Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:53, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. Риск как категория теории рыночной

экономики

План:

1. Введение в категорию риска

2. Из истории определений риска

3. Категориальные подходы к определению понятия “риск”

4. Основные причины необходимости оценки экономических рисков и управления ими

5. Общая классификация рисков

Работа содержит 1 файл

Лекции БР архив.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)
 

    Наряду  с экспертными оценками для исследования внутриполитической нестабильности как  ключевого фактора странового риска  применяется эконометрическое моделирование. В модели политическая нестабильность рассматривается как такое явление политической жизни определенной страны, которое характеризуется широким применением насилия против правительства в виде заговоров, государственных переворотов, гражданских войн, межнациональных конфликтов и т.п. При этом различается нестабильность в правящей верхушке, связанная с борьбой за власть внутри правящего слоя, и социальная нестабильность, возникающая в результате активной деятельности оппозиционных социально-политических сил.

    На  уровне банков заключения об уровне риска  в стране часто являются ничем  иным, как "количественным описанием  политической среды, включенным в инвестиционное предложение".

    Примером  экстенсивной встроенной модели является ESP (Economic, Social and Political system), разработанная американскими банками для своих операций в Латинской Америке.

    Метод предполагает предварительный сбор информации по определенной стране, посещение  этой страны группой экспертов, верификацию  информации посредством интервью с сотрудниками отделений банков и местными лидерами, окончательный анализ информации группой экспертов, составление сценариев возможного развития событий.

    Преимущество  этого подхода в том, что он специально разработан конкретных потребностей банковских компаний и привлекает к анализу как рядовых членов компаний, так и высший руководящий состав, тем самым гарантируя, что отношение к результатам оценки будет достаточно серьезным. Однако этот метод достаточно дорог и требует большого количества времени.

    Другим  методом анализа и оценки странового риска является создание рейтинга стран  по уровню риска на основе структурированного и стандартизированного списка вопросов.

    Наиболее  сложный, но эффективный подход, разработанный  Deutsche Bank для оценки возможностей операций в определенной стране, и его последующие варианты (напр., модели, разработанные Risk Insights, Inc.), включает формальную спецификацию рассматриваемых отношений, экспертные мнения, обработанные методом лимитирования сужденческих ошибок, сложный статистический алгоритм, комбинирующий результаты агрегированных эконометрических данных и индивидуальных оценок. Главным ограничением метода является его дороговизна.

    До 80-х годов в широком контексте сканирования внешней среды экономические и технологические области рассматривались как более важные и имеющие большее влияние на банковский сектор, чем политические и социальные, которые, как считалось, не только более сложны и неструктурированны, но и более неопределенны и менее предсказуемы.

    Тенденция относиться к социально-политическому  развитию как к действию провидения, которым невозможно управлять, и  на который можно только реагировать  тогда, когда действия уже становятся видимыми, определила недостаточную  разработанность аналитических инструментов в этой области.

    К пересмотру этой тенденции привели  активные исследования по разработке подходящих социальных индикаторов, которые  могли бы использоваться наряду с  такими широко распространенными экономическими индикаторами как валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс потребительских цен.

    Социальные  индикаторы, напр., "объективные" - такие как статистически выраженные демографические сдвиги, или "перцептуальные" (поведенческие), типа изменения отношения  к работе, обработанные и стандартизированные для международных сравнений, несомненно станут важной составной частью количественных и качественных методов оценки странового риска.

    Селективные социально-политические индикаторы используются в некоторых методиках оценки странового риска как указатели политической стабильности.

    Общую схему взаимодействия политических, социальных и экономических факторов, определяющих уровень странового риска  можно представить:

    Под социальной неоднородностью понимается количество и численность различных  этнических, племенных, религиозных и региональных групп.

    Расслоение  общества происходит в том случае, когда указанные выше группы совпадают  в значительной степени с нижним, или беднейшим классом, что резко  усиливает политическую нестабильность.

    Распределение дохода показывает степень неравенства экономических групп в обществе. Чем выше это неравенство, тем выше вероятность политической нестабильности.

