Мотивация и поведение фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Фирма как институт изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma - подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью.

Содержание

Введение
1.Экономическая природа фирмы
Эффективное проведение сложных операций
Размеры фирмы
Анализ поведения фирмы
Поведение фирмы на рынке
Поведение фирмы в условиях несовершенной и совершенной конкуренции
Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде
Мотивация в целом
Содержательные теории мотивации
Виды мотиваций в фирме труду

Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая(Перехода).docx

— 73.54 Кб (Скачать)

     Выбор подходящей модели фирмы - конкурентной или монополистической - зависит  от того, насколько существен «эффект  масштаба», т. е. экономия на издержках  при увеличении объема производства применительно к данному рынку. Но какая бы модель ни использовалась, главной посылкой относительно линии  поведения фирмы служит ее установка  на максимизацию прибыли.

     Характеристики  данной фирмы (касающиеся определения  содержания ее деятельности: что она  будет производить и что покупать) обычно принимаются как нечто  данное; проблемы внутренней организации (иерархическая структура, процессы внутрифирменного управления) также  игнорируются. Соответственно конкуренция  на рынке капитала затрагивается  редко даже поверхностным образом  и еще реже становится предметом  глубокого исследования. Тем самым  не удивительно, что многие интересные проблемы фирм и рынков замалчиваются  или упускаются. Из виду вследствие ограниченного толкования фирмы как чисто технологической единицы, для которой не существует проблемы выбора из определенного числа альтернативных возможностей.

     Можно отметить, что за последние годы границы применения этой основной статичной модели были раздвинуты в нескольких направлениях, из которых, на наш взгляд, целесообразно отметить следующие. Одно из них связано с экономическими последствиями несовершенства информации. Работа Джорджа Стиглера об экономической теории информации и следующие из нее выводы до сих пор сохраняют новаторское значение. Именно в этой области следует искать объяснение исследовательской деятельности фирмы, которая была бы аномалией в мире совершенной конкуренции. Другой пример, из которого вытекают важные выводы для изучения рынков труда,- это система признаков-сигналов о состоянии рынка труда, рассмотренная в работе Майкла Спенса. 2

     Допустим, что в силу различия способностей, рабочие характеризуются неодинаковой производительностью труда и что эти различия могут быть выявлены лишь несовершенным образом и задним числом. Как же в таком случае должны взаимодействовать указанные сигналы и шкала ставок заработной платы, чтобы достигалось равновесие на рынке труда, и каковы экономические свойства этого равновесия?

Подведем  итог вышесказанному.

       Цель неоклассической теории - получить  представление о размещении ресурсов  посредством механизма цен, но  не в результате управления. Фирма  не играет ключевой роли в  этой теории.

Она - хорошо известный "черный ящик", в который  поступают ресурсы, и из которого выходит продукция; тому, как происходит эта трансформация, не уделяется  много внимания.

     В модели совершенной конкуренции, центральной  для данной теории, трансформация  определяется известными технологиями и ценами;

     менеджмент  не играет важной роли.

     Тем не менее, фирма, также как и домохозяйство, служит важной цели, а именно развитию концепции экономики с крайней  степенью взаимозависимости.

       Производство осуществляется фирмами,  потребление и предложение ресурсов - домохозяйствами. Люди должны  зависеть друг от друга, так  что самодостаточность исключена. Эта цель не требует существования фирм и домохозяйств, состоящих из нескольких лиц. Ферма остается фирмой независимо от того, принадлежит ли она одному человеку или нескольким, если только ее продукция производится на рынок, а не для собственного потребления.

     - Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Для такого анализа часто требуется определить отношение данной фирмы к риску. Обычно предполагается, что фирмы не желают рисковать, хотя рассматриваются и ситуации, когда отношение фирмы к риску нейтрально или даже положительно. Эгнар Сэндмо исследовал поведение фирмы в условиях конкуренции при предположении о неопределенности цен, а Хэйн И. Лилэнд расширил рамки данного подхода,

распространив исследование на условия несовершенной  конкуренции.  Условия неопределенности спроса, предполагают, что поведение данной фирмы в выборе уровня цен и объема производства продукции обусловлено изменениями уровня постоянных издержек.

