Шпаргалки по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:30, шпаргалка

Описание работы

Микроэкономика – это одна из частей экономической теории. Приставка «микро» (от греческого mikros – малый) означает, что речь идет о поведении в экономике малых хозяйственных единиц. к малым хозяйственным единицам относятся «домашние хозяйства» или «хаусхолды» (от англ. household), а также «фирмы». Как правило, в экономике функционируют сотни тысяч домашних хозяйств, фирм, государственных органов.

Работа содержит 1 файл

мкроэкономика шпоры.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

1. Предмет  и методы микроэкономического  понятия

Микроэкономика – это одна из частей экономической теории. Приставка «микро» (от греческого mikros – малый) означает, что речь идет о поведении в экономике малых хозяйственных единиц. к малым хозяйственным единицам относятся «домашние хозяйства» или «хаусхолды» (от англ. household), а также «фирмы».

Как правило, в экономике функционируют сотни  тысяч домашних хозяйств, фирм, государственных органов. Каждая из этих микроединиц принимает решения. Микроэкономика – это наука о принятии решений малыми хозяйственными единицами. Она позволяет понять, как принимаются предпринимательские решения, и делается индивидуальный выбор, а также как влияет принятие тех или иных решений государственными органами на поведение малых хозяйственных единиц.

Микроэкономика изучает выборы, которые совершают малые хозяйственные единицы в условиях ограниченности ресурсов. Иначе говоря, она изучает решения, принимаемые в экономике при распределении дефицитных ресурсов между различными (альтернативными) вариантами их пользования. Сам микроэкономический анализ направлен на то, чтобы выяснить способы эффективного использования данных ограниченных ресурсов для наращивания объема производства в соответствии с потребностями. Выводы из него полезны, как правило, для бизнесмена, домашнего хозяйства, а также должны приниматься в расчет и государственными органами.

В микроэкономическом анализе  широко используются предельные величины, что дает возможность применять математические методы.

 в микроэкономическом анализе широко используется метод оптимизации (полезности, затрат, прибыли, дохода и т.д.). Именно поэтому основные понятия в микроэкономике имеют предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные издержки, предельная прибыль и т.д. Предельный анализ – неотъемлемая часть микроэкономического анализа.

Определенную роль в  микроэкономике играет функциональный анализ. Например, из математики мы знаем, что существуют функции типа у = f (x). Задача экономиста установить, какая из «переменных» служит причиной (х), а какая – «следствием» (у).

Как в микроэкономике, так и в макроэкономике, при  изучении взаимодействия хозяйственных агентов (домашних хозяйств, фирм, правительства) используется метод определения равновесия. Автором первой математической модели общего экономического равновесия в ХIХ в. был Л.Вальрас. Он создал модель общего экономического равновесия в виде системы уравнений. Что характеризует равновесие? Оно характеризует состояния, при котором существует баланс интересов всех хозяйственных агентов – участников данного экономического явления, и не существует тенденции к изменению достигнутого баланса. Равновесие достигается при определенных условиях, которые являются ограничениями для данной ситуации. При изменении условий (ограничений) меняется ситуация и возникает новое равновесие.

Однако в 90-е  гг. ХХ в. успешно применяется метод  неравновесия, который помогает описать динамические модели. Большинство моделей в микроэкономике сводится к восстановлению нарушенного (вызванного шоками) равновесного баланса.

2. Кардиналистский  подход к оценке равновесия  потребителя

Кардиналистскую (количественную) теорию полезности предложили экономисты ХIХ в. У.Джевонс (1835–1882), К.Менгер (1840–1921), Л.Вальрас (1834–1910), в основе которой лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Согласно этой теории, ценность (стоимость) блага определяется не затратами труда, а потребностью, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.

Количественный  подход к анализу полезности основан  на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности – ютилях. Следует отметить, что количественные оценки товара, имеют исключительно индивидуальный характер. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности для другого. Оценки полезности субъективны, поэтому нельзя складывать ютили, приписываемые одному и тому же благу различными потребителями. Но каждый отдельный потребитель проводит с оценками полезности все математические операции, которые применимы к числам. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем и количеством потребляемых им благ называют функцией полезности.

Кардиналистская теория исходит  из возможности потребителя дать количественную оценку полезности любого потребительского блага, которая может быть выражена в виде функции общей полезности (TU), т.е. совокупной полезности всех потребляемых благ в течение определенного периода времени: TU = F (Qa, Qb, …, Qn), где TU –общая полезность данного товарного набора, Qa, Qb,…, Qn – объемы потребления товаров a, b, …, n соответственно в единицу времени.

Используя количественную теорию полезности, можно охарактеризовать предельную полезность (MU) как прирост общей полезности товарного набора при увеличении потребления данного товара на одну единицу в течение определенного периода времени.

С увеличением количества потребляемых единиц блага общая  полезность возрастает до определенного предела. Однако возрастает она убывающими темпами, т.е. от потребления каждой дополнительной единицы блага потребитель получает все меньший ее прирост. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает все более медленно. С увеличением количества потребляемого блага предельная полезность каждой последующей единицы этого блага меньше предельной полезности предшествующей единицы ( ).

