Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При исполнении уточненного годового плана по расходам республиканского бюджета за 2006 г. в целом на 95,1% по отдельным разделам, особенно по подразделам и видам функциональной классификации расходов, наблюдались существенные изменения. По 9 из 10 разделов расходов бюджета выполнение уточненного плана было выше его среднего значения и составляло 98,6-95,5%. Наиболее высокий процент выполнения годового плана по расходам сложился по разделам «Здравоохранение» — 98,6% (775 млрд. руб.), «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации- — 98,3% (367 млрд. руб.), «Социальная политика» — 98,0% (9 950 млрд. руб.), "Национальная оборона» 97,7% (984 млрд. руб.), «Образование» — 97,3% (984 млрд. руб.), «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности» — 97,1% (1 465 млрд. руб.), «Национальная экономика» — 97,1% (6 055 млрд. руб.).
Выше среднего было также выполнение уточненного плана расходов по разделам «Жилищные и коммунальные услуги» — 95,6% (8 млрд. руб.) и «Охрана окружающей среды» — 95,5% (460 млрд. руб.).
Наиболее значительный уровень недофинансирования был отмечен по разделу «Общегосударственные расходы» — 87,6% от запланированных расходов (6 439 млрд. руб.).
Как было отмечено
ранее, более существенные колебания
в уровне исполнения расходов республиканского
бюджета были характерны для отдельных
подразделов и видов расходов.
Так, при исполнении общегосударственных
расходов в целом на 87,6% исполнение
расходов по разделам «Трансферты другим
уровням государственного управления»
составило 99,8% (3 820 млрд. руб.), «Государственные
органы общего назначения» — 92,0% (461
млрд. руб.), «Международная деятельность»
— 91,5% (198 млрд. руб.), в том числе
по видам расходов "Отчисления в
бюджет Союзного государства", «Расходы
на финансирование аппаратов уставных
органов межгосударственной интеграции»,
«Международное сотрудничество» —
соответственно 100% (96 млрд. руб.), 67,0% (6 млрд.
руб.) и 48,9% (5 млрд. руб.). При уровне исполнения
расходов по разделу «Национальная
экономика» — 97,1% выполнение уточненного
плана расходов по подразделу «Сельское
хозяйство, рыбохозяйственная
рыбоводства
и переработки
Внутригосударственный
долг Республики Беларусь по состоянию
на 1 января 2007 г. составил 5 165,2 млрд. руб.
Наибольший удельный вес в структуре
внутреннего государственного долга
занимают государственные ценные бумаги
— 63,4%. На долю обязательств правительства,
оформленных как внутренний государственный
долг, и текущих обязательств правительства
(гарантии правительства и
Внешний государственный долг Республики Беларусь на 1 января текущего года был равен 837,9 млн. долл. (при утвержденном Законом о бюджете на 2006 г. лимите — 2 млрд. долл.) и увеличился по сравнению с началом 2006 г. на 54,1 млн. долларов. В структуре внешнего долга 68,6% (574,5 млн. долл.) составляют кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, а на кредиты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков, приходится 31,4% (263,4 млн. долл.).
По международным стандартам размер внешнего государственного долга Республики Беларусь далек от критического, что позволяет привлекать новые внешние государственные займы.
В заключение необходимо отметить, что для исполнения республиканского бюджета за 2006 г. характерен существенный рост его доходов и расходов, который значительно опережал темпы роста инфляции. Кроме того, республиканский бюджет за 2006 г., как указано выше, исполнен с превышением его доходов над расходами (профицитом).
Таким образом, обобщенный анализ современных исследований фискальной политики демонстрирует многообразие взглядов. Безусловно, развитые страны имеют больший опыт в проведении фискальной политики, кроме того, их заслугой является формулирование сущности и суммирование результатов фискальной политики. Среди выделенных направлений исследований, на наш взгляд, менее важные четвертое и шестое. Остальные направления особенно интересны в переходный период, так как расширяют трактовку фискальной политики для отдельных государств, групп стран, разных периодов бизнес-цикла, хотя, как было отмечено выше, довольно часто страдают отсутствием системного подхода.
3. ОСОБЕННОСТИ
И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ
Для стран с развитой экономикой характерно автономное рассмотрение проблем денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Однако такой подход представляется неоправданным для стран с переходной экономикой. На момент возникновения независимых государств отсутствовали рыночные отношения и институты, а основная тяжесть по регулированию экономики приходилась на фискальную политику.
По мере
углубления структурных преобразований,
формирования рынка, его институтов
и инструментов роль денежно-кредитной
политики повышается. Разработка и
осуществление денежно-
Денежно-кредитная
и фискальная политика в рыночной
экономике воздействуют на рынок
денег и товаров, то есть оба инструмента
экономической политики оказывают
влияние на совокупный спрос. Возможности
регулирования совокупного
Вопрос, какой инструмент и при каком режиме обменного курса должен отвечать за внутреннее и внешнее равновесие в открытой экономике, исследовал Манделл. Он пришел к выводу, что при фиксированном обменном курсе денежно-кредитная политика должна отвечать за внешнее равновесие, а фискальная политика больше подходит для достижения внутреннего равновесия. При плавающем обменном курсе сферы ответственности меняются на противоположные.
Переходная
экономика сохраняет высокую
степень неоднородности, тогда как
стандартная теория рассматривает
более или менее однородную рыночную
среду. За время трансформации
В странах
с переходной экономикой осуществление
независимой политики центральным
банком в чистом виде не представляется
возможным. Во-первых, это связано
с тем, что функции центрального
банка и правительства не вполне
разделены. Во-вторых, в наследство
достался или был приобретен за годы
трансформации высокий дефицит
бюджета, несбалансированность внешней
торговли, значительный размер государственного
долга и дороговизна его
Прогнозными
документами социально-
Установлены основные параметры бюджетно-налоговой системы страны:
- централизация
финансовых ресурсов
- доходы консолидированного бюджета в 2000г. - 37,5%, 2005г. - 35,0%;
- дефицит бюджета в 2000г. - 2 - 3%, 2005г. - 1,5%;
- ограничения
уровней внутреннего и
- соотношение
между республиканским и
За период 1998-2000гг. в области бюджетно-налоговой политики были достигнуты следующие результаты.
Основными недостатками налоговой системы в 1997г. была сложность налоговой системы, большое количество налогов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды со сходной налоговой базой, высокий уровень косвенного налогообложения, субсидирования, дотирования убыточных отраслей (жилищно-коммунального и сельского хозяйства, пассажирского транспорта) и перераспределения средств из республиканского в местные бюджеты.
За анализируемый
период в соответствии с прогнозными
документами в бюджетно-
- принят
закон «О бюджетной системе
Республики Беларусь и
- введена в действие новая бюджетная классификация;
- в 1998г.
осуществлен перевод ряда
- укреплена
база местных бюджетов (подоходный
налог с физических лиц, плата
за древесину, налог на
- введен
новый (счет-фактурный) метод
- изменены
и понижены ставки многих
- расширена
база налогообложения и
- объединены
налоги и отчисления, уплачиваемые
из одной базы налогообложения
(чрезвычайный налог и
- разработан
Налоговый кодекс Республики
Беларусь, унифицированный с Налоговым
кодексом Российской Федерации,
Нельзя не
учитывать и то, что налоговая
система страны начала работать в
условиях экономического кризиса, свертывания
производства на крупных предприятиях,
которые традиционно