Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В принципе,
этих целей можно попытаться достичь
при помощи дискреционных фискальных
мер в контексте исполнения ежегодного
бюджета или среднесрочного плана
приспособления. Однако попытки стабилизационных
программ в некоторых развитых и
развивающихся странах, пытавшихся
корректировать устойчивые бюджетные
дефициты в последние 20 лет, были менее
чем успешны [3]. Поэтому, хорошо разработанные
правила фискальной политики могут
демонстрировать более
3. Достижение
фискальной устойчивости. Кризис
на рынке капиталов в
На динамику
государственного долга может также
оказать влияние рост расходов по
обслуживанию долга, а значит, их следует
внести в определение фискальной
устойчивости. Правила нахождения дефицита
бюджета в рамках 2 — 3 % от ВВП
и государственного долга не более
60 % от ВВП имеют как положительные,
так и отрицательные
4. Гарантии
успешной реализации
Теоретические гарантии содержат указания на необходимость получить реалистичную картину фискальной ситуации в стране. Важно помнить о случаях, когда эта картина может быть обманчива (использование неверных индикаторов, квазифискальная деятельность, эффект "вытеснения", методология финансовой статистики, неправильная интерпретация данных).
Законодательные гарантии предполагают обязательность решений правительства для всех субъектов хозяйствования, в том числе государство должно быть в состоянии влиять на фискальные агрегаты в случаях внезапно возникающих отклонений.
Институциональные гарантии предупреждают о случаях, когда фискальная политика может быть непоследовательной из-за Приоритетов отдельных лиц во время избирательных кампаний. После того, как заранее провозглашенная в качестве оптимальной политика сформирует соответствующие ожидания и поведение домашних хозяйств и предприятий, она вдруг пересматривается и не проводится до конца [5]. В этом и заключается проблема непоследовательности.
5. Структурное
содержание фискальной
Для развитых стран предлагается (со стороны доходов) скорее снижать расходы, чем увеличивать налоги; для развивающихся государств, где программы расходов слабы, - увеличивать долю налоговых поступлений. Для того чтобы снизить возможный обратный эффект от роста налогов, иногда следует одновременно снижать долю расходов и налоговое бремя [6].
Что касается расходов, то важно снижать их на относительно непродуктивные программы или те, затраты на которые растут в большей степени, чем в результате стимулируется совокупный спрос. Для индустриальных стран, например, следует поддерживать инвалидов и больных, но урезать программы общественных работ, страхования занятости, субсидий работающим. С учетом старения населения в этих странах следует проводить пенсионные реформы, чтобы человек в течение жизни сам заработал желаемый размер пенсии.
6. Важность
качества, прозрачности бюджетного
процесса, хорошего государственного
управления. Сущность данного направления
исследования фискальной
Анализ исполнения
республиканского бюджета Республики
Беларусь за 2006 г. показал, что для
него, равно как и для бюджетов
предыдущих лет, было характерно неоднократное
уточнение его показателей и
соответственно дефицита бюджета. Хотя,
с одной стороны, процесс уточнения
показателей бюджета
В результате
внесенных изменений уточненный
план по доходам республиканского бюджета
на 2006 г. составил 27 857,3 млрд. руб. вместо
первоначально утвержденного
Определяющее
влияние на исполнение республиканского
бюджета оказал рост эффективности
работы народнохозяйственного
В конечном
итоге рост объемов производства
и реализации продукции, увеличение
прибыли в отраслях экономики
и др. обусловили увеличение налогооблагаемой
базы и соответственно доходной и
расходной частей республиканского
бюджета. Так, в 2006 г. в республиканский
бюджет поступило доходов на сумму
28 666,6 млрд. руб., или 102,9% к уточненному
годовому плану (доходы по сравнению
с первоначально утвержденными
в Законе о бюджете составили
более 3,1 трлн. руб.). Полученные в прошлом
году доходы республиканского бюджета
на 21 % превысили фактические
Поступления налога на добавленную стоимость, занимавшего в 2006 г. наибольший удельный вес в объеме налоговых доходов, — 29,2% и 18,0% в общей величине доходов республиканского бюджета — возросли по отношению к предыдущему году на 13% (в сопоставимых ценах) и составили 5,1 трлн. руб., или 102,1% к уточненному плану. Перевыполнение плана обеспечено за счет увеличения поступлений НДС на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, и достигнуто вследствие роста импорта товаров.
Поступления
акцизов в республиканский
В 2006 г. динамика налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности опережала запланированные показатели. По результатам года по данному источнику исполнение составило 2,1 трлн. руб., или 104,5% к уточненному плану, в том числе ввозные пошлины — 1,5 трлн. руб. (102,5%), вывозные пошлины — 0,6 трлн. руб. (109,7%).
Прирост доходов по импортным пошлинам был вызван увеличением объема импорта из стран вне СНГ. Помимо этого, в прошлом году принят ряд нормативных правовых актов, устанавливающих на временной основе повышенные ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные товарные позиции, импортируемые Республикой Беларусь.
Перевыполнение
плана доходов по вывозным таможенным
пошлинам обусловлено ростом вывозных
пошлин на нефтепродукты. Так, по итогам
2006 г. в республиканский бюджет поступило
вывозных таможенных пошлин по нефтепродуктам
на сумму 345,4 млрд. руб., или 115,4% годового
плана. В 2006 г. достигнуто также перевыполнение
уточненного плана по налогам
на доходы и прибыль —102,5% (1,9 трлн.
руб.), в том числе налога на прибыль
— 102% (1,8 трлн. руб.), что было вызвано
благоприятной ситуацией в
Важным фактором,
оказавшим влияние на перевыполнение
налога на прибыль, явилась также
активизация организациями
Кроме того,
изменение налогового законодательства
в части исключения из объекта
обложения налогом на доходы доходов
банков, небанковских кредитно-финансовых
организаций привело к
Определенное
влияние на исполнение доходной части
бюджета оказали
Приняты решения Президента страны об освобождении отдельных организаций от уплаты платежей в республиканский бюджет в размере более 500 млрд. руб.
Исполнение
расходной части
Исполнение
расходной части
Расходы, заявленные
распорядителями средств в
Кредиторская задолженность по республиканскому бюджету с начала прошлого года сократилась на 15,5 млрд. руб. и на 1 января 2007 составила 26,6 млрд. руб. На протяжении всего года она складывалась в стабильно низком объеме — 40-50 млрд. руб. (без учета целевых бюджетных фондов).
Анализ исполнения
республиканского бюджета за 2006 г. свидетельствует
о практически не изменившейся в
целом структуре его расходной
части по сравнению с предыдущим
годом. В отчетном году не потерпел
изменений удельный вес субсидий
и текущих трансфертов по сравнению
с 2005 г. (около 60% от общей суммы расходов).
В то же время трансферты населению
снизились на 2,1 процентного пункта,
а текущие трансферты, наоборот,
возросли на 3,7 процентных пункта, в
основном, за счет увеличения доли средств,
передаваемых местным бюджетом из фонда
финансовой поддержки административно-