Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:53, курс лекций
Лекция №1. Риск как категория теории рыночной
экономики
План:
1. Введение в категорию риска
2. Из истории определений риска
3. Категориальные подходы к определению понятия “риск”
4. Основные причины необходимости оценки экономических рисков и управления ими
5. Общая классификация рисков
В данном определении основное внимание сосредоточено на следующих характеристиках рисков:
Эффективность в условиях
Если существует такая возможность использования ресурсов, то проходить мимо нее неэффективно (бессмысленно).
Риск – это существующая возможность (вариант)
неэффективного использования при заданных
ограничениях реальных социальных, политических
и экономических ресурсов, в результате
чего происходит снижение как общей, так
и индивидуальной полезности.
4. Основные причины необходимости оценки экономических рисков и управления ими
Многие финансовые операции связаны с довольно существенным риском. Они требуют оценить степень риска и определить его величину.
Степень риска- это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.
Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой вероятной, т.е. ожидаемой, величины максимального вложения капитала. При этом, чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска.
Риск представляет собой действие в надежде на счастливый исход по принципу “ повезет - не повезет”. Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает, прежде всего, неопределенность хозяйственной ситуации, т.е. неизвестность условий политической и экономической обстановки, окружающей ту или иную деятельность, и перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем больше и степень риска.
Неопределенность хозяйственной ситуации обусловливается следующими факторами: отсутствием полной информации, случайностью, противодействием, политической нестабильностью, отсутствием четкого законодательства.
Отсутствие полной информации о хозяйственной ситуации и перспективе ее изменения заставляет предпринимателя искать возможность приобрести недостающую дополнительную информацию, а при отсутствии такой возможности начать действовать наугад, опираясь на свой опыт и интуицию.
Неопределенность хозяйственной ситуации во многом определяется фактором случайности.
Случайность- это то, что в сходных условиях происходит неодинаково, и поэтому ее заранее нельзя предвидеть и спрогнозировать.
Указанные
условия и многие другие делают крайне
актуальным и неизбежным разработку
способов и инструментов количественного
и качественного измерения
В
данном курсе рассматриваются вопросы
оценки, анализа и страхования
банковских рисков, подробно изложенные
в нижеследующих разделах.
5. Общая классификация рисков
Возможность
прогнозирования вероятности
На
рис. 1.1 представлен вариант классификации
рисков с позиций методологии общесистемного
подхода, в котором в качестве классификационных
критериев выбраны вид деятельности, уровень
проявления, период действия, инструменты
управления, методы анализа, механизмы
страхования.
Рис. 1.1.
Схема классификации рисков
По видам деятельности риски подразделяются на социальные, политико-правовые, экономические, проектные (техногенные), экологические.
Социальные риски – это риски, обусловленные изменением качества трудовых ресурсов, профессиональной мобильности, социальной лояльности, характером национальных, религиозных и трудовых конфликтов, уровнем и структурой потребления, психологического отношения к рискам (антипатия – предпочтение риска). Так, для людей, получающих доход на уровне прожиточного минимума, потеря 50 тенге ”сегодня” воспринимается как более высокий социальный риск, чем возможность “потерпеть” и увеличить свой доход на 100 тенге, но “завтра”.
Бедность, недоступность образования и медицинских услуг, ограничения на выбор профессии, места работы, рост квалификации, национально-религиозная дискриминация, классовое противостояние – факторы, характеризующие уровень социальной нестабильности, неэффективность социальной политики и, как следствие, рост социальных рисков.
Социальные риски неразрывно связаны с такими базисными принципами рыночной экономики, как свобода профессионального выбора, профессиональной мобильности и движения трудовых ресурсов, социальная защищенность нетрудоспособной части населения. Масштаб и характер этих рисков обусловлен неэффективным и нерациональным использованием творческих способностей и дарований индивидов, неэффективной системой социальной защиты нетрудоспособных.
Поэтому
чем больше общество предоставляет
людям возможностей по изменению
своего социально-профессионального
статуса и создает более
Однако
наличие возможностей (свобод) изменения
социально-профессионального
Для того чтобы она реализовалась в форме конкретной реальности, необходимо, чтобы индивиды имели для этого соответствующие ресурсы.
Одним из таких факторов является социально-психологическая готовность людей минимизировать риски посредством управленческо-волевых действий по созданию индивидуальных страховых фондов, повышения уровня образования и квалификации, смены места работы и жительства и др.
Неготовность людей направлять часть своего индивидуального дохода на нейтрализацию абстрактных рисков социальных потерь от нерационального и неэффективного использования их творческого потенциала ведет к росту общего объема социальных рисков.
Политико-правовые риски (страновые риски) – это использование политической власти для сохранения неэффективных форм контроля над факторами производства (тип собственности), поддержания социально-политической стабильности с помощью ограничения прав и свобод (неправовое государство), обеспечения устойчивого экономического роста с помощью внеэкономического принуждения и нерационального использования ресурсов, значительная часть которых направляется на поддержание и сохранение политического режима.
На масштаб и характер политико-правовых рисков оказывает влияние уровень развития следующих демократических принципов организации и функционирования общества, закрепленных в системе правовых норм:
Чем выше уровень правовой защищенности политических свобод, тем более многовариантной становится система выбора путей социально-экономического развития и возрастает вероятность, что государство более эффективно использует общественные ресурсы (налоги) в целях увеличения масштаба индивидуальной и общей полезности, что в конечном итоге ведет к снижению объемов системных и полисистемных рисков.
По мере демократизации системы политической власти возрастают роль и значение правовых механизмов “саморегуляции” общественного развития, являющихся одним из инструментов снижения общего уровня политико-правовых рисков. Это проявляется в следующих изменениях:
Политико-правовые риски – это функция, являющаяся результатом вероятности перехода общества к правовым механизмам “саморегуляции” экономических процессов. Чем более возрастает возможность повысить эффективность использования имеющихся ресурсов за счет свободного и альтернативного перераспределения производственных факторов без применения политической силы, тем ниже уровень рисков общественных потерь и убытков от политической деятельности.
Проектные (техногенные) риски – это риски, связанные с ошибками проектирования и размещения производственных и социальных объектов на конкретной территории, которые создают реальную угрозу жизни и здоровью людей.
Экологические риски – это риски, связанные с результатами хозяйственной деятельности по созданию ноосферы, воздействию на биосреду, ведущими к росту угроз для жизни и здоровья не только людей, но и других объектов природного мира.