Лизинговые операции коммерческих банков в РФ на примере Лизинговой Компании «УРАЛСИБ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:52, дипломная работа

Описание работы

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе лизинговые операции стали важным инструментом экономической деятельности любого предприятия, так как обеспечивают возможность предприятиям получить необходимое оборудование без значительных единовременных затрат. Это обусловлено ограниченностью ликвидных средств для расширения производства с одной стороны, и необходимостью оптимизации инвестиций в условиях научно-технического прогресса - с другой. Осуществление подобных операций выгодно и для банков. В настоящее время они выполняют большинство кредитно-финансовых услуг и являются институтами универсального профиля.
Целью исследования в моей Выпускной Квалификационной Работе является анализ практики осуществления лизинговых операций на примере Лизинговой Компании «УРАЛСИБ».
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и основные виды лизинговых операций в коммерческом банке.
2. Обосновать специфику организации лизинговых операций и их отличие от других операций коммерческого банка.
3. Проанализировать практику и направления развития кредитных операций в ЛК «УРАЛСИБ»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы лизинга…………………………………………………..6
1.1. Сущность лизинга и его предмет………………………………………..6
1.2. Классификация лизинга и лизинговых операций, участники лизинга и их функции…………………………………………………………………………...7
1.3. Нормативно-правовая база лизинговой деятельности………………..30
2. Практика проведения лизинговых операций на примере Лизинговой Компании «УРАЛСИБ»……………………………………………………………32
2.1. Общая характеристика Лизинговой Компании «УРАЛСИБ»……….32
2.2. Лизинговые операции Компании и продуктовая стратегия………….37
2.3. Технико-экономические показатели Компании………………………39
2.4. Российский рынок лизинга и позиционирование ЛК «УРАЛСИБ»…44
3. Анализ и оценка результатов деятельности ЛК «УРАЛСИБ»………………..51
3.1. Анализ результатов деятельности ЛК «УРАЛСИБ»………………….51
3.2. Анализ рисков Компании и методы их регулирования………………58
3.3. Мероприятия по разработке продуктовой и региональной стратегии ЛК «УРАЛСИБ»……………………………………………………………………66
Заключение…………………………………………………………………………70
Список литературы………………………………………………………………...72
Приложение

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 1.04 Мб (Скачать)
 

     Лидирующие  позиции в показателях отражают положительную динамику операционных показателей и подкреплены высоким уровнем качественных оценок деятельности компании рейтинговыми агентствами.

     Международный кредитный рейтинг Fitch «B+» дополнили высокие оценки рейтингового агентства «Эксперт РА»: получен рейтинг финансовой устойчивости на уровне «А+», а также рейтинг качества системы риск-менеджмента на уровне «А.rm».

     

     Рис.11. Структура активов ЛК «УРАЛСИБ» по видам валют (на 31.12.09), % 

     

     Рис.12. Структура пассивов ЛК «УРАЛСИБ» по видам валют (на 31.12.09), % 

     В 2009 году Лизинговая Компания «УРАЛСИБ»  в сегменте лизинга железнодорожной  техники заняла 5-е место по объему новых сделок.

     Доля  рынка компании по сравнению с 2008 годом увеличилась на 5,5% и составила 7,5%. Доля лизинга подвижного состава в структуре нового бизнеса Лизинговой компании «УРАЛСИБ» составила 15,6%. Объем продаж в 2009 году вырос в полтора раза и достиг значения 7,3 млрд. руб., из них большая часть профинансирована в начале 2009 года, когда цены были еще далеки от пиковых значений.

     Продажи лизинга железнодорожной техники  по итогам 2009 года составили 97,1 млрд руб (см. рис.6). По сравнению с 2008 годом  объем продаж лизинга подвижного состава уменьшился в 2,5 раза. В структуре нового бизнеса доля лизинга железнодорожной техники перестала занимать лидирующее место и снизилась с 24,4 до 13,5%.

     Максимальная  активность в сегменте лизинга железнодорожного транспорта пришлась на I квартал.

     Во II квартале цены на вагоны росли, что привело к снижению рентабельности лизинга подвижного состава и уменьшению объемов нового бизнеса в данном сегменте. К III кварталу, когда цены достигли пика, объем новых сделок лизинга подвижного состава сильно сократился.

     В IV квартале цены на подвижной состав в зависимости от типа вагона упали на 20–40%. На отдельные предметы лизинга спрос сохранился, наибольшей популярностью продолжили пользоваться цистерны. Рублевые ставки аренды на них остались на прежнем уровне, что делает привлекательным приобретение данного вида железнодорожной техники в лизинг.

     Из  общего подвижного состава на первое января 2009 года 38% принадлежало ОАО  «РЖД», 22%—дочерним компаниям монополии, 40%—частным операторам рынка. 

