Мұнай өндіруші компаниялардағы тәуекелді басқару

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:24, дипломная работа

Описание работы

Техникалық жаңалықтар және батыл, қарапайым емес әсерлерге енгiзуге ұйғарылу керек нарық шарттарындағы өмiр сүрсiн бұл ұйғарылу керек тәуекелдi күшейту үшiн.

Содержание

Кіріспе………………………………………………………………………..
І. Мұнай-газ өндiрушi компанияларындағы тәуекелдердiң басқаруының теориялық негiздерi.
1.1. Тәуекел – экономикалық санаты ретінде. Тәуекелдердің классификациясы.

1.2. Мұнай өндіруші компаниялардағы тәуекел жасаушы факторлар.
1.3. Тәуекел жағдайларында мұнай шығатын жерлердi өңдеу тиiмдiлiгінiң бағалау үлгiсi.

ІІ. Мұнай өндіруші компаниялардағы тәуекелді басқару тиімділігіне анализ жасау.
2.1. «ҚазМұнайГаз» ҰК АҚның қазiргi күйiнiң талдауы.
2.2. Мұнай-газ өндiрушi компанияларының тәуекелді сандық және сапалы бағалауы.
2.3. Мұнай өндіруші компанияларының тәуекелді басқарудағы экономикалық тиімділігі

ІІІ. Мұнай өндіруші компаниялардағы тәуекелді басқаруды жетілдіру

3.1. «ҚазМұнайГаз» ҰК АҚның тәуекел факторларын есепке алғандағы даму стратегиясы
3.2. Есеп берудiң қаржы көрсеткiштерi негiзңнде кәсiпорын тәуекелін бағалау.
3.3 Мұнай-газды саласындағы компаниялардың 10 негiзгi тәуекелдері

Қорытынды …………………………………………………………………...
Пайдаланылған әдебиеттер тізімі ……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Копия Содержание2.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

    Решение о принятии или уклонении от тех или иных рисков во многом зависит от реализуемой компанией стратегии и так называемого отношения к риску.

    При управлении кредитными рисками компания предварительно определяет приемлемый размер потерь, который она может  себе позволить (лимит потерь). В том случае, если та или иная сделка характеризуется риском потерь, размер которых превышает установленный лимит, она отклоняется. Тем самым компания регулирует уровень риска по осуществляемым сделкам.

Предполагается, что вероятность дефолта со стороны сразу нескольких покупателей (заемщиков) довольно низка, поэтому в качестве основного показателя рассматривается объем убытков на одного клиента. Максимальный размер кредитного риска на одного клиента варьируется в пределах 15-25% от собственного капитала компании. Каждая организация выбирает для себя эту величину в зависимости от отношения к риску. Если у компании большое количество клиентов, то устанавливается граница стоимости сделки, ниже которой предприятие считает нецелесообразным управлять риском.

    После определения максимально допустимого  размера кредитного риска на одного клиента необходимо оценить вероятность неисполнения каждым конкретным покупателем (заемщиком) своих обязательств. Сделать это можно путем анализа внутренних факторов, влияющих на кредитоспособность клиента, таких как стабильность денежных потоков, величина собственного капитала, кредитная история, качество управления и т.д. Каждому из вышеперечисленных факторов риск-менеджер присваивает определенный вес (оценку значимости показателя в процентах) и балл (качественную оценку). По результатам кредитного анализа составляется сводная рейтинговая таблица, в которой каждому контрагенту присваивается риск-класс (рейтинг кредитоспособности).

    При управлении кредитными рисками АО «ПККР» использует рейтинговую таблицу (таблица 26), представляющую трехуровневую структуру  факторов, влияющих на кредитоспособность предприятия. Все факторы делятся на внутренние и внешние. Балл группы факторов определяется как сумма произведений оценок факторов и их веса. Так, балл качественных факторов определяется следующим образом: 8×0,25+4×0,15+1×0,5+3×0,2+5×0,15=4,2. При этом качественным факторам присваивается вес 55%.

    Аналогично  определяются балл и вес количественных, отраслевых и страновых факторов. Итоговый балл является суммой оценок внешних и внутренних факторов.

    Риск-класс  устанавливается на основе рассчитанного итогового балла оценки предприятия. Каждое предприятие разрабатывает свою шкалу, в которой итоговому баллу соответствует определенный риск-класс. В рассматриваемом случае для итогового балла от 10 до 12 единиц соответствует риск-класс 4, от 12 до 14 - риск-класс 5 и т.д.