      Выделяются  четыре основных типа  политических систем:

  • авторитарно-традиционная (монархия или военная диктатура);
  • авторитарно-мобилизационная (тоталитаризм);
  • либерально-демократическая (парламентская или президентская);
  • новая независимая (бывшие колонии). Наиболее стабильными он считает вторую и третью системы, относительно стабильной - первую, наименее стабильной - четвертую.

       Как крайне нестабильная рассматривается  политическая система в случае, когда военные имеют возможность  и желание изменить правительство.  
 
 

    Наличие в недавнем прошлом страны гражданской  войны, революции, военных переворотов, включаемых в показатель "последняя внутренняя война", считается прецедентом для возможного решения будущих конфликтов.

    Проблема  оценки внутренних социально-политических факторов в значительной доли субъективности. При определенных условиях внешняя  политическая обстановка может сыграть роль катализатора политической нестабильности в стране. 

Внутренние  и внешние источники  политических и экономических  факторов риска 

  Экономические факторы  Политические  факторы
Внутренние 

факторы

Население и  доход 

-численность и структура

-экономический  рост и доход на душу населения 

-естественный  прирост 

-распределение  дохода

Трудовые  ресурсы и занятость 

-величина  и состав 

-отраслевая  и территориальная структура 

-производительность 

-миграция 

-уровень  безработицы

Отраслевой анализ

-сельскохозяйственное  производство и самообеспеченность 

-отраслевая  и территориальная структура;  тенденции развития 

-размер  и динамика государственного  сектора 

-национальные  приоритеты и стратегические  отрасли

Экономическая география 

-природные ресурсы

-экономическая  диверсификация 

-топография  и инфраструктура

Правительство и социальные службы

-источники  и структура правительственных  доходов 

-отраслевое  и территориальное распределение  расходов 

-размер  и рост бюджетного дефицита 

-жесткость программ расходов

-зависимость  регионов от центральных источников  дохода

Основные  показатели

-индекс  цен 

-уровень  заработной платы 

-процентные  ставки, денежное предложение и  т.д. 

Состав населения 

-этнолингвистическая,  религиозная, племенная или классовая гетерогенность

-степень  участия в экономической и  политической власти 

-иммиграция  и эмиграция

Культура 

-культурные, религиозные и моральные ценности 

-открытость  и интенсивность культурных связей

Правительство и институты 

-конституционные  принципы и конфликты

-гибкость  национальных институтов 

-роль  и влияние армии, церкви, партий, прессы, образовательных учреждений  и т.д.

Власть 

-лидеры 

-ключевые  фигуры, поддерживающие status quo

-роль  и влияние аппарата внутренней  безопасности

Оппозиция

-влияние  и источники

Основные  показатели

-забастовочная  активность 

-вооруженные  выступления и террористические  акты 

-количество  и условия содержания политических  заключенных 

-уровень  официальной коррупции 

Внешние

факторы

Внешняя торговля

-текущий платежный баланс, его составляющие

-ценовая  эластичность экспорта и импорта 

-стабильность  основных статей импорта и  экспорта 

-эволюция  условий торговли 

-географическая  направленность торговли

Внешний долг и его обслуживание

-внешний  долг, его абсолютный и относительный уровни

-сроки  и условия погашения 

-обслуживание  долга по импорту и экспорту

Иностранные инвестиции

-величина  и относительное значение 

-отраслевое  и территориальное распределение 

-основные  инвесторы (страны и международные  организации)

Платежный баланс

-динамика 

-сальдо  резервов 

-движение  капиталов

Основные  показатели

-валютный  курс (официальный и неофициальный) 

-изменения  международных условий заимствования 

Положение на международной  арене 

-международные  договора 

-позиция по международным вопросам, голосование в ООН

Финансовая  поддержка 

-финансовая, продовольственная помощь, военная  поддержка 

-предпочтительные  экономические и торговые связи

Ситуация  в регионе 

-пограничные  конфликты 

-внешняя  военная угроза 

-революция  в соседнем государстве

-беженцы

Отношение к иностранному капиталу и инвестициям 

-национальное  инвестиционное законодательство 

-отношение  к иностранным инвесторам в  провинции 

-судебная  практика

Основные  показатели

-соблюдение  прав человека 

-оппозиция  за пределами страны

-причастность  к террористическим актам в  третьих странах 

-дипломатические  и торговые конфликты 

Источник: De la Torre, J., Neckar D., Forecasting political risks for international operations, International Journal of Forecasting, 1988, 4, p.234 
 
