Качество продукции - условие прибыльности фирмы и ее конкурентоспособности на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является определение финансового состояния предприятия и на его охарактеризовать состояние конкурентоспособности предприятия.

Для достижения поставленной цели возникает необходимость в решении следующих задач:

раскрыть сущность, значение конкурентоспособности, а также её видов;

рассмотреть механизм взаимосвязи прибыли и конкурентоспособности предприятий;

изучить действующее законодательство Украины о конкуренции;

провести анализ финансового состояния предприятия ООО «Донецкий мясоперерабатыващий комбинат»;

обосновать основные прогнозы развития прибыли предприятия, как основы для успешной конкуренции;

дать оценку качества производимой продукции ООО «Донецкий мясоперерабатыващий комбинат»;

сделать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Конкурентоспособность фирмы, как необходимое условие деятельности предприятия на рынке
1.1 Сущность конкурентоспособности и её связь с прибылью предприятия
8
1.2 Государственное регулирование развития конкуренции в Украине 21
2 Оценка финансового состояния ООО «Донецкий мясоперерабатыващий комбинат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Донецкий мясоперерабатыващий комбинат»
29
2.2 Анализ финансового состояния и оценка конкурентоспособности предприятия
42
3 Качество продукции - условие прибыльности фирмы и ее конкурентоспособности на рынке
3.1 Стратегия оценки качества продукции 55
3.2 Методы оценки качества продукции 59
3.3 Оптимизация прибыли предприятия 69

ВЫВОДЫ 72
Список использованных источников 79

Работа содержит 1 файл

ДМК.doc

— 453.00 Кб (Скачать)

       Незагруженные  же мощности  вызывают  заметное  увеличение стоимости  1 единицы  продукции, т.к. бремя постоянных издержек ложится на  меньшее число изделий.

       В этом случае  если спрос падает следовательно загрузка производственных мощностей  падает, а это приводит к  росту себестоимости, что толкает производителей заключать секретные  соглашения о снижении цен, на применение специальных скидок и др. Методов  стимулирования продаж, что обостряет  конкурентную борьбу. Точно так же скоропортящиеся, сезонные продукты могут  выбрасываться на рынок  по демпинговым ценам.

  1. Конкуренция усиливается, когда одна или несколько  компаний  не удовлетворены своей долей рынка и пытаются её  увеличить за счет доли  конкурентов. Фирмы, позиции которых слабеют, часто  действуют агрессивно , покупая более мелкие фирмы-конкуренты, внедряя новые продукты, увеличивая расходы  на рекламу, устанавливая специальные цены.
  2. Конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на потребление другой – невелики. С одной стороны, низкие затраты на смену марки облегчают фирмам задачу переманивания потребителей продукции конкурирующих компаний. С другой стороны, высокие затраты при смене марки защищают производителей от попыток соперников привлечь потребителей их продукции.
  3. Конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных  стратегических решений. Чем выше потенциальная прибыль, тем больше вероятность того, что  некоторые фирмы будут действовать в соответствии с данной стратегией для того, чтобы эту прибыль получить. Размер прибыли зависит от того, как скоро последует ответ конкурентов.
  4. Конкуренция становится интенсивной, когда затраты на то, чтобы покинуть рынок выше, чем  на то, чтобы остаться на нем и принять участие в конкурентной  борьбе.
  5. Ход конкуренции не предсказуем когда большие различия среди компаний, действующих на рынке в их приоритетах.
  6. Конкуренция усиливается, когда крупные компании, действующие в других отраслях, приобретают разорившеюся компанию в данной отрасли и приступают  к осуществлению решительных и хорошо финансируемых мероприятий по превращению купленной ими фирмы в лидера рынка.
  7. Считается, что конкуренция интенсивна если действия фирм –конкурентов снижают прибыль в отрасли; умеренна, если большинство фирм получает вполне приемлемую прибыль; и слабая если  большая часть компаний отрасли может получить прибыль выше средней.

      Используемые  при оценке конкурентоспособности  характеристики могут быть качественными (соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта и др.) и количественными (производительность мясорубки, потребляемая мощность холодильника и др.). Следовательно, критерий конкурентоспособности — это качественная и (или) количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки ее конкурентоспособности.

      По  отношению к количеству характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать (по аналогии с классификацией показателей качества) единичный и комплексный критерии.

      Единичный критерий конкурентоспособности относится  к одной из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.

      Комплексный критерий конкурентоспособности относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Разновидностями комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерии.

    Групповой критерий конкурентоспособности это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. В настоящем пособии подробно рассмотрены такие групповые критерии, как уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара.

    Как известно, доход (F) от реализации партии товара объемом D по продажной цене С составляет:

      F = DСпр                                                         (1.1)         

     Объем реализации определяется конкурентоспособностью товара, в частности интегральным показателем качества. Согласно предлагаемой методике [11] достаточно реальную оценку объема можно получить по формуле

      D=dI2,                                                                                  (1.2)

      Коэффициент d в формуле определяется по результатам  анализа рыночных продаж товаров-аналогов, которые пользуются спросом у потребителя.