     Объем продаж Лизинговой компании «УРАЛСИБ»  в сегменте авиатехники в 2009 году составил 730 млн. руб. В объеме новых лизинговых сделок доля лизинга авиатехники компании составляет около 1% (5-е место по рынку). 

     По  данным рейтингового агентства «Эксперт РА» Лизинговая Компания «УРАЛСИБ»  в сегменте лизинга зданий и сооружений заняла 1е место по объему новых сделок. Объем продаж лизинга недвижимости в 2009 году составил 26 млрд рублей. По сравнению с 2008 годом рынок лизинга недвижимости вырос в 1,7 раза.

     В структуре нового бизнеса доля лизинговых сделок с недвижимостью выросла до 3,6% против 1,5% годом ранее. Основным драйвером роста в сегменте лизинга недвижимости в 2009 году стал высокий спрос на офисные, торговые и складские помещения в первом полугодии.  

     Объем продаж лизинга оборудования в 2009 году уменьшился  до 157 млрд рублей.

     Основными причинами опережающих темпов падения  объемов продаж в сегменте лизинга  оборудования стали:

     - падение спроса на продукцию  «лизингоемких» отраслей: энергетики  и нефтедобычи;

     - пересмотр программ модернизации  вследствие кризиса;

     - отказ лизингополучателей от  дорогостоящей импортной техники  в пользу оборудования российских  производителей.

     В структуре бизнеса на долю лизинга  оборудования приходится 30,3% новых  контрактов.

     В 2009 году на эти сделки пришлось 16,6% нового бизнеса против 32,4% годом ранее. Их объем уменьшился в три раза — до 36,2 млрд руб.  

     Чувствительность  к изменению рыночной конъюнктуры  продемонстрировали в первую очередь  сегменты с высокой концентрацией: рынок энергетического и телекоммуникационного  оборудования.

     На  первом из них ведущую роль играет компания «Бизнес Альянс», на нее  приходится 39% рынка. На втором — «РТК-лизинг» (дочерняя компания при ОАО «Связьинвест»), ее доля на рынке телекоммуникационного  оборудования составляет 56%.

     Лучшая  динамика в 2009 году в сегменте лизинга оборудования наблюдалась на тех рынках, где спрос был поддержан малым и средним бизнесом. Это лизинг торгового, складского, полиграфического, упаковочного и пищевого оборудования.

     Доля  Лизинговой компании «УРАЛСИБ» на рынке  лизинга оборудования по итогам 2009 года увеличилась в 2,6 раза и составила 6% (2008 год—2,3%).

     В структуре нового бизнеса Лизинговой компании «УРАЛСИБ» доля лизинга  оборудования составляет 20,8%, его объем—13,3 млрд руб. 

     В структуре лизинга грузового, легкового и пассажирского транспорта, а также лизинга специальной и сельскохозяйственной техники доля ЛК «УРАЛСИБ» увеличилась на четверть — до 44%.  

2.4. Российский рынок  лизинга и позиционирование  ЛК «УРАЛСИБ» 

     В 2009 году российский рынок лизинга продемонстрировал отрицательные темпы роста. Объем нового бизнеса сократился на 27,8% — до 720 млрд. руб.

     Совокупный  портфель лизинговых компаний увеличился на 13,5% и достиг значения в 1 390 млрд. руб.

     В начале года наблюдалась положительная динамика, однако к четвертому кварталу активность на лизинговом рынке резко снизилась. Сокращение объемов нового бизнеса лизинговых компаний сопровождалось падением платежеспособного спроса. Оценивать платежеспособность в среднесрочной и долгосрочной перспективе стало затруднительно. Как следствие, сократилось продуктовое предложение, рынок превратился из рынка покупателя в рынок продавца. Финансировались только наиболее надежные и проверенные компании, деятельность которых можно было прогнозировать.

     В целях обеспечения возвратности вложенных средств те лизинговые компании, которые продолжали заключать  новые сделки, стали менять параметры предлагаемых продуктов. Выросли не только процентные ставки, но и размер авансовых платежей, уменьшились сроки действия договоров, повысились требования к управленческой и финансовой отчетности лизингополучателей.

     Снижение  объемов произошло в большинстве  сегментов лизинга, исключением  стали лизинг легкового автотранспорта, воздушных судов, недвижимости и  с/х техники.

     Спрос на лизинговые услуги распределялся  географически неравномерно: снижение объема нового бизнеса наблюдалось  только в Москве и Санкт- Петербурге, объем регионального бизнеса  во всех федеральных округах увеличился.

     Объем продаж Лизинговой компании «УРАЛСИБ» в 2009 году вырос на треть — до 46,64 млрд. руб. Доля рынка составила 6,4% (2008 год—3,4%)— это почти в два раза выше уровня предыдущего года.

     Лизинг  авиатехники в 2009 году стал одним из немногих растущих сегментов. Объем продаж лизинга авиатехники вырос в 1,6 раза до 96 млрд руб.