С увеличением объема потребления  товара понижается предельная полезность товара. Если дальнейшее потребление блага приносит вред (предельная полезность блага отрицательная), то общая полезность снижается.

Закон убывающей предельной полезности не является универсальным. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь, затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ.

Правило максимизации полезности: потребитель максимизирует свою полезность, распределяя доход таким образом, что каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность., ,.

В итоге потребитель  выберет такую структуру покупок (распределения своих расходов между благами X и Y), при которой отношение их предельных полезностей будет равно отношению их цен, т.е. .

 

3. Ординалистский (порядковый подход к оценке  равновесия потребителя)

Ф.Эджуорт (1845–1926), В.Парето (1848–1923), И.Фишер (1867–1947). В 30-х г. ХХ в. Р.Аллен и Дж.Хикс

Согласно ординалистскому  подходу предельную полезность измерить невозможно, потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. С практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает, но не может определить, на сколько один набор лучше другого.

Ранжирование наборов  благ основывается на ряде предположений  относительно свойств, присущих предпочтениям потребителя. Эти предположения получили название аксиом потребительского выбора. Среди экономистов нет единого мнения относительно количества и названия этих аксиом.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений (аксиома сравнимости). Для любой пары наборов А и В или А > В (А предпочтительнее В), или В > А (В предпочтительнее А), или А ~ В (А и В равноценны). Потребитель, совершающий покупку, всегда может назвать, какой из двух наборов благ лучше другого или признать их равноценными.

2. Аксиома  транзитивности предпочтений. Для любых трех наборов А, В и С, если А > В и В > С, то А > С. Для потребителя эта аксиома означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений, однако она нарушается в условиях неопределенности и неполноты информации.

3. Аксиома  рефлексивности. Каждый набор, по меньшей мере, не хуже себя самого. А ~ А.

4. Аксиома  ненасыщения, именуемая «чем больше, тем лучше» состоит в том, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя (например, загрязнение воздуха).

5. Аксиома  независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания. При анализе процессов потребления сопровождающихся внешними эффектами от этой аксиомы можно отказаться.

В ординалистской теории полезности используются кривые безразличия и карта кривых безразличия

 Кривая безразличия – показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Любой набор на кривой безразличия обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от набора A к набору B.

Множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя называются картой кривых безразличия.

Рис.2.2. Кривая безразличия

Кривые безразличия  обладают следующими свойствами:

  • Кривая безразличия расположенная правее и выше другой кривой является более предпочтительной для потребителя. Из представленных комбинаций потребитель выберет А, что будет соответствовать аксиоме ненасыщения. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых.
  • Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
  • Кривые безразличия не пересекаются. Данное свойство вытекает из аксиом сравнимости и транзитивности отношений предпочтения.
  • Через любую точку пространства товаров можно провести лишь одну кривую безразличия.
  • Кривые безразличия имеют вогнутую форму, это свойство означает принцип диверсификации потребления.

 

4. Предельная норма замещения

Основным  понятием ординалистской теории полезности считается предельная норма замещения MPS – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено) чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Предельная  норма замещения двух благ, взятых в определенном количественном соотношении, графически выражается наклоном касательной к кривой безразличия в точке, представляющей это сочетание. Так, в случае, представленном на рис.2.4, предельная норма замещения блага Y благом X равна тангенсу угла наклона кривой безразличия: .

Значения  предельной нормы замещения двух благ всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого.

предельная  норма замещения одежды продуктами питания представляет собой максимальное количество одежды, от которого готов отказаться человек, чтобы получить одну дополнительную единицу продуктов питания. Из-за выпуклости кривой безразличия к началу координат абсолютное значение MRS уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия слева направо, т.е. потребитель соглашается отдавать все меньшее количество замещаемого блага (одежды) за одно и то же количество замещающего (продукты питания).

При потреблении  практически любого товара наступает  момент насыщения, за пределами которого данный товар перестает быть для потребителя желанным. Дальнейшее увеличение потребления этого товара приводит не к росту полезности, а к ее убыванию.

4. Бюджетная линия. Наклон бюджетной линии

бюджетное ограничение - показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах.

Уравнение бюджетного ограничения будет иметь вид: I=PX·X+PY·Y. Бюджетное ограничение имеет достаточно простой смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров X и Y. Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) – это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых доход потребителя тратится полностью.

 Наклон  бюджетной линии равен  коэффициенту при X в уравнении бюджетной линии. Экономический смысл данного наклона состоит в измерении альтернативной стоимости товаров, в данном случае стоимости одной единицы товара X в единицах товара Y.

Рис.. Бюджетное ограничение

5. Графическая интерпретация равновесия потребителя

Оптимальный набор потребительских благ должен находиться на бюджетной линии и  предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание. Совмещение линии бюджетного ограничения и карты кривых безразличия позволяет определить равновесное положение потребителя, которое достигается в точке A (рис.2.10), где линия бюджетного ограничения касается кривой безразличия U2.

Информация о работе Шпаргалки по "Микроэкономике"