Налогово-бюджетная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

фискальная политика рб.docx

— 89.07 Кб (Скачать)

  В принципе, этих целей можно попытаться достичь  при помощи дискреционных фискальных мер в контексте исполнения ежегодного бюджета или среднесрочного плана  приспособления. Однако попытки стабилизационных программ в некоторых развитых и  развивающихся странах, пытавшихся корректировать устойчивые бюджетные  дефициты в последние 20 лет, были менее  чем успешны [3]. Поэтому, хорошо разработанные  правила фискальной политики могут  демонстрировать более прогнозируемый эффект нежели дискреционная политика.

  3. Достижение  фискальной устойчивости. Кризис  на рынке капиталов в последние  несколько лет привел к осознанию  необходимости финансовой устойчивости  экономики. Кроме обычных рисков  дефолта и макроэкономической  нестабильности неустойчивая фискальная  позиция налагает на страну  другие потенциальные риски и  издержки. Хотя оценка фискальной  устойчивости является более  делом искусства, чем научного  подхода, обычно ее начинают  с определения бремени внешнего  долга. Старение населения приводит  к возрастанию доли валовых  расходов, поэтому для баланса  бюджета может потребоваться  увеличение налогового бремени.  Это следует учесть — в долгосрочной  перспективе неизбежно увеличение  налогового бремени и доли  расходов, перераспределяемых через  бюджет ("закон Вагнера").

  На динамику государственного долга может также  оказать влияние рост расходов по обслуживанию долга, а значит, их следует  внести в определение фискальной устойчивости. Правила нахождения дефицита бюджета в рамках 2 — 3 % от ВВП  и государственного долга не более 60 % от ВВП имеют как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, не выходя за пределы  этих рамок, можно противостоять  уязвимости от внешних факторов, а  с другой — "генерировать" неустойчивость в ходе бизнес-цикла.

  4. Гарантии  успешной реализации фискальной  политики. Осуществление фискальной  политики имеет смысл лишь  при условии, что правительство  может доказать способности ее  успешной реализации. Гарантии могут  быть разделены на теоретические,  законодательные и институциональные.

  Теоретические гарантии содержат указания на необходимость  получить реалистичную картину фискальной ситуации в стране. Важно помнить  о случаях, когда эта картина  может быть обманчива (использование  неверных индикаторов, квазифискальная  деятельность, эффект "вытеснения", методология финансовой статистики, неправильная интерпретация данных).

  Законодательные гарантии предполагают обязательность решений правительства для всех субъектов хозяйствования, в том  числе государство должно быть в  состоянии влиять на фискальные агрегаты в случаях внезапно возникающих  отклонений.

  Институциональные гарантии предупреждают о случаях, когда фискальная политика может  быть непоследовательной из-за Приоритетов  отдельных лиц во время избирательных  кампаний. После того, как заранее  провозглашенная в качестве оптимальной  политика сформирует соответствующие  ожидания и поведение домашних хозяйств и предприятий, она вдруг пересматривается и не проводится до конца [5]. В этом и заключается проблема непоследовательности.

  5. Структурное  содержание фискальной политики. В данном направлении исследования  анализируется специфика политики  расходов и налогов для конкретной  страны. Главная проблема, которая  здесь интересует экономистов,  — как повысить эффективность  программ общественных расходов  и минимизировать потери эффективности  фискальной политики, мобилизовав  налоговые поступления.

  Для развитых стран предлагается (со стороны доходов) скорее снижать расходы, чем увеличивать  налоги; для развивающихся государств, где программы расходов слабы, - увеличивать  долю налоговых поступлений. Для  того чтобы снизить возможный  обратный эффект от роста налогов, иногда следует одновременно снижать долю расходов и налоговое бремя [6].

  Что касается расходов, то важно снижать их на относительно непродуктивные программы  или те, затраты на которые растут в большей степени, чем в результате стимулируется совокупный спрос. Для  индустриальных стран, например, следует  поддерживать инвалидов и больных, но урезать программы общественных работ, страхования занятости, субсидий работающим. С учетом старения населения  в этих странах следует проводить  пенсионные реформы, чтобы человек  в течение жизни сам заработал  желаемый размер пенсии.

  6. Важность  качества, прозрачности бюджетного  процесса, хорошего государственного  управления. Сущность данного направления  исследования фискальной политики  в возвеличивании роли институтов, которые претворяют эту политику  в жизнь. Не секрет, что успешная  фискальная политика должна быть  поддержана эффективной системой  управления государственных расходов  и сбора налогов. Усилия стран  по обеспечению прозрачности  бюджетного процесса касаются  не только развивающихся и  переходных экономик, но также  развитых стран.

  Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь за 2006 г. показал, что для  него, равно как и для бюджетов предыдущих лет, было характерно неоднократное  уточнение его показателей и  соответственно дефицита бюджета. Хотя, с одной стороны, процесс уточнения  показателей бюджета осуществляется в соответствии с действующим  законодательством и уточнение  объема как доходной, так и расходной  частей бюджета произведено в  сторону увеличения. В некоторой  мере это может быть объяснимо  вопросами становления рыночной экономики. Но, с другой стороны, это  указывает на отдельные просчеты разработчиков бюджета и парламентариев, на недостаточную обоснованность и  аргументированность их доводов  в диалоге с различного рода оппонентами.

  В результате внесенных изменений уточненный план по доходам республиканского бюджета  на 2006 г. составил 27 857,3 млрд. руб. вместо первоначально утвержденного Национальным собранием 25 508,2 млрд. руб.; по расходам — соответственно 28 913,4 и 26 638,2 млрд. руб. Планируемый дефицит бюджета  — 1 056,1 и 1 130,0, или 1,4% и 1,5% к ВВП.

  Определяющее  влияние на исполнение республиканского бюджета оказал рост эффективности  работы народнохозяйственного комплекса  страны. В результате динамичной и  устойчивой работы важнейших отраслей экономики темпы роста ВВП (с  учетом изменения методологии расчета  индекса физического объема продукции  промышленности) в 2006 г. составили 109,9% к уровню 2005 г. В промышленности республики в 2006 г. произведено продукции на 11,3% больше, чем в предыдущем. Производство потребительских товаров за этот год возросло на 10,5%. Объем производства сельскохозяйственной продукции в  хозяйствах всех категорий в 2006 г. по отношению к 2005 г. увеличился на 6,1%. Темпы роста инвестиций в 2006 г. к  уровню предыдущего года были равны 131,4%. Объем внешней торговли товарами и услугами по отношению к 2005 г. возрос на 28,7%, в том числе экспорт  — на 23,5%, импорт — на 33,6%. Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) за 2006 г. составила 13,6% против 13,4% за 2005 г. За 2006 г. организациями республики было получено 7,9 трлн. руб. чистой прибыли, что на 23,6% больше, чем в предшествующем году. Реальные денежные доходы населения в 2006 г. по сравнению с 2005 г. возросли на 17,3%. Сводный индекс потребительских цен (уровень инфляции) в 2006 г. составил 106,6% при 108,0% в 2005 г.

  В конечном итоге рост объемов производства и реализации продукции, увеличение прибыли в отраслях экономики  и др. обусловили увеличение налогооблагаемой базы и соответственно доходной и  расходной частей республиканского бюджета. Так, в 2006 г. в республиканский  бюджет поступило доходов на сумму 28 666,6 млрд. руб., или 102,9% к уточненному  годовому плану (доходы по сравнению  с первоначально утвержденными  в Законе о бюджете составили  более 3,1 трлн. руб.). Полученные в прошлом  году доходы республиканского бюджета  на 21 % превысили фактические поступления  в бюджет в 2005 г. Определенное влияние  на увеличение доходов бюджета в 2006 г. (наряду с ростом объема производства и реализации продукции, повышением эффективности работы отраслей народного  хозяйства) оказало изменение порядка  формирования государственных целевых  бюджетных фондов. В частности, в 2006 г. в республиканский бюджет были включены государственный целевой  бюджетный фонд развития строительной науки, фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в  качестве вторичного сырья, фонды национального  развития. Кроме того, дорожный фонд и фонд охраны природы были образованы только на республиканском уровне. В результате этого объем средств, аккумулируемых в составе целевых  бюджетных фондов, в прошлом году в 1,5 раза превысил уровень 2005 г. Выполнение уточненного годового плана по доходам  обеспечено по всем основным доходным источникам (кроме акцизов) и в  разрезе регионов.

  Поступления налога на добавленную стоимость, занимавшего  в 2006 г. наибольший удельный вес в  объеме налоговых доходов, — 29,2% и 18,0% в общей величине доходов республиканского бюджета — возросли по отношению  к предыдущему году на 13% (в сопоставимых ценах) и составили 5,1 трлн. руб., или 102,1% к уточненному плану. Перевыполнение плана обеспечено за счет увеличения поступлений НДС на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, и достигнуто вследствие роста импорта товаров.

  Поступления акцизов в республиканский бюджет в 2006 г. составили 2,7 трлн. руб., или 99,4% к  годовому плану, что было выше объема, первоначально утвержденного Законом  Республики Беларусь от 31 декабря 2005 г. № 81-3 «О бюджете Республики Беларусь» (2,3 трлн. руб.). Невыполнение годового плана  по акцизам вызвано невыполнением  плана акцизов по автомобильному топливу. Поступления акцизов на автомобильное топливо (кроме импортного) составили 1,6 трлн. руб., или 94,3% годового плана. Недовыполнение установленного плана по данному источнику обусловлено  снижением объема реализации автомобильного топлива перерабатывающими предприятиями. Указанные потери были компенсированы сверхплановыми поступлениями акцизов  на импортное автомобильное топливо  в результате значительного роста  его ввоза.

