Коммуникации в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Классификация управленческих ролей Г. Минцберга свидетельствует о том, что межличностные коммуникации находятся в центре деятельности любого менеджера. По данным исследований, менеджеры от 50 до 90% рабочего времени проводят в общении с другими людьми. У менеджеров высшего звена процент рабочего времени, занятый общением, доходит до 90%.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………..5

1.1. Информация как технологическая основа менеджмента………………....5

1.2. Интегрирующая роль коммуникации……………………………………...12

1.3. Коммуникационный процесс………………………………………………17

1.4. Развитие коммуникационных технологий в менеджменте………………28

Глава 2. КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ФИРМОЙ ООО «ЛАОДИКА»…………………………………………………………………….31

2.1. Характеристика деятельности предприятия……………………………...31

2.2. Анализ коммуникативной политики фирмы……………………………...41

2.3. Предложения и рекомендации по усовершенствованию коммуникативной политики предприятия…………………………………….45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Коммуникации в организации ИвГУ.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

      Формальные  коммуникации - коммуникации, которые  определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней  управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.

      По  условию возникновения и характеру  проявления в деятельности человека коммуникации могут быть ситуационными  и постоянными. Ситуационные коммуникации нередко отражают возникновение конфликтов и тем самым требуют дополнительного внимания. Эти коммуникации могут быть разрушительными для организации. Ситуационные коммуникации возникают как результат деятельности менеджера. Ведь конфликт - не всегда отрицательное явление, он может быть и благом.

      Согласно  М.Х. Мескону, основная цель коммуникационного процесса обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление об элементах и этапах процесса.

      В процессе обмена информации можно выделить четыре базовых элемента[4, c. 32]:

      · отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее и передающее информацию;

      · сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов;

      · канал - средство передачи информации;

      · получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

      При обмене информацией отправитель  и получатель проходят несколько  взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким  образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это сложно, так как на каждом этапе смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.

      В практике менеджмента разработаны  специальные формы деловых коммуникаций, успешное использование которых  позволяет повысить качество и продуктивность деловых коммуникаций. К специальным формам можно отнести беседы, телефонные разговоры, совещания, переговоры, конференции. 

1.3. Коммуникационный процесс 

      Из-за отсутствия каких-либо навыков может  возникнуть непонимание, на любом из этапов появляются специфические коммуникационные барьеры - на уровне как межличностных, так и организационных коммуникаций, негативно влияющие на управление организацией.

      М.Х. Мескон ссылается на исследования, согласно которым руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации - он занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений. Качество коммуникаций может прямо влиять на степень реализации целей организации. Отсюда можно сделать вывод, что взаимопонимание между руководителем и человеком, который является получателем информации для дальнейшей ее передачи по назначению - то есть секретарем, личным помощником, ассистентом - является ключом к эффективному обмену информацией.

      Коммуникационный процесс - это последовательность действий при общении людей.

      В результате этого процесса происходит продвижение информации по следующим  этапам[13, c. 87]:

      · зарождение идеи;

      · кодирование и выбор канала;

      · передача;

      · декодирование;

      · обратная связь и помехи.

      Мы  проанализируем эти этапы, чтобы  показать, какие проблемы могут возникать  в разных точках коммуникационного  процесса.

      1. Зарождение идеи. Обмен информацией  начинается с формулирования  идеи или отбора информации. Отправитель  решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Его роль заключается в проектировании и кодировании информации с последующей передачей другим участникам процесса.

      Очень важно правильно и тщательно  сформулировать свою идею, сделать  ее конкретнее, с тем, чтобы она стала интересной и притягательной для получателя. Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой формы, в которой она послужит обмену информацией. Отправитель решил только, что именно он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов.

      2. Кодирование и выбор канала. Прежде  чем передать идею, отправитель  должен с помощью символов  закодировать ее, использовав для  этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

      Отправитель должен также выбрать канал, совместимый  с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым  общеизвестным каналам относятся  передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Если канал не слишком соответствует идее, обмен информацией будет менее эффективен.

      Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или более средств  коммуникации в сочетании. Процесс  усложняется, поскольку отправителю  приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Тем не менее, считается, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, обмен только письменной. Например, если на собрании начальников отделов, у начальника финансового отдела есть предложения по упрощению взаиморасчетов, эффективнее будет их представить письменно в виде раздаточного материала, на экране или флип-чарте в виде графиков, или схем, или видеоролика, комментируя все это устно. При этом больше вероятность, что информация воспримется во-первых, положительно, во-вторых, полностью или в максимальном объеме, в-третьих, будут оперативно учтены пожелания и предложения заинтересованных коллег.

