Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на 60 вопросов по Микроэкономике.

Работа содержит 1 файл

микро(шпоры нов).doc

— 672.00 Кб (Скачать)


1.Экономические потребности яв-ся структурной подсистемой всего комплекса потребностей общ-ва.

Классиф-я потребн-й:

-по хар-ру возникновения (первичные, вторичные0

-по сред-вам удовл-я (матер-е, не матер.)

-по насущности удовл-я (первоочередные, второстеп.)

-по возмож-ти удовл. (насыщ-е, не насыщ-е)

-по субъектам проявления (личные, групповые, общест-е)

Экономическое благо-средство удовл-я потреб-тей, имеющееся в ограниченном кол-ве. Делятся на товары и услуги.

-потребит. Блага, -производ-е блага

-материальные блага, нематер-е блага

-настоящие и будущие блага

 

2. Виды и хар-ка эконом.ресурсов. Эконом.выбор. Альтернативные издержки. Производственные возможности. Кривая произв-х возможн-й.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР

Экономические ресурсы – это совокупность различных составляющих производства, которые могут быть использованы для производства благ и услуг.

По причине ограниченности экономических ресурсов общество вынуждено делать выбор. В процессе выбора приходится от чего—то отказываться.

Суть проблемы выбора состоит в том, что если каждый фактор, необходимый для удовлетворения многообразных потребностей человека, ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и выбора наилучшего сочетания факторов производства.

Альтернативные издержки-издержки, отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при эконом. Выборе.

Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

Кривая производственных возможностей показывает:

1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.

2. Уровень эффективности производства.

 

3. Микроэкономика-наука изучающая поведение небольших эконом. агентов (человек, пр-е, домохоз-во)

Предметом изучения микр-ки яв-ся- эконом.субъекты, эконом.блага, эконом-е действия.

Методы микроэк-ки:

-эконом-й атомизм, предполож-е рацион-сти действия эконом.субъектов, исп-ся предельный анализ, функциональный анализ, модели равновесия.

Субъекты-самост-но действ-щие в экономике ед-цы:

-домохоз-е, произ-е группы, гос-во, заграница.

Объектом изучения микроэк-ки яв-ся эконом-я деят-ть людей и возникающие в ее ходе общие эконом-е проблемы.

Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование в экономике.

Позитивный анализ используется на различных уровнях управления:

·      на микроуровне используется менеджерами

·      на макроуровне - гос. деятелями, законодателями

·      на федеральном уровне

·      на уровне субъектов федерации

·      на муниципальном уровне

Зависимость одного фактора от другого, количественная мера этой зависимости - составляет суть нормативного анализа.

 

4.Спрос на товар-это желание и способность потр-лей приобретать опред-е товары на рынке.

Основным фактором влияющим на спрос яв-ся цена товара.

Неценовые факторы: уровень доходов населения, потребит-кие предпочтения, цены на др.товары, число покуп-ей на рынке, доступность кредитов и др.

Закон спроса- при прочих равных условиях сущ-ет обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него.

 

 

 

 

 

 

 

5. Кривая спроса

В экономике, кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене.

Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Сдвиги кривой спроса

Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Иными словами - это «движение» по кривой спроса (см. рисунок ниже). Однако на спрос влияют не только цены, но и иные факторы:

увеличение (или сокращение) доходов потребителя;

изменение вкусов и предпочтений;

ценовые и дефицитные ожидания;

колебание расходов на рекламу;

изменение цен товаров-заменителей или дополняющих товаров;

рост (или уменьшение) количества покупателей и пр.


Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, то есть при тех же ценах количество покупок может увеличиваться или уменьшаться.

  

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
К неценовым факторам относят:
Доходы потребителей.
Вкусы, мода. Количество потребителей. Цены заменителей.

 

6.Функция спроса (demand function - англ.) - функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них,  является цена на единицу блага в данный момент. Но существуют и так называемые неценовые факторы, из-за влияния которых меняется вид кривой спроса.

Индивидуальный и рыночный спрос

Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товары отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос будет суммарным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

 

7. Предложение товара – это кол-во товаров реализуемое произ-лем на рынке.

Чем выше цена, тем большее кол-во пр-ции пр-ли захотят поставить на рынок и наоборот.

Закон предложения – прямая зависимость между ценой и кол-вом продаваемого товара, при прочих равных условиях.

