Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Как следствие, налоговое законодательство характеризовалось фискальной направленностью, нестабильностью.
К наиболее существенным недостаткам формирования национальной налоговой системы следует отнести:
- отсутствие
системного подхода в
- высокий уровень фискального изъятия за счет применения налоговых и параналоговых инструментов;
- нестабильность
налогового законодательства, что
ведет как к произволу в
системе налогового
Реформирование
налоговой системы нельзя отождествлять
с перманентной корректировкой порядка
уплаты отдельных налогов, снижением
или увеличением налоговых
За последние годы в Беларуси были предприняты реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом законодательстве:
- 1 января 2004 г. принят Налоговый кодекс - основной документ, регламентирующий сферу налоговых отношений;
- сокращено
значительное число
- снижена
ставка основного
- происходит
постепенное уменьшение ставок
оборотных налогов и налогов
на заработную плату,
Эти мероприятия позволили реально сократить общую налоговую нагрузку по текущим налоговым доходам по сравнению с 2003 г. почти на 3% к ВВП, сместить структуру налогообложения в пользу прямых налогов, уменьшить налогообложение фонда оплаты труда за счет налоговых платежей.
В то же время
тревожит рост целевых бюджетных
и внебюджетных фондов, выпадающих
из общей концепции по сокращению
уровня изъятия доходов. Основная нагрузка
приходится на фонды, механизм исчисления
которых предусматривает
Создание
налоговой системы, адекватной потребностям
социально ориентированной
Требование комплексности состоит в том, что налоги и целевые платежи и отчисления должны быть связаны между собой, органически дополнять друг друга, не противоречить системе в целом. Налоги используются как фискальный инструмент и как инструмент экономической политики в целом.
Одним из наиболее
существенных недостатков действующей
налоговой системы является то, что
она почти не стимулирует формирование
в экономике наиболее важных пропорций
развития, а также не содействует
прогрессивным структурным
Выбор приоритетов
налогообложения в
От бюджетной
политики государства, являющейся ключевым
звеном политики экономической, во многом
зависят и уровень социальной
защиты граждан, и инвестиционные возможности
страны, и степень финансовой активности
на международной арене, и даже возможности
предпринимательской
Самая большая
трудность — совместить эти противоречивые,
но взаимосвязанные функции при
наличии и давлении особых интересов
различных социальных групп. Любое
правительство постоянно стоит
перед выбором, чему отдать предпочтение:
экономическому росту и эффективности
или равенству и
Главная особенность
стран с рыночной экономикой состоит
в том, что с помощью бюджета
финансируются по преимуществу те общественные
потребности или сферы
Отбирая часть национального дохода одной рукой и возвращая другой, государство может менять соотношение между накопляемой и потребляемой компонентой национального дохода, стимулируя расширение потребительского спроса либо, напротив, поощряя сбережения, меняя их структуру. Подобные инструменты широко используются для проведения социальной, антициклической, антиинфляционной политики, усиления или сдерживания темпов экономического роста.
Отличительная особенность формирования бюджета в нашей стране в последние годы — его социальная направленность. Так, в нынешнем году на финансирование затрат учреждений социально-культурной сферы, реализацию мероприятий по соответствующей политике, выплату различных субсидий, дотаций на топливо, а также системе Минтранса и метрополитена, компенсаций по вкладам, льгот и компенсаций пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС планируется направить более 65% от всех расходов бюджета, тогда как в минувшем на эти цели ушло 64,9%.
Беларусь занимает одно из ведущих мест в СНГ после России и Казахстана по уровню среднемесячной заработной платы, а по темпам ее роста опережает эти страны. Она составила в мае 2004 года 156,2 доллара США, в России — 224,7, Казахстане — 200,1, Украине — 104,3, Азербайджане — 92,1, Молдове — 87,8. К концу минувшего года эта сумма равнялась у нас 195, а к завершению нынешнего ее планируется довести до 225 долларов США.
Ключевую
роль в создании материального базиса
для престарелых и
Одним из инструментов
государственной поддержки
В то же время нуждается в пересмотре система многочисленных льгот. В недавнем прошлом на них, согласно различным нормативным актам, имели право около 6,7 млн. человек. Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 1995 года «Об упорядочении некоторых льгот для отдельных категорий граждан» действие ряда из них было приостановлено, что коснулось до 2,5 млн. человек. Сейчас намечается дальнейшее реформирование данной сферы путем интеграции программ, поэтапного исключения неэффективных льгот и создания единой системы адресной помощи. Это будет осуществляться взвешенно, плавно и постепенно.
Основная
цель бюджетно-налоговой политики на
2006—2010 годы — обеспечение финансовой
и социальной стабильности в стране,
что должно способствовать созданию
макроэкономических условий для
стимулирования экономического роста
и структурной перестройки
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика будет направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Необходимо обеспечить устойчивость существующей системы, а также прозрачность деятельности в ее рамках, что обусловит введение в действие Бюджетного кодекса Республики Беларусь.
Для этого,
очевидно, следует консолидировать
ресурсы целевых фондов, отказавшись
от их статуса; активнее внедрять программно-целевой
метод при формировании бюджета
на основе соответствующих
Очень важно
выработать критерии эффективности
бюджетных расходов и подготовить
на этой основе предложения по оптимизации
их структуры. Актуальным представляется
и упорядочение сети бюджетных учреждений.
Здесь целесообразно исходить из
выполняемых ими
Надо полагать, в перспективе не обойтись без повышения общего уровня пенсионного возраста при более значительном увеличении его для отдельных категорий работников бюджетной сферы и одновременном росте размера средней и минимальной пенсии.
Параллельно
нужно стремиться к сбалансированности
бюджетов всех уровней и сокращению
их дефицита, созданию механизма мониторинга
и управления государственным долгом
с целью минимизации рисков и
ограничения его прироста параметрами
экономической безопасности страны.
Совершенствование
В 2006—2010 годах вступит в следующую фазу налоговая реформа, призванная закрепить положительные тенденции в этой области: улучшение соответствующего администрирования и выравнивание условий налогообложения для плательщиков.
В результате второго этапа преобразований основу налоговой системы составят НДС, акцизы, налоги на доходы и прибыль юридических и физических лиц, а также имущественные, таможенные платежи. Должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды.
Безусловно, продолжатся унификация налогового законодательства в рамках интеграционного процесса с Российской Федерацией и согласование основных подходов к данной проблеме, связанное с формированием Единого экономического пространства России, Украины, Казахстана и Беларуси. Большое значение придается разработке и принятию Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, которая определит все обязательные элементы по каждому платежу: состав плательщиков, объекты налогообложения, его базу, ставки, льготы, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроки их внесения [18, c. 38].