 

    Внешние риски в своей совокупности обычно характеризуются также пространственным аспектом, означающим, что различным (регионам) республикам), разным странам  или группам  стран в каждый данный момент присущи особое сочетание  и специфическая мера остроты  внешних рисков, обусловливающие особую привлекательность или непривлекательность данного региона или данной страны с точки зрения банковской деятельности. Выражение “ страновой (региональный) риск” означает только этот аспект, но не содержательно отдельный вид риска наравне с финансовыми, экономическими, политическими и иными внешними рисками. 

    5. Специфика анализа  странового риска  в Казахстане

    Важно отметить, что анализ политического  риска в Казахстане имеет некоторую  специфику.

    Во-первых, политическая традиция, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому необходимо уделять дополнительное внимание при оценке странового риска.

    Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции.

    Недостаточный учет региональной специфики, пожалуй, является основным недостатком существующих зарубежных методик при их экстраполяции  на Казахстан. Для адекватного анализа  политического риска необходимо проведение подробных исследований отдельных регионов (или групп регионов), учет относительного "веса" каждого региона (группы), включение региональных индикаторов в общую схему оценки странового риска.

    К середине 90х гг. политический фактор по силе своего воздействие на развитие банковского сектора в Казахстане превзошел все прочие.

    В целом, риск, вызываемый текущими политическими  процессами, крайне высок, и может  быть охарактеризован как риск переходного  периода: любые события в политической жизни могут иметь для банковского  сектора последствия гораздо более разрушительные, чем в стабильно развивающейся стране. 

6. Система управления  внешними и внутренними  банковскими  рисками

    Перечень внешних и внутренних рисков, которые постоянно угрожают деятельности любого банка весьма обширен. Масштабы возможных ущербов — огромны.

    Любой разумный банковский руководитель должен определить степень подверженности своего банка существующим рискам и предпринять практические шаги для сокращения опасности этих рисков до приемлемого уровня наиболее эффективными способами (с точки зрения минимума затрат, имеющихся в его распоряжении).

Суть  управления внешними и внутренними  рисками

Управление  рисками - это процесс, включающий в  себя следующие этапы:

  • определение риска;
  • оценка риска;
  • контроль риска;
  • финансирование риска.

    Управление  рисками не представляет собой набора формальных действий, которые осуществляются в некоем вакууме. Работая вместе с линейным руководством, работник, готовящий оценку, пытается определить риск, минимизировать и смягчить потери, где это возможно. Оценка успеха связана с осуществлением именно этих задач.

    При правильном осуществлении, оценка процесса представляет собой подтвержденное исследованиями обоснованное указание на состояние и результативность направленного осуществления управления рисками.

    До  недавнего времени управление рисками  не имело особого значения для  банков. Структура финансовых инструментов часто устанавливалась заранее, финансовые рынки отличались малой  глубиной и степенью активности, планирование было очень поверхностным и относительным, т.к. банки обладали ограниченной автономностью, а национальные стандарты учета не требовали той степени раскрытия информации, которая позволила бы оценить прибыльность или достаточность капитала.

    Сейчас  на многих рынках положение меняется, в некоторых случаях довольно резко, что потребовало срочного усиления управления финансами и рисками банков, функционирующих на этих рынках. Необходимо укрепить несколько областей: финансовую информацию нужно сделать более доступной, нужно развивать финансовую политику, финансовые навыки, в особенности в управлении активами и обязательствами, необходимо создать процесс управления банковскими активами и обязательствами, улучшить организационную структуру, четко распределить обязанности по финансовому управлению и повысить эффективность контроля.

Информация о работе Лекции по "Экономике"