Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ
3. ОСОБЕННОСТИ
И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование налогово-бюджетной системы - неотъемлемая часть процесса становления эффективного государства, рыночной экономики и открытого демократического общества.
При подготовке
прогнозов социально-
Налогово-бюджетная
система, точнее - налоговая и бюджетная
системы страны, представляет собой
совокупность длительно действующих,
законодательно установленных норм
и положений, регламентирующих применение
определенного состава и
- финансовое
обеспечение выполнения
- поддержание
финансовой стабильности в
- снижение
негативных последствий
- обеспечение
финансовой целостности
В частности,
в странах с переходной экономикой
в ходе таких реформ обеспечивается
повышение эффективности
Бюджетно-налоговая
политика - инструмент текущей конъюнктурной
политики государства, ориентированной
главным образом на поддержание
макроэкономической стабильности. Как
и денежно-кредитная и валютная
политика, она определяет состояние
платежного баланса страны, уровень
задолженности, темпы инфляции и
экономического роста. Политика в области
налогообложения, государственных
расходов и заимствований влияет
на поведение производителей и потребителей,
а также на распределение доходов
и богатства в экономике
Фискальная политика представляет огромный интерес как способ воздействия на экономическую активность, и многие авторы, анализирующие ее механизм, акцентируют внимание не на политике в целом, а на отдельных ее инструментах или видах. Иногда сущность фискальной политики сводится к проблеме построения налоговых систем, уплаты налогов, исчисления налогового бремени, структуры расходов бюджета, организации бюджетного процесса. Мероприятия по регулированию в сфере налогообложения и бюджетной системе отождествляются с фискальной политикой. Именно в этом кроется неверный методологический подход к рассмотрению сущности фискальной политики.
Нельзя говорить о цельном анализе фискальной политики по следующей причине. Стандартная схема ее применения такова. Правительства проводят дискреционную фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей. Сдерживающая политика проводится в условиях быстрого роста экономики. Для того чтобы ограничить деловую активность, преодолеть инфляционную тенденцию, используются такие инструменты, как увеличение чистых налогов и (или) сокращение государственных расходов. Стимулирующая политика осуществляется в условиях спада производства. Для стимулирования совокупного спроса используют сокращение чистых налогов и (или) увеличение государственных расходов. Но в условиях глубокого кризиса правительство невольно обращает внимание в первую очередь на фискальную функцию налогообложения — налоги призваны пополнить доходную часть госбюджета (сдерживающая фискальная политика). Одновременно правительство пытается решить проблему стимулирования роста экономики и совокупных расходов, что достигается при увеличении государственных расходов (стимулирующая фискальная политика). Таким образом, на практике рассматривается не совокупность мер определенной дискреционной фискальной политики, а отдельные меры бюджетного и налогового регулирования.
Именно так
в переходных экономиках часто реализуется
фискальная политика, т.е. как две
отдельные политики (бюджетная и
налоговая), не связанные между собой.
Итак, грубо нарушается системный
подход к анализу, достаточно полезные
выводы и закономерности явления
не рассматриваются в
В настоящее
время существует множество публикаций,
имеющих отношение к фискальной
политике государства. Так, проблемы бюджетной
политики в системе госрегулирования
рассматривали в разное время
Дж. М. Кейнс, В. Леонтьев, А. Маршалл, П.
Сэмуэльсон, X. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт.
Вопросы эффективности
Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть
понятие налогово-бюджетной
- особенности
проведения налогово-бюджетной
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.
Объектом исследования курсовой работы является налогово-бюджетная политика.
При написании курсовой работы использовались следующие методы:
- анализа;
- логический;
- сравнения;
- дидактический;
- статистический.
При написании курсовой работы были использованы различные журналы: БЭЖ, Банковский вестник, ФУА, Экономист, Вопросы экономики, Экономика Финансы Управление и др.
В статье Игнацкая М. Финансы, кредит и денежное обращение в развитых странах, раскрывается проведение налогово - бюджетной политики в зарубежных странах.
В статье Аначин О., Венгеренко О. Основные задачи бюджетно-налоговой политики выполнены. Стратегические цели определены, раскрывается проведение бюджетно-налоговой в 2005-2007 годах в Республике Беларусь.
фискальная
бюджетная налоговая политика
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Под этим термином понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов).
Под дискреционной
политикой понимают сознательное манипулирование
правительством государственными расходами
и налогами. Ее еще называют активной
фискальной политикой. Она может
осуществляться с помощью как
прямых, так и косвенных инструментов.
К первым относят изменение
Рассмотрим механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия и полагая, что:
- государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;
чистый экспорт равен нулю;
- уровень цен постоянен;
- первоначально в экономике не существует налогов;
- фискальная
политика оказывает
Учитывая
эти допущения, проанализируем влияние
изменения государственных
В связи
с начавшимся спадом производства правительство
приняло решение поддержать совокупный
спрос за счет увеличения государственных
закупок (рассмотрим сначала только
этот элемент государственных
Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупным спросом и объемом выпуска. Новое положение равновесия будет достигнуто в точке Е1 при выпуске Q2. Увеличение государственных закупок стимулировало рост объема производства с Q1 до Q2.
Рис. 1.1. Государственные
закупки и равновесный
Расстояние
по вертикали между прямыми С+I+G1
MG=(изменение реального национального продукта (дохода))/ (изменение государственных расходов)
Мультипликатор
государственных расходов равен
мультипликатору инвестиций, так
как они оказывают на экономику
идентичный эффект. Действительно, рост
государственных закупок (как и
инвестиций) создает дополнительный
спрос на товары и услуги, который
вызывает первичное приращение дохода,
равное росту государственных
MG=1/1-MPС
Чтобы определить
изменение реального
∆Q=Q2-Q1=MG*∆G.
В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупного спроса С+I+G2 вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.
Так же, как
изменения государственных
Чтобы государственные расходы имели стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.