Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:23, шпаргалка
1. Производственная функция и её свойства
Производство-это процесс взаимодействия факторов производства
с целью создания новых товаров и услуг. Результатом произ-ва явл. Имею-
щие самаст. Потр-ую ценность. Факторы прои-ва объед-ся с помощью определен-
ной технологии , а взаимосвязь между результатами произ-ва и объемом испол-ых
факторов, назыв. Произ. Ф-ей. Наиболее в общем виде произ-я ф-я записываеться: Q=f(K.L.M)
21 Рынок олигополии: понятие, основные характеристики и подходы к классификации.
Рынок олигополии – это такая форма организ рынка, при которой на рынке действует несколько крупных фирм, производящих однородный или дифференцирующ продукт, и самостоятельно устанавливающих цену на выпускаемую продукцию, учитывая при этом возможную рыночную конкуренцию. Олигополия существует лишь тогда, когда число фирм настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Рынок олигополии – это типич форма организации современ рынка.
Рынок олигополии характер следующ чертами:
1.действует несколько крупных фирм;
2. доля
каждой фирмы на рынке
3.каждая фирма самостоятельно устанавл цену, учитывая возможную реакцию конкурентов;
4. сущ
препятствия для входа на
5.преобладает неценовая конкуренция, которая бывает предметной, видовой и функциональной.
Рынок олигополии возникает в силу следующих причин:
1. действие патентов на научные открытия и изобретения;
2. контроль над редкими ресурсами;
3. действие эффекта масштаба производства;
4. привилегии со стороны государства;
5. последствие конкуренции.
Рынок олигополии характериз большим разнообраз форм организации. Сущ классификация рынка олигополии по:
А)Фелнеру,который выделяет:
-рынок в условиях максимизации прибыли отрасли;
-рынок в условиях фундаментального антагонизма.
Б) Махлупу, который выделяет:
-рынок полностью скоординированный;
-рынок частично скоординированный с помощью а) фирмы-лидера
б)добровольного сотрудничества;
-
рынок без координации
В) по степени антагонизма
- рынок в состоянии войны;
-рынок в состоянии перемирия;
- рынок в состоянии мира.
Таким образом, на рынке может существовать несколько возможных ситуаций:
а) ценовые войны между фирмами;
б) стабильность цен при ведении неценовой конкуренции;
в) соглашения о ценах и объемах производства официальное или негласное;
г) предсказуемое поведение фирм.
22 Рынок олигополии в условиях отсутствия сговора. Модели дуополии Курно и Штакельберга. Если фирмы ведут ценовую конкуренцию, то рынок олигополии аналогичен рынку совершенной конкуренции.
Одной из первых моделей рынка олигополии является рынок дуополии, то есть рынок на который действует 2 фирмы. Первая модель рынка дуополии была предложена в 40-е года ХIХ в. О.Курно. Он предложил, что действуют 2 фирмы, одинаковые по размеру, на этих фирмах действует постоянный эффект масштаба производства, то есть при изменении объема производства средн издержки, и цена не меняется. Каждая фирма принимает решение об объёме производства самостоятельно, ориентируясь на свободную долю рынка. Если на таком рынке появляется одна фирма, то она будет производить продукцию в объёме 50% ёмкости рынка, Если на этот рынок выходит вторая фирма, то она будет ориентироваться на незанятую первой фирмой долю рынка и будет производить 50% от этой доли.
Рис. 3 Рынок дуополии Курно
Такая ситуация долго сохраняться не может, так как первая фирма находится не в оптимальном положении. Она примет решение о сокращении объёма производства, ориентируясь на свободную от второй фирмы долю рынка (75%), и фирма установит объём производства соответствующий 50% от свободной доли. Сокращение объёма производства первой фирмы создаёт условия для расширения производства второй фирмы. Данный процесс будет продолжаться до тех пор, пока каждая фирма не будет производить 33.3% от общего объёма рынка. Такая ситуация будет характеризовать установление равновесия на рынке и гарантировать каждой фирме максимальную выручку.
В 30-е годы ХХ в. немецкий экономист Г. фон Штаккельберг рассмотрел рынок дуополии, на котором одна фирма крупнее другой. Он пришёл к выводу, что равновесие может быть в случае асимметричной дуополии, так как в этом случае крупная фирма пытается добиться положения независимости и самостоятельно устанавливает цену, а другая фирма одновременно старается достичь положения зависимости, приспособиться к условиям реализации на таком рынке. В этом случае господствующая фирма выбирает самую выгодную точку на кривой реакции, а подчиненная фирма показывает кривую реакции типа Курно. Г. фон Штаккельберг сделал вывод, что дуополия является нестабильной формой организации рынка.
Рис.4 Рынок дуополии
23 Применение теории игр для анализа рынка олигополии. На рынке олигополии сущ большое количество различных вариантов поведения фирм и это приводит к использованию матем моделей, которые описывают поведение конкурентов на рынке и позволяют выбрать оптимальную линию поведения. В частности используется теория игр – раздел прикладной математики, с помощью которого устанавливают оптимальную стратегию поведения субъекта в конфликтных ситуациях, под которыми понимают ситуацию столкновения интересов двух или более сторон, преследующих различные цели. Каждый из участников конфликта может оказывать некоторое влияние на ход событий, но не имеет возможности полностью им управлять.
Математическая модель должна описать:
-множество заинтересованных сторон;
-возможные действия каждой стороны
-интересы сторон, представленные функциями выигрыша для каждого из игроков.
