Введение в микроэкономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:54, лекция

Описание работы

1.1. Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки


1.2. Проблема выбора как объект микроэкономического анализа


1.3. Особенности методов и функций микроэкономики как науки

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.docx

— 51.04 Кб (Скачать)

Микроэкономика 

Тема 1. Введение в микроэкономику

Информблок

 
  • 1.1. Особенности объекта  и предмета микроэкономики  как науки 
 
  • 1.2. Проблема выбора  как объект микроэкономического  анализа 
 
  • 1.3. Особенности методов  и функций микроэкономики  как науки 
 

Наряду  с общим представлением об экономике  экономическая теория призвана дать достаточно глубокие знания о функционировании экономики на двух ее уровнях: микро- и макро-. Данная часть курса посвящена  вопросам микроэкономики. Именно здесь  раскрывается содержание рыночного  механизма, его составных элементов, дается представление о функционировании экономики в целом.

Сложность объекта и предмета исследования со стороны микроэкономики как науки  обусловливает особые трудности  с логикой изложения материала. В предлагаемом пособии эти трудности  автор старался разрешить, обратившись  к воспроизводственному подходу. В  соответствии с ним материал разбит на четыре раздела.

В первом рассматриваются вопросы, связанные  с деятельностью предприятий (фирм) как основных субъектов производства - главной сферой экономики, от состояния  которой зависят другие ее сферы. Второй раздел посвящен анализу поведения  субъекта рыночной экономики в сфере  потребления. В третьем разделе  раскрывается сфера рыночного обмена, объектами которого являются как  покинувшие производство товары, так  и необходимые производству факторы, а субъектами - продавцы и покупатели как представители сфер производства и потребления. Четвертый раздел посвящен вопросам распределения доходов, получаемых в качестве вознаграждения за факторы производства.

Логичность  размещения материала автор стремился  сочетать с доступностью изложения  теоретических основ микроэкономики. Для того чтобы читатель мог закрепить  полученные знания, проверить правильность их понимания, в конце каждой главы  даются контрольные вопросы и  задания. При завершении изучения той  или иной главы следует подумать над ними, постараться дать ответ  по всем пунктам, прежде чем приступать к изучению следующей главы.

Простоту  изложения учебного материала мы стремились сочетать с принципом  научности, требующим раскрытия  не только внешних форм изучаемых  явлений, но и их экономической сущности. Поэтому при раскрытии содержания многих вопросов курса микроэкономики использованы не только положения экономике, но и политэкономии, прежде всего  те, которые оказались апробированными  мировой и российской практикой.

Завершает пособие список рекомендуемой литературы, изучение которой позволяет углубить знания. Если при этом читатель обнаружит  некоторые различия в подходах разных авторов к одним и тем же изучаемым явлениям и сможет дать им собственную оценку, такая оценка будет свидетельством достаточно глубокого понимания микроэкономики как науки.

Прежде  чем приступить к конкретному  рассмотрению вопросов, составляющих предмет микроэкономики, нам необходимо получить общее представление о  микроэкономике вообще. Этому посвящена  данная глава. Она носит не только вводный, но и методологический характер, поскольку ее содержание помогает правильнее понимать последующие вопросы, непосредственно  составляющие содержание курса.

1.1. Особенности объекта  и предмета микроэкономики  как науки 

Слово "микроэкономика" является производным  от слов "микро" и "экономика". Нам уже известно, что означает второе слово. Сейчас необходимо понять значение слова "микро".

По-гречески слово "микро" означает " малый". Получается, что дословно "микроэкономика" есть "малая экономика". Но это  не вполне точно. За понятием "микроэкономика", как и за понятием "экономика", надо видеть два смысла. Во-первых, микроэкономика - это наука, выступающая как часть  общей экономической науки, точнее, как раздел экономической теории. Во-вторых, микроэкономика - это объект изучения, являющийся лишь частью экономики  как общественного хозяйства.

Когда мы говорим о микроэкономике как  науке, то слово "микро" в названии этой науки указывает на ее важнейший  принцип - принцип экономического атомизма, предполагающий изучение отдельных  составляющих экономики как народнохозяйственной системы. Подобно тому, как с помощью  микроскопа какую-то часть изучаемого организма, например, клетку, можно  рассмотреть отдельно в увеличенном  виде, так и микроэкономический анализ позволяет увидеть достаточно подробно какую-то часть экономики, относимую  к микроэкономике как объекту  исследования.

К этим частям мы относим прежде всего субъективные и объективные элементы экономики. Под субъективными элементами понимаются люди как производители и потребители, в качестве таковых стремящиеся  вести себя рационально. Под объективными элементами понимаются вещи производственного  и потребительского назначения - все  то, по поводу чего субъекты экономики  вступают друг с другом в экономические  отношения.

Главным объектом внимания со стороны микроэкономики как науки являются люди как субъекты (агенты) экономики, причем не экономики  вообще, а рыночной экономики. Это  означает, что они наделены экономической  свободой, самостоятельно определяя  свое поведение в экономике. Поэтому  микроэкономику прежде всего считают  наукой о поведении хозяйствующих  субъектов.

В первую очередь, к таким субъектам относят  людей как товаропроизводителей, местом производственной деятельности которых являются предприятия. Поскольку  в современных условиях предприятия  регистрируются либо как физические, либо как юридические лица, то в  качестве хозяйствующих субъектов  могут выступать предприятия  или фирмы.