     Основоположником  основ теории совершенной конкуренции  считается А. Маршалл: «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается  в том, что один человек состязается  с другим, особенно при продаже  или покупке чего-либо». А.Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал не только конкурентного потребителя, но и  любой другой субъект рынка. Этот термин нередко использовался как  синоним свободной конкуренции. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает  максимум полезности из наличных ресурсов и технологий. Ресурсы эффективно распределяются и в сфере производства, и в сфере потребления. Фирмы  выпускают такой набор продукции, который является наиболее предпочтительным, полезным для потребителя, а издержки производства становятся минимальными.

     Каковы  условия возникновения такой  конкурентной среды и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической  эффективности?

     Идеальный «храм» совершенной конкуренции  может быть устойчив лишь в том  случае, если в его фундаменте присутствуют все необходимые «кирпичики» - условия:

     - Большое число фирм, производящих  однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену. Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену.  Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

     Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену. 

     - Однородность продукции разных  предприятий, то есть, нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.

     - Отсутствуют входные барьеры  для вступления в отрасль нового  производителя и возможности  свободного выхода из него. Входным  барьером для вступления в  отрасль может стать:

     1) наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);

     Относительно  высокие затраты, необходимые для  организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);

     2) значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);

     Прикрепление  покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);

     3) ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

     Свободный вход в отрасль и выход из нее  гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении  цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может  привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

     Равный  доступ ко всем видам информации («информационная  прозрачность рынка»). Это значит, что  все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах  на него, а производители располагают  информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим  объемом информации о потребительских  свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с  ассиметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.

     - Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить  сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется  дополнительных затрат. В настоящее  время совершенная мобильность  субъектов рынка достигается  при заключении сделок с помощью  компьютера. В других случаях  «переключение» одного покупателя  с одного продавца на другого  обычно требует затрат времени,  а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность  и совершенная информационность  субъектов рынка, то однородный  товар продается по единой  цене.

     - Рациональное поведение всех  участников, преследующих собственные  интересы. Сговор в какой-либо  форме исключен.

     - Затраты фирм на изготовление  товаров различаются не очень  существенно вследствие сходности  технологии и цен на приобретаемые  для производства ресурсы. Если  это условие не соблюдается  и одна из фирм имеет существенно  более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие. Например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится первое условие).

     - Транспортные затраты не играют  большой роли в формировании  предложения, то есть нет опасности,  что многие производители окажутся  неконкурентоспособными из-за слишком  дорогой доставки своих товаров  к покупателям (их цены окажутся  в итоге выше, чем у конкурентов,  предприятия которых находятся  ближе к основным рынкам сбыта).

     - Уместность. Чистая конкуренция  на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка– не уместное логическое упражнение.

     Существует  несколько отраслей, более близких  к конкурентной модели, чем в любой  другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.

     Чистая  конкуренция представляет собой  простейшую ситуацию, к которой применимы  понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной  многозначной отправной точкой для  любого обсуждения вопросов ценообразования  и определения объема производства.

     Функционирование  чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым  можно сравнивать и по которому можно  оценивать эффективность реальной экономики. Короче говоря, чистая конкуренция  – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономик.

 

     

     1.1 Эффективное проведение сложных операций фирмы 

     Факторы, обеспечивающие более высокую эффективность  фирмы, состоят в следующем.

     Фирма лучше приспособлена к проведению сложных деловых операций и координаций специализированных ресурсов. Специфика работы фирмы связанна с необходимостью  проведения множества трансакций. При этом  привлекаемые ресурсы обычно, во-первых, нужны  на долгий срок, и, во-вторых, носят специализированный характер.

     Аккумулируя большое количество ресурсов на длительное время, фирма имеет возможность заменить ряд отдельных трансакций по привлечению факторов одним единственным долгосрочным контрактом. Это приводит к значительному уменьшению размера транзакционных  издержек. Если бы аналогичные трансакции осуществлялись через рынок, возникли бы дополнительные издержки по установлению цен на каждый фактор, издержки проведения переговоров и заключения отдельного контракта на каждую рыночную трансакцию. Представим себе на секунду, что директор компании вместо того чтобы иметь секретаря, постоянно обращался бы на свободный рынок за соответствующими услугами, то ему на час нужна стенографистка, то требуется человек, который рассортирует корреспонденцию, то, наконец, начнутся поиски официанта, который  заварит и подаст чай. Абсурдность перепоручения рынку всех этих функций не вызывает сомнения.

Информация о работе Мотивация и поведение фирмы