Налогово-бюджетная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

фискальная политика рб.docx

— 89.07 Кб (Скачать)

  Таким образом, увеличивая расходы в период спада  производства и сокращая их во время  экономических подъемов, государство  смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального  производства.

  Инструментом  дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем  национального продукта введение аккордного (автономного) налога. Это налог в  строго заданной сумме, величина которой  остается постоянной при изменении  объема выпуска. Допустим, что при  совокупном спросе C1+I+G равновесное состояние достигалось в точке Епри объеме выпуска Q(рис. 1.2) [6, c.289].

  

  Рис. 1.2. Аккордные  налоги и равновесный национальный продукт

  Стремясь  снизить темпы инфляции в обществе, государство вводит аккордный налог  с населения Т, равный 20 млрд. р. (в  данном случае ∆Т=Т). Свои доходы население  использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями, которых определяет предельная склонность к потреблению МРС. Примем ее равной 3/4. С учетом МРС введение налога в 20 млрд. р. вызовет

  уменьшение  потребления на 15 млрд. р., что приведет к сокращению совокупного спроса на такую же величину. Прямая С1+I+G сдвинется вниз, в положение С2+I+G. Уменьшение спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке Епри объеме выпуска Q[7, c.290].

  Как видно  из рисунка, расстояние между Qи Qбольше, чем разница по вертикали между прямыми С1+I+G и С2+I+G, т.е. больше 15 млрд. р., что свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупного спроса, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупного спроса на величину MPC*1. Поэтому налоговый мультипликатор Мбудет равен:

  МT=MPC*Mили М=MPC/1-MPC

  Изменение реального национального продукта (дохода) вследствие введения налога Т  будет равно:

  ∆Q=-MT*∆T.

  По приведенным  выше формулам можно рассчитать и  мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению национального продукта, доходов, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует их возрастанию.

  На практике аккордные налоги встречаются довольно редко. Как правило, с увеличением  объема выпуска, доходов налоги растут. Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупный спрос и национальный продукт.

  Допустим, что  при налоговой ставке, равной нулю, экономическая система будет  находиться в равновесии в точке  Е(рис. 1.3). Равновесный объем выпуска Q1.

  Предположим, государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого равна t. Если доход  населения до введения налога был Y, то после его взимания располагаемый  доход можно рассчитать так: Y-tY=(1-t)Y (автономные налоги не будем учитывать  при расчетах). Это значит, что  из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило MPC*1, а теперь: (1-t)МРС, т.е. новая предельная склонность к потреблению равна 

  МРС'=(1-t)MPC.

  Величина  МРС определяет наклон кривой С+I+G. Уменьшение этого показателя до МРС' приведет к  снижению наклона кривой совокупного  спроса, т.е. к сдвигу ее в положение  С'+I+G. Точка равновесия переместится из Ев Е2, что приведет к сокращению объема национального производства с Qдо Q2. Из рисунка видно, что расстояние, на которое сместилась кривая совокупного спроса С+I+G вниз при объеме выпуска Q1К), меньше, чем Q1-Q2, т.е. имеет место мультипликационный эффект. Причем, как и всегда, изменение совокупного спроса на одну единицу приводит к изменению объема выпуска (дохода) на величину, равную 1/1-MPC’=1/1+(1-t)MPC.

  

  Рис. 1.4. Пропорциональные налоги и равновесный национальный продукт

  Чтобы определить, на какую величину изменился выпуск продукции (доход) при введении налоговой  ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение совокупного спроса (равное отрезку Е1К) на 1/1-(1-t)MPC. Определим, насколько первоначально сократился совокупный спрос в результате введения налога. Если до введения налога уровень дохода был Y=Q1, то после его изъятия доход уменьшился на tQ1, а потребительские расходы (а значит, и совокупный спрос) на MPC*tQ1. Поэтому равновесный объем национального выпуска (дохода) сократился на следующую величину:

  Q=Q1-Q2=(-MPC*t*Q1)/(1-(1-t)MPC).

  Аналогичные рассуждения имеют место и  в противоположном случае, когда  налоговая ставка снижается, а доход  увеличивается [2, c.36].

  Влияние увеличения государственных расходов и налогов, Фискальная политика, как правило, оперирует  одновременно как расходами государства, так и его налогами. Особый интерес  представляет случай, когда государство  увеличивает свои закупки G и налоги T на одинаковую величину (сальдо государственного бюджета при этом не изменяется). Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально равновесие достигалось в точке Е(рис. 1.4).

  Предположим, государство увеличило закупки  товаров и услуг на 20 млн. р., что  привело к росту совокупного  спроса также на 20 млн. р. и к сдвигу кривой С+I+G вверх, в положение С +I+G1. Точка равновесия переместилась из Ев Е2. Объем национального продукта возрос с Qдо Q2. Рассчитать его прирост можно следующим образом (МРС примем равной 3/4):

  Q1-Q2n*20 млн. р. =1/(1-3/4) 20 млн.р. = 80 млн. р.

  Введение  аккордного налога величиной 20 млн. р. сдвинет кривую С+I+Gвниз, в положение С1 +I+G1. Сдвиг произойдет на величину 15 млн. р., так как мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов. Точка равновесия переместится из Ев Е3, а объем производства уменьшится с Qдо Q3. Объем производства в результате введения налога сократится на

  Q2-Q3=Mn*20млн.р.=(3/4)/(1-3/4)20 млн.р.=60 млн.р. 