В теории игр предполагается, что функции выигрыша и множество стратегий, доступных каждому из игроков, общеизвестны. Игры классифицируются, основываясь на том или ином принципе. Решение модели дает менеджерам матрицу решений, на основании которой они должны принять решение. Выбор решения зависит от характера менеджера:
-критерий maximax (оптимизма)
-критерий maximin (пессимизма)
- критерий безразличия.
Чаще всего выбирается пессимистический вариант, так как предполагается, что соперником является квалифицированный специалист, выбирающий наилучшие решения.
Рынок олигополии характеризуется большим разнообразием моделей поведения, которые в конкретном счете ориентируются на получение максимальной прибыли. В современной литературе появляются работы, которые утверждают, что крупные фирмы в качестве цели своего поведения ставят не получение максимальной прибыли, а достижение других результатов: увеличение объема продаж, сохранение доли продаж на рынке, завоевание новых рынков и так далее. Все это усложняет анализ рынка олигополии.
24 Рынок олигополии в условиях сговора. Формы лидерства в ценах. На рынке олигополии фирмам не выгодна ценовая конкуренция, поэтому они часто вступают в соглашении друг с другом относительно уровня цен, объема производства и рынков сбыта. Такая ситуация называется сговор. выделяют две формы сговора (явный сговор и лидерство в ценах).
Явный сговор. В этом случае фирмы заключают договор, в котором оговаривают цены, объемы производства и рынки сбыта. В этом случае говорят о создании картеля – формы монополистического объединения, в котором все участники сохраняют свою юридическую самостоятельность и самостоятельно сбывают произведенную продукцию на рынке по оговоренной цене и в установленном объеме. В некоторых случаях может быть создан синдикат. В этом случае фирмы сбывают продукцию через единую торговую сеть.
В настоящее время картелей и синдикатов практически нет.
Явный сговор возникает на таких рынках, где предмет соглашения можно детально описать, небольшое количество продавцов и покупателей, продукция достаточна проста, можно проконтролировать выполнение взятых обязательств, существуют препятствия для входа на данный рынок новых фирм, действие картели выгодно всем участникам.
В силу того, что в большинстве стран картели запрещены антимонопольным законодательством, на рынке олигополий существует неформальный сговор, представляющий лидерством цен.
Данная ситуация характеризуется тем, что фирмы проводят согласованную ценовую политику, не оформляя правового документа. В этом случае существует фирма-лидер, на ценовую политику которой ориентируются другие фирмы.
Существует три системы лидерства в ценах:
1) Лидером
является самая крупная фирма,
действующая на рынке. В этом
случае она устанавливает
Рис. 7 Рынок олигополии в условиях лидерства цен
2) Лидером является фирма, которая имеет самые низкие издержки. Она определяет оптимальный объем производства, сопоставляя предельный доход и предельные издержки, устанавливает приемлемую цену. Фирма-лидер, как правило, использует один из двух подходов к ценообразованию:
а)Издержки+ норма прибыли, где норма прибыли является заданным показателем в процентах к издержкам;
б)Издержки+ фиксированная прибыль: в этом случае прибыль с единицы продукции определяется заранее в денежном выражении.
Другие фирмы вынуждены приспосабливаться к цене лидера, так как если они будут ориентироваться на собственные издержки, то потеряют покупателей, которые желают покупать продукцию по более низкой цене.
3) Фирма-барометр. Лидером является небольшая фирма, которая другими фирмами считается наиболее квалифицированным экспертом в деле изучения конъюнктуры рынка и которая наиболее полно отражает условия рынка.
25 Эффективность рынка олигополии. Рассмотрев рынок олигополии, следует отметить, что на нем цена формируется выше, чем на рынке совершенной конкуренции, а объем продаж меньше, чем на рынке совершенной конкуренции. Цена не соответствует минимальному значению средних издержек, поэтому не достигается производственная эффективность. Во многом это связано с затратами на защиту рынка от конкурентов, на неценовую конкуренцию, дифференциацию продукции. В определенной мере это определяет Х- неэффективность.
Цена не соответствует предельным издержкам и предельному доходу. Поэтому не достигается эффективность распределения, то есть структура и объем выпускаемой продукции не позволяет в полной мере удовлетворить платежеспособный спрос потребителей. Вместе с тем, рынок олигополии характеризуется и определяется достоинствами:
1,На рынке олигополии может производиться дифференциация продукции и неценовая конкуренция заставляет фирмы совершенствовать продукцию, более разнообразно удовлетворяя потребность покупателя;
2,Фирмы обладают большими размерами, получают устойчивую и большую прибыль, часть которой направляется на финансирование научных исследований. Рынок олигополии является наилучшей формой организации рынка с точки зрения внедрения результата НТП. При этом следует учитывать, что фирма не только имеет возможность внедрить результаты, но и вынуждена это делать в силу неценовой конкуренции.
26 Сущность и факторы изменения спроса на факторы производства . При организации производства каждой фирме необходимо определиться какие факторы производства приобретать и в каком объёме. При решении данного вопроса фирма учитывает ограничения в виде технологии производства, спроса на факторы и цена факторов производства и исходит из того количества продукции, которое она продаёт на рынке. Чем больше она продает, тем больше ресурсов ей необходимо для производства данной продукции. Поэтому считается, что спрос на факторы производства является производным. Кроме спроса на конечную продукцию, фирма учитывает производительность факторов производства, отдавая, при прочих равных условиях, предпочтение более производительным факторам производства.