    Затем на основе каждого риск-класса определяется размер кредитных лимитов, который может варьироваться от максимально возможного до нуля.

    Таким образом, определенному риск-классу соответствует определенный размер лимита. Чем выше риск-класс, тем ниже вероятность дефолта со стороны инвестора и тем больший кредитный лимит ему будет установлен.

    Оценка  эффективности управления кредитными рисками в ТОО СП «КазГермунай» осуществляется на основании двух ключевых показателей:

    - соотношение объема убытков от потерь нефти к выручке, получаемой от продажи нефти (loss/profit);

    - соотношение кредитного риска, принимаемого на себя компанией, к выручке, получаемой от продажи нефти (risk/profit).

    В данном случае динамика показателя risk/profit показывает изменение потенциальных потерь компании, loss/profit — фактических.

    Исходя  из стратегии, реализуемой на рынке, нефтяная компания определяет для себя приемлемое соотношение убытков (риска) к получаемому доходу. Если объем убытков превышает установленный компанией уровень либо динамика loss/profit ухудшается, то принимаются меры, направленные как на снижение общего риска и убытков компании, так и в отношении группы контрагентов с наибольшим кредитным риском.

Таблица 26 – Рейтинговая таблица

Показатели Баллы Вес, %
Внутренние  факторы 5,1  
Качественные    
Кредитная история на рынке 8 25
Доля  на рынке 4 15
Наличие гарантий или обеспечения 1 25
Поддержка акционеров 3 20
Качество  управления 5 15
Итого: 4,2 55
Количественные    
Ликвидность 7 25
Достаточность собственного капитала 8 30
Рентабельность 4 20
Стабильность  денежных потоков 5 25
Итого: 6,2 45
Внешние факторы 6,76  
Отраслевые    
Состояние конкурентной среды 8 60
Фаза  делового цикла 9 40
Итого: 0,4 60
Страновые    
Кредитный рейтинг страны 5 30
Государственное регулирование/поддержка 4 70
Итого: 4,3 40
Итоговый  балл 11,86  
Риск-класс 4  
Примечание  – Составлено автором на основе данных предприятия.
 

    Для эффективного управления кредитными рисками необходимо осуществлять регулярный мониторинг кредитоспособности предприятия, периодически корректировать рейтинговые таблицы и  пересматривать установленные лимиты.

    Управление  рыночными рисками, как и кредитными, осуществляется с помощью системы лимитов. Иными словами, при реализации продукции, формировании валютного или инвестиционного портфеля вероятные максимальные потери не должны превышать установленных лимитов.

    При определении лимитов за основу берется максимально допустимый единовременный размер потерь, который не повлечет за собой нарушения нормальной деятельности компании. Размер возможных потерь по конкретному активу компании (готовая продукция, валютные портфели, инвестиционные портфели и т.д.), подверженному влиянию рыночного риска, может быть определен путем экспертных оценок.

    При управлении рыночными рисками можно  установить следующие виды лимитов:

  • на сумму сделки по приобретению или реализации продукции, если она заключается на таких условиях, при которых результат ее проведения зависит от колебания рыночных цен;
  • на размер валютной составляющей активов, которые снижают вероятность потерь в случае изменения курса какой-либо валюты;
  • на совокупный размер собственного инвестиционного портфеля компании.

    Нефтяная  компания планирует продавать через  два месяца большую партию бензина. В данный момент цена на бензин высока. Анализ рынка говорит, что через два месяца нефть может подешеветь. Это приведет к удешевлению бензина. Можно сейчас продать фьючерсный контракт на бензин или нефть по нынешней высокой цене и, если нефть действительно подешевеет, то выгода от проданного  фьючерсного контракта компенсирует убыток, возникший из-за удешевления бензина (цены на нефть и бензин изменяются одновременно, т.е. сильно коррелируют между собой). В данном примере бензин – хеджируемый актив, компания страхуется от возможного падения цены на него (хеджируемый актив – это товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству). Инструментом хеджирования является фьючерсный контракт (актив/инструмент, позволяющий компенсировать неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков за счет изменения своих параметров), т.к. если нефть дешевеет, то и бензин дешевеет и наоборот.