  

  Рис. 1.4. Пропорциональные закупки, налоги и равновесный национальный продукт

  Следовательно, в результате роста государственных  закупок национальный продукт увеличился на 80 млн. р., а введение налога сократило  его на 60 млн. р. Таким образом, одновременное  увеличение государственных расходов и налогов на 20 млн. р. обусловило рост национального продукта также  на 20 млн. р., т.е. мультипликатор равен 1. Он называется мультипликатором сбалансированного  бюджета и не зависит от предельной склонности к потреблению. Это можно  доказать арифметически, если вычесть  из прироста национального продукта, полученного в результате увеличения государственных расходов, сокращение того же национального продукта, обусловленное  введением аккордного налога. Общий  результат этих действий будет равен:

  Q2-Q3=1/(1-3/4)20млн.р.-MPC/(1-MPC)20млн.р.=(1-MPC)/(1-MPC) 20млн.р. = 1*20млн.р.

  Эффект вытеснения. В приведенной выше модели дискреционная  фискальная политика рассматривается  при неизменном уровне цен. В реальной жизни увеличение государственных расходов, снижение налогов ведет к росту совокупного спроса, что приводит к повышению уровня цен и росту ставки ссудного процента, который в свою очередь обусловливает сокращение частных инвестиций, потребительских расходов и чистого экспорта. Этот эффект, называемый эффектом вытеснения, снижает действенность фискальной политики [2, c.38].

  Недостатком бюджетно-налогового регулирования  является также наличие довольно значительного временного лага. Он включает, во-первых, время, которое  проходит от осознания того, что  в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости  принятия конкретных действий. Во-вторых — временной промежуток от осознания  этой необходимости до утверждения  конкретных мер экономической политики. В-третьих — период времени от утверждения данных мер до получения  эффекта от их реализации.

  Автоматическая  фискальная политика. На практике уровень  государственных расходов, налоговых  поступлений может измениться даже в том случае, если правительство  не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и  автоматически реагируют на изменения  состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К  ним относят:

  Изменения налоговых поступлений. Сумма налогов  зависит от величины доходов населения  и предприятий. В период спада  производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые  поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного  спроса, что положительно скажется на развитии экономики. Та кое же воздействие  оказывает и прогрессивность  налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что  сопровождается уменьшением как  абсолютной суммы налоговых поступлений  в казну, так и их доли в доходах  общества. В результате падение совокупного  спроса будет более мягким [2, c.39].

  Системы пособий  по безработице и социальные выплаты. Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет  к росту налогов, за счет которых  финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается  число безработных, что сокращает  совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий  по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат.

  Существуют  и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения, система  участия в прибылях т.д.

  Встроенные  стабилизаторы смягчают изменения  в совокупном спросе и тем самым  помогают стабилизировать выпуск национального  продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее  глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так  как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и  социальные выплаты незначительны.

  Главное достоинство  недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических  условий, т.е. здесь практически отсутствует  временной лаг.

  Недостаток  автоматической фискальной политики в  том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может  их устранить. Следует отметить, чем  выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная  политика.

  В зависимости  от стоящей перед ним цели государство  проводит стимулирующую или сдерживающую фискальную политику. В периоды спада  производства необходимо увеличивать  государственные расходы, снижать  налоги или осуществлять и то и  другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном  периоде она смягчает экономический  цикл. В долгосрочном — снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е  гг. XX в. в развитых странах, где налоговые  реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль  корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики [2, c.40].

  В целях  снижения темпов инфляции реализуют  сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех  и других мер. В краткосрочном  периоде сдерживающая политика позволяет  сократить совокупный спрос и  тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она  может привести к спаду производства и росту безработицы.

  Современные исследования фискальной политики в  отечественной и зарубежной литературе можно свести к шести основным направлениям.

  1. Анализ  краткосрочного состояния фискальной  политики в стране (акцент на "автоматических  стабилизаторах"). До применения  какого-либо инструмента фискальной  политики следует, как можно  точнее проанализировать текущее  состояние финансов в стране. Наиболее подходящими индикаторами  такого состояния являются текущий,  структурный (циклически нейтральный), а в некоторых случаях —  операционный балансы (при достаточно  высоких темпах инфляции). Важно  получить достоверные сведения  о текущей макроэкономической  ситуации в стране (стадия экономического  цикла, природа экзогенных факторов, степень глобализации экономической  системы) и макроэкономическом  режиме (фиксированный или плавающий  обменный курс, открытая или закрытая  экономика) — все это оказывает  влияние на размер мультипликаторов. Так, в большой открытой экономике  мультипликаторы больше, чем в  Малой открытой экономике, а  фискальная политика имеет большее  влияние на внутренние агрегаты  при фиксированном обменном курсе,  чем при плавающем. Однако бывает  довольно сложно отделить влияние  инструментов фискальной политики  на структурный баланс бюджета  от фискальных эффектов, являющихся  следствием колебаний бизнес-цикла.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика РБ