Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:52, дипломная работа
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе лизинговые операции стали важным инструментом экономической деятельности любого предприятия, так как обеспечивают возможность предприятиям получить необходимое оборудование без значительных единовременных затрат. Это обусловлено ограниченностью ликвидных средств для расширения производства с одной стороны, и необходимостью оптимизации инвестиций в условиях научно-технического прогресса - с другой. Осуществление подобных операций выгодно и для банков. В настоящее время они выполняют большинство кредитно-финансовых услуг и являются институтами универсального профиля.
Целью исследования в моей Выпускной Квалификационной Работе является анализ практики осуществления лизинговых операций на примере Лизинговой Компании «УРАЛСИБ».
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и основные виды лизинговых операций в коммерческом банке.
2. Обосновать специфику организации лизинговых операций и их отличие от других операций коммерческого банка.
3. Проанализировать практику и направления развития кредитных операций в ЛК «УРАЛСИБ»
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы лизинга…………………………………………………..6
1.1. Сущность лизинга и его предмет………………………………………..6
1.2. Классификация лизинга и лизинговых операций, участники лизинга и их функции…………………………………………………………………………...7
1.3. Нормативно-правовая база лизинговой деятельности………………..30
2. Практика проведения лизинговых операций на примере Лизинговой Компании «УРАЛСИБ»……………………………………………………………32
2.1. Общая характеристика Лизинговой Компании «УРАЛСИБ»……….32
2.2. Лизинговые операции Компании и продуктовая стратегия………….37
2.3. Технико-экономические показатели Компании………………………39
2.4. Российский рынок лизинга и позиционирование ЛК «УРАЛСИБ»…44
3. Анализ и оценка результатов деятельности ЛК «УРАЛСИБ»………………..51
3.1. Анализ результатов деятельности ЛК «УРАЛСИБ»………………….51
3.2. Анализ рисков Компании и методы их регулирования………………58
3.3. Мероприятия по разработке продуктовой и региональной стратегии ЛК «УРАЛСИБ»……………………………………………………………………66
Заключение…………………………………………………………………………70
Список литературы………………………………………………………………...72
Приложение
1. В области клиентской политики:
- основной акцент сделать на предприятия сегмента малого и среднего бизнеса, а также наиболее перспективных компаниях с государственной поддержкой.
2. В области продуктовой стратегии:
- направить внимание на предоставлении востребованных стандартизированных продуктов со скоринговыми методиками принятия решений на базе технологии централизованного андерайтинга.
3. Для предприятий малого и среднего бизнеса:
- необходимо сформировать предложения по краткосрочной и долгосрочной аренде грузового автотранспорта и спецтехники с правом последующего выкупа.
4.
Региональная стратегия
- повышение эффективности филиальной сети за счет повышения квалификации сотрудников,
- повышения уровня клиентского сервиса и оптимизации операционных расходов.
5. Совершенствование системы риск-менеджмента компании
6. Внедрение системы централизованного андеррайтинга;
7. Модификация методик оценки рисков на лизингополучателя с ужесточением требований к финансовому состоянию и устойчивости лизингополучателей.
8. Усиление работы с проблемными активами:
- работа с лизингополучателями по погашению просроченной задолженности и вхождению в график платежей;
- изъятие активов и последующую их реализацию/передачу в аренду в случае невозможности вхождения в график платежей и проведения реструктуризации;
- оценка возможности и проведение реструктуризации договоров крупных корпоративных клиентов;
- работа с коллекторскими агентствами;
- аутсорсинг юридических услуг.
9.
В части корпоративного
- повышение платежной дисциплины лизингополучателей,
- улучшение качества обеспечения по договору лизинга
- увеличение процентной ставки в случае реструктуризации договоров.
10. В части розничного лизинга с проблемными активами:
- необходимо направить на обеспечение вхождения лизингополучателя в график лизинговых платежей или изъятие и оперативную реализацию изъятого имущества.
