Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:53, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. Риск как категория теории рыночной

экономики

План:

1. Введение в категорию риска

2. Из истории определений риска

3. Категориальные подходы к определению понятия “риск”

4. Основные причины необходимости оценки экономических рисков и управления ими

5. Общая классификация рисков

Работа содержит 1 файл

Лекции БР архив.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)
  Экстра-легальный риск Легально-правительственный  риск
Макрориск Революция Изменение банковского  законодательства
Микрориск Терроризм Банковское  регулирование 

    Источник: Charles R. Kennedy, Political Risk Management, 1987, p.7.

    Экстра-легальный  риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция.

    Легально-правительственный  риск является прямым продуктом текущего политического процесса и включает такие события как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающегося банковской и финансовой сферы, кредитно-денежной политики.

    Некоторые исследователи считают существующую дефиницию политического риска  неудовлетворительной из-за того, что она конституирует политический событийный риск. По их мнению, основное внимание должно уделяться динамике политического действия, из которого возникают события, поскольку можно точнее спрогнозировать природу конфронтации или понять действия политических сил, чем предсказать победителей и проигравших.

    Подверженность  политическим рискам

  Действия легитимных структур События, вызванные  действиями неконтролируемых правительством сил 
Непредвиденные 

обстоятельства 

   
Потеря  контроля за деятельностью фирмы - полная или  частичная экспроприация 

- насильственное  лишение прав управления 

- конфискация  собственности фирмы - разрыв  договора 

- война 

- революция 

- терроризм 

- забастовки 

Падение ожидаемой прибыли  - неприменимость "национального режима"

- уменьшение  доступа к финансовым, трудовым  и сырьевым рынкам 

- контроль над  ценами, товарами, деятельностью 

- валютные ограничения 

- ограничения  денежных переводов за границу 

- требования  к экспортным характеристикам 

-националистически  настроенные продавцы и поставщики

-угрозы враждебных  группировок 

- навязанные  извне финансовые ограничения 

- навязанные  извне ограничения на импорт  и экспорт 

    Источник: J. de la Torre, D. H. Neckar, Forecasting political risks for international operations, p.223.  

4. Методы оценки  уровня странового  риска

    Современные методы позволяют количественно  и качественно оценить вероятность  достижения банковской цели, отклонения от цели или неудачи.

    Цель  мониторинга политического риска  достаточно ясна: защитить  инвестиции банковских компаний путем прогнозирования возможных рисков, возникающих в политической среде. При проведении анализа политический риск выводится из стабильности и направленности политики правительства данной страны.

    До  конца 70-х большинство международных банков ограничивали свой анализ политического климата в стране качественными оценками, проведенными с использованием методов 'old hands' ("старых знакомств") и 'grand tours' ("больших туров").

    Анализ  проводился не регулярно, а лишь в  тех случаях, когда решался вопрос о новых инвестициях. Если политический риск представлялся слишком высоким, инвестиции либо не размещались (принцип 'go/no go'), либо к стоимости проекта добавлялась "премия за риск" для учета высокой вероятности потерь. До тех пор, пока не происходило крупной катастрофы, политический рейтинг страны не переоценивался.

    Оценки  политического риска по методу 'old hands' представляют собой традиционные отчеты, составленные специалистами, обладающими  знаниями о соответствующей стране и поддерживающими контакты с влиятельными и хорошо информированными лицами в этой стране (учеными, дипломатами, журналистами, бизнесменами).

    Главным недостатком этого метода является то, что банковским компаниям, в большой  степени, приходится полагаться на суждения аутсайдеров.

    Метод 'grand tour' предполагает посещение группой  экспертов исследуемой страны и  налаживание там контактов с  местными лидерами, правительственными чиновниками и бизнесменами. Отрицательной  чертой этого метода является возможное  приукрашивание собираемой информации и излишне оптимистичный прогноз.

    Наиболее  систематичным качественным методом  является метод Delphi (Дельфи), по которому на первом этапе аналитики компании разрабатывают систему переменных для конкретного случая, а затем  привлекают широкий круг экспертов, которые определяют вес каждой переменной для рассматриваемой страны.

    Качественный  подход позволяет оценить специфику  каждой конкретной ситуации. В некоторых  случаях внимательное исследование различных специфических элементов, определяющих ситуацию, может быть более важным, чем проведение систематической количественной оценки.

    Большим недостатком этого метода является чрезмерная субъективность оценок. Старые стереотипы иностранного общества могут  сыграть роковую роль при принятии решений.

    В настоящее время комбинированный  подход к оценке странового риска  использует большинство банков.

    Формализация  и моделирование макро-политических и экономических рисков начали широко развиваться в середине 70-х. Рост задолженности развивающихся стран вызвал повышенный интерес к так называемым рискам неплатежеспособности.

