсионные реформы, чтобы человек в течение жизни сам заработал желаемый размер пенсии.
6. Важность
качества, прозрачности бюджетного
процесса, хорошего государственного
управления. Сущность данного направления
исследования фискальной
Таким образом,
обобщенный анализ современных исследований
фискальной политики демонстрирует
многообразие взглядов. Безусловно, развитые
страны имеют больший опыт в проведении
фискальной политики, кроме того, их
заслугой является формулирование сущности
и суммирование результатов фискальной
политики. Среди выделенных направлений
исследований, на наш взгляд, менее
важные четвертое и шестое. Остальные
направления особенно интересны
в переходный период, так как расширяют
трактовку фискальной политики для
отдельных государств, групп стран,
разных периодов бизнес-цикла, хотя, как
было отмечено выше, довольно часто
страдают отсутствием системного подхода.
2. ПРОБЛЕМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ
Чтобы выяснить,
правильна ли проводимая правительством
фискальная политика, необходимо оценить
ее результаты. Наиболее часто в
этих целях используют состояние
государственного бюджета, так как
осуществление фискальной политики
сопровождается ростом или сокращением
бюджетных дефицитов или