Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 18:10, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является определение финансового состояния предприятия и на его охарактеризовать состояние конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели возникает необходимость в решении следующих задач:
раскрыть сущность, значение конкурентоспособности, а также её видов;
рассмотреть механизм взаимосвязи прибыли и конкурентоспособности предприятий;
изучить действующее законодательство Украины о конкуренции;
провести анализ финансового состояния предприятия ООО «Донецкий мясоперерабатыващий комбинат»;
обосновать основные прогнозы развития прибыли предприятия, как основы для успешной конкуренции;
дать оценку качества производимой продукции ООО «Донецкий мясоперерабатыващий комбинат»;
сделать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Конкурентоспособность фирмы, как необходимое условие деятельности предприятия на рынке
1.1 Сущность конкурентоспособности и её связь с прибылью предприятия
8
1.2 Государственное регулирование развития конкуренции в Украине 21
2 Оценка финансового состояния ООО «Донецкий мясоперерабатыващий комбинат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Донецкий мясоперерабатыващий комбинат»
29
2.2 Анализ финансового состояния и оценка конкурентоспособности предприятия
42
3 Качество продукции - условие прибыльности фирмы и ее конкурентоспособности на рынке
3.1 Стратегия оценки качества продукции 55
3.2 Методы оценки качества продукции 59
3.3 Оптимизация прибыли предприятия 69
ВЫВОДЫ 72
Список использованных источников 79
На
несовершенно конкурентных рынках, где
преобладает монополия
Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя, затраченных им труда, денег, времени от захвата, неоплачиваемого присвоения. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.
Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм. Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
Оценка состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним из важных элементов экономической деятельности государства в этой области. Необходимы критерии, на основании которых можно было бы делать соответствующие оценки.
В качестве одного из таких критериев используется индекс Харфиндела-Хиршмана, согласно которому безопасный с точки зрения монополизации рынок предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, при этом доля крупнейшей из их не должна превышать 31 % всех продаж определенного товара на рынке, двух крупнейших — не более 44 %, трех крупнейших — не более 54 %, четырех крупнейших — не более 64 %.
Украина делает первые шаги в решении этого вопроса. Первый специальный законодательный акт по проблемам регулирования конкуренции был принят в 1992 г. — Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности». Этот закон служит основой для защиты конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополизма. Он определяет правовые основы ограничения и предупреждения монополии, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществление государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства. В тех случаях, когда международным договором, в котором участвует Украина, установлены другие правила, отличные от данного Закона, то в отдельных случаях, применимы правила международного договора.
Данный закон дает трактовку конкуренции – как соревнование предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которые необходимы потребителям;
Монопольная деятельность – действия (бездеятельности) предпринимателя в условиях монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действий (бездеятельности) органов власти и управления, направленные на недопущения, значительного ограничения или устранения конкуренции [3].
Следующим шагом стало принятие в 1993 г. Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» [10].
На основе анализа видов рынка мы можем говорить о существовании монополистической конкуренции в Украине. Монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Но все же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги.
Возможность дифференциации продукции ставит новые и трудные проблемы эффективности, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить и какие технологии использовать при их производстве, как проводить рекламу для повышения спроса на свой товар.
В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, аптеку, автозаправочную станцию или магазин в большинстве крупных городов не составляет труда. Но отсутствие барьеров вхождения порождает отсутствие гарантии на получение значительной прибыли на протяжении долгосрочного периода.
В Украине присутствуют элементы и олигополистической конкуренции - это олигополия, подразумевающая наличие нескольких продавцов.
Олигополистический рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталилитейная промышленность, грузовой и пассажирский воздушный транспорт являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решения проблем олигополистов по сравнению с решениями фирм при других типах конкуренции. Каждая фирма должна балансировать свои экономические действия между спросом покупателей и ответной реакцией конкурентов на данное действие, так как она в наиболее важной степени будет влиять на прибыль фирмы. Например, если корпорация “Дженерал Моторз” преднамерена повысить цену на свои автомобили, она должна предвидеть ответные шаги Форда, Крайслера и прочих соперников, с те, чтобы рассчитать итоговые изменения в объеме своих продаж.