Функция предложения – это зависимость пред-я от различных факторов, оказывающих на него влияние. Основным фактором яв-ся цена на ед-цу блага в опред.момент времени.

 

8. Неценовые факторы влияющие на предложение:

-цены на используемые ресурсы, применяемый уровень технологий, уровень налогооблажения произ-лей, изменение цен на товары производимые из тех же ресурсов, что и данные товары, ценовые ожидания продавцов, кол-во продавцов на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Эластичность – важнейшая хар-ка спроса или предложения, показывающая степень зависимости относительного изменения величины спроса (или предложения) в зависимости от изменения различных факторов (цены, дохода и др.)

Эластичность спроса – степень изменения спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связ-х с изменением цен.

Точечная эластичность спроса по цене


где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс P говорит о том, что это эластичность спроса по цене. То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар.

Дуговая эластичность спроса по цене


где и — средние значения соответствующих величин.
 

10. Эластичность спроса по цене – показывает на сколько изменится в % отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Для определения степени эластичности исп-ся коэф-т эласт-ти спроса по цене:

ED = ∆Qd(%) / ∆P(%)

Отношение %го изменения объема спроса к %му изменению цены.

Совокупная выручка - сумма цен проданных товаров.
Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену:

TR = P x Q,                                                                           

где TR — совокупная (общая) выручка (доход); Р  — цена; Q — количество.

Если спрос по цене эластичный (Ер>1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем левом углу: процентное изменение количества продукции мало, а процентное изменение цены — велико.

 

11.Факторы, влияющие на эластичность:

-Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

-Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем больше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса.

-Размер дохода.

-Качество товара. Если товар — предмет роскоши, спрос эластичен; если товар первой необходимости, спрос неэластичен.

-Размеры запаса. Чем больше запас, тем эластичней спрос.

-Ожидания потребителя.

Перекрестная эластичность – показывает степень влияния на величину спроса на данный товар относительно величины изменения цены другого товара.


Exy=∆Qxd(%) / ∆Py(%)

 

12. Эластичность спроса по доходу – показывает как сильно изменяется спрос со стороны потребителя в результате изменения доходов на 1%.

При этом используется коэф-т эласт. спроса по доходам.

EI=∆Qd(%)  / ∆I(%)

 

Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.

 

13. Эластичность предложения хар-ся влиянием изменения цены на объем предложения. Показывает на сколько % изменится объем предложения при изменении цены на 1%.

Коэф-т эластичности пред-я

Es=∆Qs(%)  / ∆P(%)

Основным фактором влияющим на эластичность предложения яв-ся время в течение которого произ-ли могут подстроиться под изменение цены, чем больше времени, тем эластичнее яв-ся предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Практическое значение теории эластичности

Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S' (рис.1).

Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем (сравним разделение отрезка АЕ' на АВ и BE' в первом случае и во втором на рис. 2).

Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично — то на производителей ( рис. 3). Это и понятно. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

На рынке товаров и услуг спрос и предложение взаимодействуют друг с другом. Если интересы потребителей и продавцов совпадают, устанавливается цена равновесия. В этом случае количество товара, которое потребители намерены приобрести, соответствует количеству товара, в пределах которого производители готовы продолжать свою деятельность.

Существует несколько ситуаций, отражающих взаимосвязь спроса и предложения на рынке благ:

1) при достаточно высокой цене товара, установленной производителем, и сравнительно низкой желаемой цене потребителя наблюдается лишь возможность продаж (покупатели вынуждены придержать свои расходы);

2) если потребительские цены низки, а производительные, наоборот, завышены, в экономике назревает кризис (отсутствует интерес как покупателя, так и продавца, рыночная структура не имеет смысла, а экономические законы перестают действовать);

3) ситуация, когда возможны лишь покупки, возникает при отсутствии интереса производителя, когда цены на рынке устанавливаются по желанию потребителя;

Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.

излишек потребителя – это разница между суммой денег, реально затраченных на покупку, и той суммой, которую он фактически готов был уплатить.

излишек производителя – это разница между предельными затратами фирмы на производство товара и его рыночной стоимостью. Фирма при организации производства учитывает величину издержек на единицу продукта, и в целях получения прибыли она стремится минимизировать их. Эта величина находится в прямой зависимости от рыночной цены, по которой продукт будет реализован.

Затраты организации или ее издержки представляют собой величину расходов, которые просто необходимы для обеспечения ее функционирования и осуществления производственной и сбытовой деятельности

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"