    Специфическая природа этих рисков привела к  необходимости систематического анализа  макроэкономических данных, хотя при  этом признавалась необходимость вовлечения некоторых субъективных элементов.

    Количественный  подход к оценке странового риска  позволяет сравнивать различные  страны по степени риска, используя  единый числовой фактор риска, который  суммирует относительное влияние  определенного количества социально-политических факторов посредством различных политических и социальных индикаторов.

    Главным недостатком количественных методов  является использование узкого определения  политического риска и концентрация на ограниченном количестве подвидов риска, таких как политическая нестабильность, валютный контроль и экспроприация.

    Полный  список возможных страновых рисков, с разной степенью потенциального влияния  на иностранные инвестиции, гораздо  шире и включает несколько сотен  политических, экономических и социально-культурных факторов.

    Выбор факторов и определение их относительного веса остается основной проблемой количественного  метода.

    Другая  проблема заключается в том, что  попытка приспособить количественную шкалу рисков для международных  сравнений наталкивается на отраслевую/проектную ориентированность большинства страновых рисков.

    Например, инвестиции в добывающие отрасли  гораздо больше подвержены экспроприации, чем высокотехнологичные производственные отрасли.

    Более того, то, что рассматривается как  фактор риска инвестиций в большинство отраслей (напр., политическая нестабильность), вполне может быть фактором дополнительных возможностей для инвестирования некоторых других отраслей (напр., военно-промышленного комплекса).

    Поскольку различные страны обладают различным  относительным уровнем риска для разных инвесторов, постольку сфера применения количественной шкалы странового риска сужается.

    Составление рейтинга стран по уровню странового риска включает в себя несколько  этапов: выбор переменных (политическая стабильность, степень экономического роста, степень инфляции, уровень национализации и др.), определение веса каждой переменной (максимальный вес имеет переменная политической стабильности), обработка показателей по методу Delphi с использованием экспертной шкалы, выведение суммарного индекса, теоретически располагающегося в пределах от 0 до 100 (минимальный индекс означает максимальный риск, и наоборот). Как правило, индексы стран не достигают крайних значений.

    Сравнительные рейтинговые системы, использующие схожие методологии, разрабатываются консалтинговыми фирмами Frost & Sullivan (the World Political Risk Forecast), Business International and Data Resources Inc. (Policon).

    Большинство из них доступны в режиме on-line и, как  в случае с Policon, банки-пользователи могут исключать вес различных переменных, либо включать свою собственную оценочную информацию. Большим шагом вперед стало создание банков политических данных (World Handbook of Political and Social Indicators).

    Последней вышла на поле "экспертного" рейтинга Futures Group; ее отчеты Political Stability Prospects сочетают данные наблюдений в формальных моделях с экспертными оценками для создания индексов стабильности по вероятностному распределению.

    Следует упомянуть две финансово ориентированные  рейтинговые системы: Institutional Investor's Country Credit Rating и Euromoney's Country Risk Index, охватывающие 109 и 116 стран соответственно.

    В модели Euromoney рейтинг странового риска  составляется путем комбинирования набора индикаторов типа Лондонской ставки предложений по межбанковским кредитам (LIBOR), первичного ценообразования, межбанковских кредитов и т.д.

    Для характеристики общих экономических  и политических тенденций, таких  как степень национального контроля над ключевыми секторами экономики, политическая нестабильность, международный статус страны, изменения в торговом балансе правительства и фирм применяются целые группы переменных.

    Количественные  параметры используемых индикаторов  обычно комбинируются с мнениями экспертов и формируют сложную  динамическую модель, позволяющую прогнозировать развитие национальной и международной экономики. Преимущество индикаторов в их объективности и (в большинстве случаев) измеряемости, что позволяет быстро создавать точные отчеты о событиях.

    Однако  крупной проблемой остается теоретическая обоснованность индикаторов. Другой проблемой является статичность рейтингов по определению: они рассматривают прошедшие события и условия, которые могут не иметь никакой связи с будущим.

    Наиболее  серьезной критике экспертные системы подвергаются за скрытую взаимосвязь между социально-экономическими факторами и политическим риском, что затрудняет применение рейтингов для решения специфических задач.

    Экспертные  модели оценки риска 

 
Модель
 
Тип риска 
Количество  стран, участвующих в рейтинге Периодичность

составления

рейтинга 

Business Environment Risk Index (BERI) страновый 48 ежеквартально
BERI Political Risk Index (PRI) политический - -
BERI Foreland финансовый - -
World Political Risk Forecast (WPRF) политический  и экономический 80 ежемесячно
International Country Risk Guide (ICRG) политический, финансовый,

экономический

более 100 ежемесячно
Institutional Investor's Country Credit Rating финансовый 109 -
POLICON политический  - -
Control Risks страновый 70 еженедельно
Oxford Analytical Data страновый 50 ежедневно
Euromoney's Country Risk Index финансовый 116 -

Информация о работе Лекции по "Экономике"