11. Лизинговая компания «УРАЛСИБ» осуществляет изъятие имущества у неплатежеспособных лизингополучателей с целью дальнейшей реализации или передачи в аренду. Для обеспечения сохранности изъятого имущества следует осуществлять следующие мероприятия:
- сформировать систему транспортировки, хранения, ремонта, оценки изъятого имущества;
-
провести обучение сотрудников
Лизинговой компании «УРАЛСИБ»
технологиям реализации/
- развивать новые каналы продаж и передачи в аренду, в том числе электронные каналы, вендоры и др.
12. Развитие взаимоотношений с производителями и поставщиками предметов лизинга, дилерами и страховыми компаниями является одним из ключевых направлений развития компании. Взаимодействие с производителями предметов лизинга в настоящем и будущем должно осуществляться в рамках совместных программ по лизингу легкового автотранспорта и реализации изъятого имущества Лизинговой компании «УРАЛСИБ» через каналы вендоров.
Использование
каналов вендоров позволит обеспечить
сохранность имущества в
13. В области управления ликвидностью:
- Обслуживание текущего долга.
Обслуживание долга перед внешними кредиторами является приоритетной задачей Лизинговой компании «УРАЛСИБ». В рамках реализации действующей финансовой политики исполнение обязательств по кредитам и займам будет, преимущественно, осуществляться за счет текущей ликвидности.
- Аккумулирование ликвидности.
Лизинговая компания «УРАЛСИБ» должна обеспечивает повышенную ликвидность за счет аккумулирования лизинговых платежей, в том числе путем формирования резервов ликвидности за счет свободного остатка лизинговых поступлений сверх сумм обслуживания долга.
- Финансирование и рефинансирование лизинговых сделок.
Лизинговой
компании «УРАЛСИБ» необходимо осуществлять
финансирование новых лизинговых сделок,
преимущественно, за счет связанного/адресного
финансирования.
Приоритетные источники внешнего привлечения в будущем году:
-
международное связанное
-
облигационные и вексельные
- прямые кредиты российских и иностранных банков;
-
клубные синдикаты.
Все это позволит ЛК «УРАСЛИБ» укрепить свои позиции на рынке лизинговых услуг и увеличить продажи на 5%, что позволит Компании увеличить размер инвестирования в создание новых продуктов и расширение региональной сети.
Заключение.
Можно
с полной уверенностью сказать, что
лизинг в нашей стране будет наращивать
свои обороты и будет играть все более
весомую роль в экономике РФ в рамках Стратегии
индустриально-инновационного развития
РК до 2015 года. Причиной широкого распространения
лизинга является ряд его преимуществ
по сравнению с другими формами инвестирования.
На мой взгляд, проанализировав и изучив отечественный рынок лизинга, считаю, что отсутствие четкой государственной политики и правовой нормы лизинга мешает формированию комплексной программы, в рамках которой были бы следующие элементы:
— создание более развитой инфраструктуры рынка лизинговых услуг;
— подготовка квалифицированных кадров;
— информационное освещение предоставляемых услуг;
— предоставление
банкам более широкого спектра льгот
при долгосрочном кредитовании лизинговых
сделок (более 3-х лет).
Срок
договора лизинга существенным образом
влияет на его стоимость. В основном
это происходит за счет более медленного
возврата кредита при больших
сроках лизинга, но суммарно налог на
имущество и затраты
Хотелось
бы отметить, что высокая эффективность
ведения бизнеса, проверенная во время
сложных экономических происшествий,
позволяет с уверенностью говорить о том,
что Лизинговая Компания «УРАЛСИБ» сможет
пройти «штормовой» для российской экономики
период.
