Мотивация и поведение фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Фирма как институт изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma - подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью.

Содержание

Введение
1.Экономическая природа фирмы
Эффективное проведение сложных операций
Размеры фирмы
Анализ поведения фирмы
Поведение фирмы на рынке
Поведение фирмы в условиях несовершенной и совершенной конкуренции
Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде
Мотивация в целом
Содержательные теории мотивации
Виды мотиваций в фирме труду

Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая(Перехода).docx

— 73.54 Кб (Скачать)

     Данный  тезис можно изобразить в виде условной логической схемы: Структура  рынка - поведение фирмы - преуспевание фирмы - преуспевание отрасли - преуспевание национальной экономики. Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию.

       В современной экономической  теории принято выделять четыре  типа рыночной структуры: совершенную  конкуренцию, монополистическую  конкуренцию, олигополию и чистую  монополию. Первая и последняя  модели представляют собой два  противоположных полюса, две крайности,  между которыми расположены промежуточные  формы монополистической конкуренции  и олигополии, называемые несовершенной  конкуренцией. Строго говоря, монополия  также относится к несовершенной  конкуренции, хотя некоторые исследователи  расценивают ее как отсутствие  конкуренции вообще. 

 

     2.3Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде 

     Производство  любого товара требует затрат экономических ресурсов, которые, в силу своей относительной редкости, имеют определенные цены. Количество какого-либо товара, которое фирма стремится предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, с одной стороны, и от цены, по которой товар будет продаваться на рынке, - с другой.

     Затраты, издержки, себестоимость, являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень  во многом определяет величину прибыли  и рентабельности предприятия, эффективность  его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования  экономической деятельности каждого  предприятия.

     Издержки, которые фирма или отрасль  несет при производстве заданного  объема продукции, зависят от возможности  изменения количества всех занятых  ресурсов. Количество многих используемых ресурсов – большей части видов  живого труда, сырья, топлива, энергии  и т.д. – может быть изменено легко  и быстро. Другие ресурсы требуют  большего времени для освоения. Например, мощность обрабатывающего предприятия, т.е. площадь его производственных помещений и количество машин  и оборудования в нем, может быть изменена лишь в течение значительного  периода времени. В некоторых  отраслях тяжелой промышленности изменение  производственных мощностей может  занять несколько лет. Поэтому, прежде чем сделать какие-либо шаги, любая  фирма перед началом производства должна, четко представлять на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.

     Сущность  затрат на производство и издержек производства не тождественны между  собой в теоретическом и практическом планах, как на уровне общественного производства, так и в микроэкономике в отечественной и зарубежной практике. С позиций общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из их собственных расходов, а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль.

     Понятие затрат предприятия существенно  различается в зависимости от их экономического назначения.

Четкое  разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства, является определяющим моментом в теории, и практической деятельности, в соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования.

     По  воспроизведенному признаку затраты  предприятия подразделяются на три  вида:

      1) Затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;

      2) Затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и прочее.

      3) Затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли. 

     В реальной производственной деятельности необходимо учитывать не только фактические  денежные издержки, но и альтернативные издержки.

     Альтернативные (или вмененные) издержки означают, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов  рыночной экономики.

     Альтернативные  издержки использования ресурсов –  это стоимость используемых ресурсов в лучшем из других худших альтернативных вариантов их применения.

       Альтернативная стоимость рабочего  времени, которое затрачивает  предприниматель, управляя своим  предприятием - это заработная плата, от которой он отказался, не продав свою рабочую силу другому, не своему предприятию, или стоимость свободного времени, которым пожертвовал предприниматель - в зависимости от того, что больше.

     В число альтернативных издержек входят: выплата заработной платы, рабочим, инвесторам, оплата ресурсов. Все эти выплаты имеют своей целью привлечь эти факторы, отвлекая их тем самым от альтернативного их использования.

Различают издержки экономические и бухгалтерские.

     Под экономическими издержками понимаются все виды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных).

Внешние (явные) издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей за факторы производства, представляют собой денежные платежи  поставщикам ресурсов : оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т.д. Эта группа издержек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам наших отечественных предприятий. Но издержки не ограничиваются только явными издержками, которое несет предприятие. Существуют также внутренние (неявные) издержки.

     Внутренние  (неявные) издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериальных активов и т.д., за которые фирма формально не платит. К ним относятся альтернативные издержки ресурсов, непосредственно самих владельцев предприятия. Они не закреплены в контрактах и поэтому остаются недополученными в материальной форме.

       Так, например, сталь, использованная, для производства вооружений не может быть использована для производства автомобилей. Обычно предприятия не отражают имплицитные издержки в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся меньше, или, например, владелец фирмы, выплачивая ренту, несет внутренние издержки, хотя он мог сдавать это помещение и получать ежемесячно доход. Работая на своем предприятий, используя свой капитал, владелец жертвует процентами и заработной платой, которую он мог иметь, если бы предложил свои услуги в качестве менеджера, какому либо предприятию.