      3. Передача. На третьем этапе отправитель  использует канал для доставки  сообщения (закодированной идеи  или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче  сообщения, которую многие люди  по ошибке и принимают за  сам процесс коммуникации. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица. Передача информации осуществляется с использованием знаковых систем.

      Вербальная  коммуникация в качестве знаковой системы использует речь - систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. В структуру речевого общения входят значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Многое зависит от принятой в компании терминологии и так называемого «корпоративного сленга»: например, в компаниях, занимающихся информационными технологиями и программным обеспечением, есть свой стиль и язык общения, зачастую непонятный непосвященным: слово «зависнуть» будет обозначать, что программа не отвечает на посылаемые запросы, и, как правило, не будет употребляться в своем прямом значении.

      В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов, взамен которых применяются любые символы. Основные функции невербальных средств - это дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

      Хотя  речь является универсальным средством  общения, она приобретает значение только в совокупности с использование  невербальных символов для трансляции сообщений. Проведенные исследования показывают, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жестов, а 38% - через интонацию и модуляции голоса. Это говорит о важности необходимости изучения невербальных сигналов.

      4. Декодирование. После передачи  сообщения отправителем получатель  декодирует его. Декодирование  - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться.

      5. Обратная связь. Обмен информацией  можно считать эффективным, если  получатель продемонстрировал понимание  идеи через обратную связь,  произведя действия, которых ждал  от него отправитель.

      Качество  коммуникации зависит от коммуникативных  навыков участников процесса. Рассмотрим эти навыки[13, c. 96].

      1. Слушание. Почти все люди интуитивно  предполагают, что нормальный слух  является необходимым и достаточным  условием эффективного слушания. В действительности это не  так: слух является лишь необходимым  условием. В реальной жизни мы используем разные стили поведения при слушании. Перечислим некоторые из них:

      · нейтральное слушание. Этот стиль  поведения обычно имеет своей  целью сбор информации. В чистом виде он реализуется довольно редко, поскольку, слушая собеседника, человек обычно формирует отношение к сказанному и нейтральность слушания быстро исчезает;

      · оборонительное слушание. Так чаще всего слушают критику в свой адрес. Малейшая неточность со стороны  критикующего - и исходящая от него информация перестает восприниматься слушателем, который тут же формулирует возражения;

      · «вежливое» слушание. В действительности это вовсе не слушание, а просто пауза между собственными высказываниями - ожидание, когда же замолчит говорящий. Так часто слушают сверстников  маленькие дети, у которых доминирует желание высказаться. Часто после такого «слушания» они не могут вспомнить, о чем же был разговор;

      · селективное слушание. Этот вид поведения  состоит в том, что слушатель  реагирует только на определенные фрагменты  речи говорящего, которые его интересуют, например, подтверждают его точку зрения. Такое слушание, конечно, не только не эффективно, но и опасно: у слушателя может сложиться абсолютно неверное представление о позиции говорящего. Легко себе представить, к чему может привести такое поведение, например, на деловых переговорах.

      При использовании техники активного  слушания слушатель помогает говорящему высказаться; в ходе интервью ведущий  направляет говорящего, чтобы услышать то, что ему интересно. Поэтому  при использовании активного слушания необходимо задавать такие вопросы, которые не уводят говорящего в сторону от темы его рассказа.

      2. Речь. Навыки устной речи особенно  важны для менеджера. Именно  на них основано умение убеждать  собеседника и оказывать на  него влияние. Между тем, многие менеджеры испытывают затруднения при ведении беседы, выступлении на совещании или при проведении презентации. Как научиться хорошо говорить?

      3. Чтение. Менеджеру часто приходится  знакомиться с множеством документов: письмами, служебными записками, аналитическими обзорами и т. д. Неумение эффективно работать с ними может приводить к перегрузке и вызывать стресс нехватки времени. Одним из решений проблемы является освоение техники быстрого чтения. Однако для этого требуется либо окончить соответствующие курсы, либо попытаться овладеть техникой быстрого чтения самостоятельно.

      Систематическое использование данной схемы позволит менеджеру существенно сократить  время работы с документами и  избавиться от кипы непрочитанных писем  и сообщений.

      4. Письмо. Деловая переписка. Навык работы с документами (в том числе их чтения) позволяет лучше понять, как нужно готовить письменные документы. Действительно, если вы хотите написать письмо с предложением, которое прочтет лицо, принимающее решение, то полезно задуматься, что необходимо предпринять, чтобы при знакомстве с вашим письмом был реализован наиболее выгодный для вас путь.

      Невербальные  коммуникации - одна из самых загадочных и трудных для освоения областей общения, поскольку чаще всего они  осуществляются на уровне подсознания. К элементам невербальных коммуникаций относятся[13, c. 108]:

      язык  телодвижений - выражения лица, жесты, позы;

Информация о работе Коммуникации в организации