Для сохранения лидирующего положения Компании мною предложено: основной акцент сделать на предприятия сегмента малого и среднего бизнеса, а также наиболее перспективных компаниях с государственной поддержкой; направить внимание на предоставлении востребованных стандартизированных продуктов со скоринговыми методиками принятия решений на базе технологии централизованного андерайтинга; необходимо сформировать предложения по краткосрочной и долгосрочной аренде грузового автотранспорта и спецтехники с правом последующего выкупа; повышение эффективности филиальной сети за счет повышения квалификации сотрудников; совершенствование системы риск-менеджмента компании; внедрение системы централизованного андерайтинга; модификация методик оценки рисков на лизингополучателя с ужесточением требований к финансовому состоянию и устойчивости лизингополучателей; усиление работы с проблемными активами; необходимо направить на обеспечение вхождения лизингополучателя в график лизинговых платежей или изъятие и оперативную реализацию изъятого имущества; развитие взаимоотношений с производителями и поставщиками предметов лизинга, дилерами и страховыми компаниями.
Список
литературы.
1. часть II ГК РФ, вступившая в действие 26.01.1996 г. (N15-ФЗ), статьи 665-670 (§6 «Финансовая аренда (лизинг) гл. 34 «Аренда»)
2. Федеральный
закон от 23 декабря 2003 г. № 181-ФЗ
«О внесении изменений и
3. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» (с изм. и доп.). в ред. 2007 г
4. Положение
Банка России от 26 марта 2004 г.
№ 254-П «О порядке
5. Банки и банковские операции / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ФиС, 2006.
6. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина - М.: «Финансы и статистика», 2006
7. Банковское дело: стратегическое руководство / Под ред. В. Платонова, М. Хиггинса. – М.: «Консалтбанкир», 2006
8. Банковское дело: управление и технологии / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
9. Банковское дело: Учебник для вузов / Под ред. д-ра экон. наук проф. Г.Г. Коробковой. - М.: Экономистъ, 2006
10. Белоцерковский В.И., Федорова Е.А. Бухгалтерский учет и аудит в коммерческом банке: Учебник / В.И. Белоцерковский, Е.А. Федорова. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006
11. Букато
В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.Н. Банки
и банковские операции в
12. Буянов В.П., Кирсанов К.А., Михайлов Л.М. Рискология (управления рисками). – М.: Экзамен, 2006
13. Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. - М, Фонд “Правовая культура”, 2000.
14. Горемыкин В.А. Лизинг. – Филинъ, Информцентр XXI века, 2008
15. Велигура А. Информационная система – сердце банка // Банковские технологии, 2006. - №5.
16. Владиславлев Д.Н. Энциклопедия банковского маркетинга. - М: Ось-89, 2006.
17. Зверев О.А. Конкуренция на рынке розничных банковских услуг и задачи банковского менеджмента // Финансы и кредит. – 2007.
18. Зражевский В.В. Принципы оптимизации управления финансовыми потоками в коммерческом банке. // Банковское дело. - 2006.
19. Кошкин А.В. СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЗИНГОДАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА // журнал Лизинг №4 // 2010
20. Никитина Т. Банковский менеджмент. - СПб.: «Питер», 2007
21. Остапенко В.В., Мешков В.М. Кредитование банками предприятий: потребности, возможности, интересы // Финансы. – 2006. - № 1.
22. Печатникова С.М. Модели организации системы ипотечного жилищного кредитования // Банковские технологии. - 2006. - № 5.
23. Покопцева Е. Ипотека по-русски // Национальный банковский журнал. - 2006. - №7.
24. Стец Е.О. Банковские риски и банковские операции: что является следствием, а что - причиной? // Дайджест-Финансы. - 2006. - №2.
25. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – М.: Юристъ, 2006
26. Урчукова Ж.М. Особенности организации лизингового кредитования в современных условиях // Финансист. - 2006. - №1
27. Шевченко И. В. Совершенствование качества обслуживания клиентов кредитными организациями путем внедрения новейших банковских технологий // Финансы и кредит. – 2006. – № 22.