При олигополистической конкуренции продукция может быть дифференцированной (например, автомобильная отрасль)и почти идентичной, как в случаях со сталью и алюминием. Если дифференциация продукции возможна, то фирмы должны позаботиться о рекламе, дизайне своего товара (здесь, большую роль играют маркетинговые исследования, проводимые фирмами). Чтобы просчитать последствия изменения этих переменных, как и последствия изменения цены, олигополист должен предвидеть реакцию, которая последует со стороны соперников.
Олигополистический рынок занимает промежуточное положение между монополистическим рынком и совершенно конкурентным рынком.
В условиях совершенно конкурентного рынка барьеры вхождения в него отсутствуют, а монополистический рынок не оставляет никакой возможности для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существуют барьеры вхождения, но в то же время они не стали они не столь непреодолимы, как в условиях монополистического рынка, что предоставляет возможность проникновения других фирм на данный рынок. Причем, чем слабее барьеры вхождения, тем выше вероятность, что в отрасли (рынке), где олигополист получает большие прибыли, будет пытаться прорваться множество других фирм. Это в свою очередь может привести к снижению прибыли в долгосрочном периоде.
До недавних пор в Украине
существовала монополия
Во многих отраслях произошли коренные изменения. Например, Аэрофлот - монстр, являющийся на протяжении многих лет единственной компанией, оказывающей воздушно-транспортные услуги, распался на множество более мелких компаний, что естественно породило между ними конкурентную борьбу.
Развитие
рыночной экономики идет полным ходом,
и сейчас очень важно регулировать
рыночные отношения, чтобы не
допустить ошибок, которые
впоследствии могут пагубно
сказаться на экономическом состоянии
отдельных отраслей, да и всей страны
в целом. Здесь, важную роль
играет государство, которое
ныне пытается создать необходимые
условия для нормального функционирования
новой экономической системы. Было
предпринято много положительных шагов
в этом направлении, к примеру, создание
антимонопольных комитетов и многое другое.
Встречаются и ошибки.
2 Оценка
финансового состояния ООО «Донецкий
мясоперерабатыващий комбинат»
2.1
Экономическая характеристика
ООО «Донецкий мясоперерабатыващий комбинат» зарегестрировано распоряжением исполкома Ленинского районного Совета 05.12.2001 г. №988/8.
Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Донецкий мясоперерабатывающий комбинат».Это предприятие является обществом с ограниченной ответственностью.
Сокращенное фирменное наименование: ООО «Донецкий мясокомбинат».
Юридический почтовый адрес: Украина, 83045, г. Донецк, пр.Ленинский, 43.
Фактический адрес: Украина, г. Донецк, пр.Ильича, 105.
Уставный
капитал ООО «Донецкий
ООО «Донецкий мясоперерабатыващий комбинат» является одним из крупнейших предприятий Донецкой области по производству мяса, субпродуктов, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов.
Главной задачей предприятия является получение максимальной прибыли при осуществлении производственной, коммерческой деятельности путем использования имущества, ценных бумаг и денежных средств, принадлежащих комбинату.
Основные виды деятельности предприятия:
Следует также охарактеризовать тенденции, которые сложились на рынке мяса и его потребления в Украине за ряд лет.
В таблице 2.1 представлены данные по объемам продажи мяса в Украине.
Продажа
мяса и мясопродуктов через торговую
сеть и предприятия ресторанного
хозяйства
Годы |
1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Объемы реализации, тыс.грн. | 2384 | 562 | 236 | 208 | 221 | 265 |
Примечание:
данные взяты в ежегодном статистическом
сборнике «Украина в цифрах» за 2003 год
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о сокращении реализации мяса и мясопродуктов через торговую сеть и предприятия ресторанного хозяйства на протяжении 1995-2001 гг и наметившиеся тенденции роста их реализации за 2002-2003 гг.
В
таблицк 2.2 представлены данные по производству
мяса в Украине и Донецкой области.
Таблица 2.2
Динамика производства мяса в Украине и Донецкой области
1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Производство
мяса в Укране,
тыс.грн. |
4358 | 2294 | 1663 | 1517 | 1648 | 1707 |
Производство мяса в Донецкой области,тыс.тонн. | 241 | 120 | 86 | 73 | 96 | 84 |
Примечание:
данные взяты в ежегодном статистическом
сборнике «Украина в цифрах» за 2003
год