     В обобщенном понимании, внутренние издержки представляют собой доход. На собственный, дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т.д.).  И нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму).

     Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки.

     Понятие «экономические» издержки является общепринятым; бухгалтерские - исчисляются на практике: при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п.

     Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков: по роли в процессе производства они подразделяются на основные и  накладные.

     Основные  затраты непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу: сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и т.п.

 Накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства: содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и т.п.

     Существуют  и другие виды издержек производства, которые делятся на прямые и косвенные (накладные), постоянные и переменные.

     Прямые  издержки - это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся: стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг; заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров; иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).

     Косвенные (накладные) издержки - это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к предприятию в целом, они включают: расходы на содержание административного аппарата; арендную плату; амортизацию; проценты за кредит и т.п.

     Критерием разделения издержек на постоянные и  переменные является их зависимость  от объема производства.

     Постоянные  издержки - это издержки, которые  не зависят от объема производства, их величина остается постоянной при  изменении объема производства.  Общепринято на практике определение  постоянных издержек как накладных  расходов. Постоянные издержки связаны  с непосредственным существованием предприятия, даже в тех случаях, когда предприятие ничего не выпускает, они должны быть оплачены. К ним  относятся: арендные платежи, амортизация, жалование высшему управленческому персоналу и упущенный не явный предполагаемый процент на вложенный капитал и т.д.

     Переменные  издержки - это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, траты на канцелярские товары, увеличиваются с расширением бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек. Однако  в большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы относятся к постоянным, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции.

     Выделяют  и такой критерий классификации  издержек, как временные интервалы, на протяжении которых они имеют  место. Затраты, которые несет фирма, производя заданный объем продукции, зависят не только от цен на применяемые  факторы производства, но и от того, какие именно производственные факторы  применяются и в каком количестве.

 

3.Мотивация в целом

        Основной целью любого частного  предпринимательства является возможность  получения прибыли. В целом  теория рыночной экономики строится  на положении о том, что главным побудительным мотивом деятельности любой фирмы является максимизация прибыли. Иными словами, в дальнейшем анализе предполагается, что любая фирма, принимая решения, всегда будет придерживаться той альтернативы, которая предполагает принести максимальную прибыль. Следует заметить, что в западной экономической литературе  разработаны иные теории оптимизации деятельности фирмы, в основе которых не заложен принцип максимизации прибыли. Так, По мнению некоторых исследователей, цели деятельности фирмы как таковой в конечном итоге трансформируется  в цели менажеров этой фирмы. В этом случаи целью фирмы оказывается максимизация не прибыли, а объема продаж. Утверждается, что менеджеры стремятся проводить политику фирмы так, чтобы получать определенный минимальный уровень прибыли, удовлетворяющий держателей акций и создающий у них иллюзию благополучия, а основные усилия направлять на увеличение объема продаж. Это отражается на престиже фирмы, положении и заработке менеджера. (В крупной корпорации менеджер получает жалование, значительно превышающее жалование менеджера мелкой, высокорентабельной корпорации). В 1978 году Нобелевскую премию в области экономики получил американский профессор Г. Сайман за исследования в области поведения фирмы.  Согласно его теории (удовлетворения), фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее количество продукции, которое она выпускает, не соответствует максимальному уровню прибыли. Существует также (эволюционная теория), в соответствии с которой фирмы только могут стремиться, но не достигают максимальной прибыли, так как они функционируют в мире не полной, порою искаженной, информации, в постоянно меняющихся условиях, на которые фирма не может адекватно реагировать. Несовершенство информации, на основании которой принимаются решения, а также отсутствие или неполное знание предельных величин, в частности, предельных издержек, придельной выручки, не позволяют получать максимальную прибыль. Хотя фирмы ориентируются на максимальную прибыль, они никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно.  Сторонники эволюционной теории подкрепляют свои выводы материалами из практики, которые свидетельствуют о том, что фирмы направляют свои усилия главным образом на то, что чтобы добиться определенной доли на рынке и удержать ее, а не на то, чтобы выйти на новый или покинуть завоеванный рынок. Свои взгляды (эволюционисты)4 основывают на теории эволюции в биологии, где поведение биологических индивидуумов предопределяется генами. Так и поведение фирмы в принятии решений, по славам  одного из основателей данной теории С.Винтера, является (рутинным). Рутинное принятие решений распространяется, по его мнению, на  ценообразование, инвестирование, научно-исследовательские разработки сторонники данной теории считают, что к эволюционному развитию фирму побуждают инновации, включая новые правила поведения. Фирма меняет рутинный характер, только если ее вынуждают обстоятельства, она (сопротивляется) крупным, (структурным) изменениям. Во всех названных теориях, хотя целью фирмы и не является максимализация прибыли, но последняя сохраняет свою функцию - быть движущей силой в экономике. Изменения в спросе и предложении непременно сказываются на величине прибыли, что побуждает фирму перераспределять ресурсы. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике принципы мотивации. Кратко можно сказать так:

Информация о работе Мотивация и поведение фирмы