В рыночной экономике предприятие предстает  как сфера предпринимательской  деятельности, поэтому главным субъектом  микроэкономики как микрохозяйства и объектом изучения микроэкономики как науки является предприниматель. Поведение предпринимателей в системе рыночных отношений предстает как важнейшая часть предмета микроэкономики.

Но субъектами экономики являются и потребители. Микроэкономика рассматривает их как  представителей домохозяйств. Домохозяйство - это один, два и более человек, объединенных общими доходами и имуществом потребительского назначения. По существу, это семьи, выступающие в качестве субъектов экономики. Поведение  таких субъектов также изучается  микроэкономикой как наукой.

Эта наука  рассматривает домохозяйства не только как потребителей, но и как  собственников различных факторов производства: труда, земли, капитала. В условиях рыночной экономики они  предстают как продавцы этих факторов. В роли покупателей выступают  предприятия (фирмы). Купля-продажа  факторов производства осуществляется на соответствующих факторных рынках.

Получается, что главные субъекты микроэкономики - это фирмы и домохозяйства. Их отношения строятся по следующей  схеме:

Рис. 1.1.

На схеме  можно видеть, что, с одной стороны, домохозяйства предстают в роли продавцов каких-то факторов производства на соответствующих факторных рынках и получателей дохода от их продажи, а с другой - покупателей, использующих свои доходы для покупки потребительских  товаров на соответствующих рынках. Фирмы являются и покупателями факторов у домохозяйств, и производителями  нужных домо-хозяйствам товаров. Подобное взаимодействие происходит между множеством домохозяйств и фирм. Причем, как  правило, покупает какой-то фактор у  данного домохозяйства одна фирма, а продают ему товары другие фирмы.

Схема также показывает, что составной  частью предмета микроэкономики является поведение людей как покупателей  и продавцов на самых различных  рынках, а сами рынки выступают  в качестве важнейшего объекта изучения со стороны этой науки.

Субъектом экономики является государство, но микроэкономика рассматривает его  в основном в качестве внешнего для  экономики фактора. Государство  следит за тем, чтобы экономика нормально  функционировала, чтобы ее субъекты соблюдали установленные законы и правила, принимая необходимые  меры к нарушителям.

Субъектами  экономики могут быть и различные  общественные объединения и организации. Это общества по защите прав потребителей, объединения по борьбе с наркотиками, проституцией, порнографией и т.п. Однако деятельность подобных субъектов также  не привлекает особого внимания микроэкономики.

В целом  микроэкономика имеет дело с субъектами экономики как производителями  и потребителями и, соответственно, как покупателями и продавцами, объясняя их поведение в системе экономических  отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления  товарных благ. Эти отношения и  составляют предмет данной науки.

1.2. Проблема выбора  как объект микроэкономического  анализа 

Главной проблемой, которой занимается микроэкономика, является проблема выбора в условиях рыночной экономики. Перед ней стоят все субъекты экономики.

Известно, что в экономике проблема выбора возникает прежде всего из-за ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. В рыночной экономике она становится очень сложной и емкой по своему содержанию уже в силу существования  экономической свободы у субъектов экономики.

Прежде  всего возникает проблема выбора целей экономической деятельности, которые у разных субъектов экономики  могут быть разные. Но если говорить о целях товаропроизводителей, то микроэкономика сводит их к максимизации прибыли. Когда же товаропроизводитель становится продавцом, то его цель заключается в максимизации получаемого от продажи товара дохода. Целью покупателя считается максимизация приобретаемой полезности, а целью потребителя - максимальное удовлетворение потребностей при данных расходах на приобретение товарных благ.

Отмеченные  цели различных субъектов микроэкономики могут быть достигнуты различными путями. Так, получение прибыли возможно в результате производства и продажи самых разных товаров. Значит, перед производителем стоит проблема выбора выгодного товара. Как делается такой выбор, какими правилами при этом надо руководствоваться - все это объясняет микроэкономика. Объясняет эта наука и поведение потребителей при выборе товарных благ с целью максимизации степени удовлетворения своих потребностей.

Определение цели предполагает и выбор средств  ее достижения. В любой экономике  это означает выбор ресурсов и  выбор путей, способов их использования. В рыночной экономике для предприятий как товаропроизводителей наряду с трудовыми, капитальными, материальными и природными ресурсами важное значение приобретают денежные ресурсы, способные превращаться в любые ресурсы как производственного, так и непроизводственного назначения.

Возможны  самые различные варианты использования  денежных средств, причем в силу их ограниченности приобретение на них  одних ресурсов предполагает отказ  от приобретения других. Подобная альтернатива достаточно наглядно иллюстрируется с помощью следующего рисунка.

Рис. 1.2.

На рисунке  отрезок ОХ обозначает количество ресурса X, которое можно приобрести на данную сумму денег. Отрезок ОУ обозначает количество другого ресурса - У, которое  можно приобрести на ту же сумму. Путем соединения концов этих отрезков линией УХ показана возможность использования денежной суммы на приобретение одновременно и первого, и второго ресурса. Хорошо видно, что если увеличивается количество приобретаемого ресурса X (с величины ОХ1 до 0X2), то соответственно уменьшается возможность приобретения другого ресурса с величины 0У1 до 0У2.

Информация о работе Введение в микроэкономику