  В 2006 г. динамика налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности опережала запланированные  показатели. По результатам года по данному источнику исполнение составило 2,1 трлн. руб., или 104,5% к уточненному  плану, в том числе ввозные  пошлины — 1,5 трлн. руб. (102,5%), вывозные пошлины — 0,6 трлн. руб. (109,7%).

  Прирост доходов  по импортным пошлинам был вызван увеличением объема импорта из стран  вне СНГ. Помимо этого, в прошлом  году принят ряд нормативных правовых актов, устанавливающих на временной  основе повышенные ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные товарные позиции, импортируемые Республикой Беларусь.

  Перевыполнение  плана доходов по вывозным таможенным пошлинам обусловлено ростом вывозных пошлин на нефтепродукты. Так, по итогам 2006 г. в республиканский бюджет поступило  вывозных таможенных пошлин по нефтепродуктам на сумму 345,4 млрд. руб., или 115,4% годового плана. В 2006 г. достигнуто также перевыполнение уточненного плана по налогам  на доходы и прибыль —102,5% (1,9 трлн. руб.), в том числе налога на прибыль  — 102% (1,8 трлн. руб.), что было вызвано  благоприятной ситуацией в хозяйственной  сфере.

  Важным фактором, оказавшим влияние на перевыполнение налога на прибыль, явилась также  активизация организациями инвестиционной деятельности и использование предоставленной  законодательством возможности  льготировать прибыль, направляемую на капитальные вложения.

  Кроме того, изменение налогового законодательства в части исключения из объекта  обложения налогом на доходы доходов  банков, небанковских кредитно-финансовых организаций привело к перераспределению  платежей.

  Определенное  влияние на исполнение доходной части  бюджета оказали недопоступления  доходов в связи с задолженностью налогоплательщиков по платежам в бюджет, предоставленными отсрочками, рассрочками, налоговыми кредитами и решениями  об освобождении отдельных организаций.

  Приняты решения  Президента страны об освобождении отдельных  организаций от уплаты платежей в  республиканский бюджет в размере  более 500 млрд. руб.

  Исполнение  расходной части республиканского бюджета за 2006 г. составило 27 488 1 млрд руб., или 95,1% к уточненному годовому плану и 103,2% к расходам, первоначально  утвержденным Законом о бюджете  Республики Беларусь Исполнение расходов республиканского бюджета в отчетном году было на 28,2% выше уровня 2005 г. Удельный вес расходов республиканского бюджета  в ВВП в 2006 г. увеличился по отношению  к предыдущему на 0,9 процентных пункта и составил 34,6%.

  Исполнение  расходной части республиканского бюджета в отчетном году обеспечено с учетом установленных Законом  о бюджете приоритетов бюджетно-финансовой политики страны — повышения благосостояния населения финансирования здравоохранения, образования строительства жилья, мероприятий, связанных с ликвидацией  последствий катастрофы на ЧАЭС В 2006 г., как и в предыдущие годы была со хранена социальная направленность бюджета. В первоочередном порядке  финансировались защищенные расходы, обеспечивалась своевременная выплата  заработной платы работникам бюджетной  сферы, пенсий, пособий денежных компенсаций, других трансфертов, а также осуществлялась поддержка отраслей национальной экономики.

  Расходы, заявленные распорядителями средств в органы государственного казначейства в 2006 г., были профинансированы в пол ном  объеме в пределах плановых назначений и объеме поступивших доходов  целевых бюджетных фондов.

  Кредиторская  задолженность по республиканскому бюджету с начала прошлого года сократилась  на 15,5 млрд. руб. и на 1 января 2007 составила 26,6 млрд. руб. На протяжении всего года она складывалась в стабильно  низком объеме — 40-50 млрд. руб. (без учета  целевых бюджетных фондов).

  Анализ исполнения республиканского бюджета за 2006 г. свидетельствует  о практически не изменившейся в  целом структуре его расходной  части по сравнению с предыдущим годом. В отчетном году не потерпел изменений удельный вес субсидий и текущих трансфертов по сравнению  с 2005 г. (около 60% от общей суммы расходов). В то же время трансферты населению  снизились на 2,1 процентного пункта, а текущие трансферты, наоборот, возросли на 3,7 процентных пункта, в  основном, за счет увеличения доли средств, передаваемых местным бюджетом из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц. Несмотря на абсолютный рост заработной платы работников бюджетной сферы, ее удельный вес (с начислениями) уменьшился на 0,4 процентного пункта и составил 10,9% (2 988 млрд. руб.). Доля капитальных расходов сохранилась на уровне около 17%.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика РБ