Вопреки давлению ряда негативных факторов, связанных с сокращением объема авиаперевозок и банкротством авиаперевозчиков, в данном сегменте проявилась сильная положительная динамика.

     Основными причинами роста стали:

- государственная поддержка гражданской авиации;

- экспортные поставки авиатехники на развивающиеся рынки;

- изношенность отечественного парка авиатехники.

     В структуре нового бизнеса доля авиализинга выросла до 13,4% против 5,9% годом ранее.

     Рынок авиализинга является одним из самых высококонцентрированных. На долю принадлежащей государству лизинговой компании «Ильюшин Финанс

Ко» по итогам 2009 года пришлось свыше 40% новых сделок с авиатехникой.,

     Доля  лизинга грузовых автомобилей традиционно занимает существенную долю в сегменте автотранспорта, в прошлом году она составила 37%. Доля лизинга легкового автотранспорта—20%, строительной техники — 19%.

     Лизинговые  сделки с грузовым транспортом заняли также наибольшую долю в объеме всех новых сделок по сравнению с другими предметами лизинга, опередив по объему сделки с железнодорожной техникой. На этом рынке ведущие позиции занимают компании при производителях (Скания Лизинг, КАМАЗ-ЛИЗИНГ), монопродуктовые компании (Европлан) и универсальные лизинговые компании (Лизинговая компания «УРАЛСИБ», НОМОС-лизинг) (см. рис. 13).

     

     Рис.13. ТОП-5 в сегменте «Грузовой транспорт» 

     Доля Лизинговой компании «УРАЛСИБ» на рынке грузового транспорта увеличилась по сравнению с 2008 годом на 1,2% и составила 5,7%.

Ограничителем падения нового бизнеса в сегменте автотранспорта стал лизинг легкового транспорта: его объем увеличился на 14%. Ведущую роль на данном рынке играют монопродуктовые компании (Европлан, Каркаде), компании с широкой филиальной сетью (Лизинговая компания «УРАЛСИБ») и компании, имеющие поддержку государства (Газтехлизинг). Доля Лизинговой компании «УРАЛСИБ» на рынке лизинга легкового автотранспорта сократилась на 0,2% и составила 5%.

     На  рынке лизинга строительной техники  лидируют универсальные компании (Лизинговая компания «УРАЛСИБ»), компании, обслуживающие интересы естественных монополий (ТГИ-Лизинг) и компании с иностранным капиталом (Дойче Лизинг Восток).

     Доля  Лизинговой компании «УРАЛСИБ» на рынке лизинга строительной техники увеличилась по сравнению с 2008 годом на 4,4% и составила 9,8%.

Доля  Лизинговой компании «УРАЛСИБ» на рынке лизинга автотранспорта и спецтехники по итогам 2009 года составила 6,8% (2008 год—5,6%), объем нового бизнеса достиг 21,8 млрд руб. В структуре продаж доля лизинга автотранспорта составила 46,7%. Из них на грузовой автотранспорт пришлось 31,1%, строительную технику — 28%, легковой транспорт — 15,2%, пассажирский — 11,3%, специальную, дорожно-строительную и агротехнику — 14,3%.

Рис.14. Структура сегмента «Оборудование», 2009 г., %

     Активность лизинговых компаний в сегменте лизинга автотранспорта обусловлена высокой ликвидностью предметов лизинга, позитивной динамикой рынка лизинга автотранспорта, высоким уровнем износа автопарка, снижением объемов кредитования в банковском секторе, а также повышенным спросом со стороны клиентов массового сегмента — предприятий малого и среднего бизнеса.

     В 2009 году большой объем продаж лизинга автотранспорта Лизинговой компанией «УРАЛСИБ» был достигнут за счет реализации комплекса мер, среди которых:

- предложение востребованного продукта «Автомобили в лизинг», ориентированного на предприятия малого и среднего бизнеса;

- разработка совместной программы по предоставлению дополнительных сервисов с Российским автомобильным товариществом (РАТ);

- усиление взаимодействия с вендорами;

- наращивание объема региональных продаж в связи с расширением филиальной сети.  

     

     Рис.15. Динамика рынка лизинга недвижимости 2007-2009 гг., млн.руб.

     Доля  Лизинговой компании «УРАЛСИБ» на рынке  лизинга недвижимости по итогам 2009 года увеличилась в 4 раза и составила 46% (2008 г.: 24,4%) (см. рис. 15).

     В структуре нового бизнеса Лизинговой компании «УРАЛСИБ» доля лизинга  недвижимости составляет 15,8%, его объем  — 7,3 млрд руб.

     Можно с уверенностью сказать, что Лизинговая Компания «УРАЛСИБ» позиционируется на рынке лизинговых услуг в качестве универсальной и гибкой лизинговой компании, что позволяет сотрудничать с компаниями различных отраслей промышленности и услуг. 

Информация о работе Лизинговые операции коммерческих банков в РФ на примере Лизинговой Компании «УРАЛСИБ»