    Основой управления рисками ликвидности является анализ планируемых денежных потоков компании. Данные о сроках и размерах поступлений и выплат при составлении бюджета движения денежных средств корректируются с учетом выявленных рисков. Например, при выявлении кассовых разрывов менеджмент компании должен ликвидировать их путем перераспределения денежных потоков либо запланировать получение краткосрочного кредита или займа на покрытие таких разрывов.

    Операционные  риски неразрывно связаны с деятельностью предприятия, и управляют ими, как правило, руководители структурных подразделений. К примеру, начальник производственного подразделения контролирует изношенность нефтегазового оборудования и  определяет необходимые мероприятия для предотвращения сбоев, связанных с выходом из строя оборудования. Служба по  управлению рисками не  может и  не  должна полностью заменять ту часть работы по управлению рисками, которую фактически осуществляют другие структурные подразделения компании в процессе своей ежедневной деятельности. Риск-менеджер не только сам управляет рисками, но и помогает в этом другим менеджерам.

    Принципы  управления операционными рисками  аналогичны способам управления другими  видами рисков: выбор критерия управления (установление лимитов или нормы  соотношения риска к доходу), идентификация и измерение рисков, а также проведение мероприятий по их оптимизации. В процессе анализа операционных рисков могут использоваться «деревья вероятностей», т.е. детальные сценарии возможных исходов событий, которые помогают рассчитать количественные оценки рисков.

    Управление  юридическими рисками основано на формализации процесса юридического оформления и сопровождения деятельности компании. Для того чтобы минимизировать юридические риски нефтяных компаний, любые бизнес-процессы компании, подверженные этим рискам (например, заключение договора поставки нефти и газа), должны проходить обязательную юридическую проверку.

    Для управления юридическими рисками следует  ежемесячно запрашивать у юридического отдела реестр незакрытых юридических дел, исков и проблем с указанием «цены вопроса». Таким образом, у  риск-менеджера нефтяной компании будет не только информация о проблемах, но и данные о возможных убытках из-за несвоевременного решения этих проблем. Для снижения юридических рисков в  компании необходима отлаженная процедура прохождения документов (визирование и согласование), а также разделение полномочий ответственных сотрудников. Для минимизации юридических рисков при осуществлении большого количества одинаковых операций целесообразно использовать типовые формы документов, разработанные юридическим отделом.

    Создание  эффективной технологии управления риском предполагает использовать хеджирование. Хеджирование – использование для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену одного инструмента или на генерируемые им денежные потоки другого инструмента, связанного с первым.

     Основными принципами хеджирования являются:

-  эффективная программа хеджирования не ставит целью полностью устранить риск; она разрабатывается для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т.е. соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью;

-  как и любая другая деятельность, программа хеджирования требует разработки внутренней системы правил и процедур;

-  эффективность хеджирования может быть оценена только в контексте;

-  эффективность программы хеджирования может быть оценена только статистически, за приемлемый срок.

      Разработка  и реализация стратегии хеджирования связана с определенными издержками, с которыми компания может встретиться, Но, тем не менее, его роль в обеспечении стабильного развития предприятия очень велика. Так хеджирование процентных ставок и обменных курсов  снижает неопределенности будущих финансовых потоков и обеспечивает более эффективный финансовый менеджмент; происходит существенное снижение ценового риска, связанного с закупками сырья и поставкой готовой продукции. В результате уменьшаются колебания прибыли, и улучшается управляемость производством. Хорошо построенная программа хеджирования уменьшает как риск, так и затраты. Хеджирование высвобождает ресурсы компании и помогает управленческому персоналу сосредоточиться на аспектах бизнеса, в которых компания имеет конкурентное преимущество, минимизируя риски, не являющиеся центральными. В конечном итоге, хеджирование увеличивает капитал, уменьшая стоимость использования средств и стабилизируя доходы. Хедж не пересекается с обычными хозяйственными операциями и позволяет обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов или заключать долгосрочные форвардные контракты. Во многих случаях хедж облегчает привлечение кредитных ресурсов: банки учитывают захеджированные залоги по более высокой ставке; это же относится к контрактам на поставку готовой продукции. Хеджирование, применяемое на больших временных интервалах повышает цены продаж и понижает цены покупок сырья на 5 – 10%.

Информация о работе Мұнай өндіруші компаниялардағы тәуекелді басқару