      С учетом формулы (1.2) величина дохода может  быть определена как: 

      F = (dI2)Cпр ,                                                          (1.3) 

      Величина  прибыли (L) от реализации партии определяется как разность дохода (F) и издержек (В): L = F- B. Отсюда величина прибыли равна:

              L = (dI2Cпр) – В,                                                   (1.4) 

      Из  формулы видно, что прибыль находится  в квадратичной зависимости от интегрального показателя качества — меры конкурентоспособности.

      Способ  получения прибыли предприятием является своего рода «демаркационной» линией, разделяющей предприятия-бракоделы  и предприятия с высокой репутацией. Первые добиваются прибыли, снижая издержки в ущерб качеству (применяют неполноценные дешевые заменители, сокращают технологический цикл изготовления и т.д.). Вторые добиваются повышения прибыли за счет, как улучшения качества, так и снижения издержек не в ущерб качеству.

      В рамках цивилизованного рынка прибыль всегда средство, а не цель. Когда прибыль у предпринимателя становится единственной целью, то его стратегией является воровство. Целью должна быть удовлетворенность потребителей, удовлетворенность персонала работой в организации.

     Таким образом, конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям – «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

     Чрезмерная  монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать «государства в государстве». Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и пр.

       Говоря о негативных методах   ведения конкурентной борьбы  необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е.  эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к.  если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

     В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее  зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. 

 

    1.2 Государственное  регулирование развития конкуренции

     в  Украине 

    Одним из главных направлений реформирования экономики есть ее демонополизация, которая осуществляется с целью создания конкурентной среды на рынке для увеличения объемов производства и  повышение качества товаров и услуг, снижение цен на них. При этом нельзя не учитывать, что в переходный период государство выполняет  ряд функций, которые не характерны  для рыночных условий.

    Так, оно остается наибольшим субъектом  рынка и регулирует деятельность других его субъектов, сохраняет значительный объём распределительных функций, активно влияет  на развитие самого человека. Государственное регулирование касается с одной стороны интересов предприятий, организаций, а с другой стороны – непосредственно конкретных граждан. Государство активно предлагает им различные формы экономического взаимодействия, а также  определяет меру ответственности за нарушение правовых норм.

    В основе административно-правового  влияния государства на экономическую систему лежат известные методы и формы государственного управления, которые представлены соответственно со спецификой данной сферы. Это различные сочетания прямых и непрямых регуляторов, которые позволяют сосредоточить ресурсы на развитие базовых отраслей, обеспечить быструю окупаемость средств, мобильность производства, предупреждает возникновение  диспропорций и стимулирование спроса на товары и услуги.

    Наиболее  характерными из них следующие:

    -демонополизация  экономики;

    -создание  свободных экономических зон;

    -создание  промышленно-финансовых групп;

    -привлечение  инвестиций;

    -разгосударствление  собственности (приватизация) [2].

    Демонополизация экономики – это осуществляемое государством и его органами политика, направленная на сдерживание монополизма (преобладание на рынке  единоличного производителя, поставщика, продавца) и одновременно на развитие конкуренции, путём содействие созданию и существованию  конкурирующих предприятий, фирм, компаний и т.п. [2].

    Демонополизация экономики и развитие конкуренции  в Украине обеспечивается  согласно со специальной программой, которая разрабатывается Кабинетом Министров Украины и утверждается  Верховной Радой Украины (Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции).

    Цель  политики демонополизации  (антимонопольной  политики) состоит в повышении эффективности общественного производства, и  на её основе  развития конкуренции, как важнейшего регулятора рыночных процессов в  экономике.

    Существование каждой монополии оправданно только тогда, когда ее появление обусловливается  характерным рыночным спросом и  особенностями технологии и ведет к эффективному производству с низкими затратами.

       В условиях становления в Украине  рыночной экономики деятельность монополий, к которым относятся предприятия, которые контролируют 35% и больше рынка выпускающей продукции, подлежит регулированию со стороны государственных органов. Такая мера может применяться только в случае невозможности применения рыночных мер влияния на уровень цен.

    В развитых государствах мира установлена  различная граница по которой устанавливается  монопольное положение. Та, в Германии это 1/3 доли рынка для одного предприятия, 1/2 – для двух, 2/3 – для трёх предприятий; в Японии – более ½ для одного предприятия и более ¾ для двух предприятий; в России – 0,35 доли; наиболее низкая планка в Великобритании и Франции – ¼ доли рынка.

    Государственное регулирование, в частности, применяется  к естественным монополиям, к которых относятся предприятия енерго-, тепло-, водо-, газоснабжение. Около 42% всех нарушений антимонопольного законодательства приходится  на естественных монополистов [4]. На региональных рынках снабжения электроэнергией выявлено и предотвращено 12 случаев в 1999 году и 8 случаев – за 5 месяцев 2000 года. Наиболее “прогрессирующей” в этом плане является сфера жилищно-коммунального хозяйства, где на протяжении 1999 г. вследствие 145 нарушений антимонопольного законодательства субъектами естественных монополий перерасходы потребителей составили 15 млн.грн. [5].

     Продавец, обладая монополией (властью  над  рынком), может повышать цену на свой товар путем ограничения своего собственного объема выпуска.

      Чтобы обладать монопольной властью над  рынком, фирме вовсе не требуется  быть  монополистом,  даже  маленькие  магазинчики имеют какой-то  контроль  над  ценами, которые они назначают. И разница между их контролем над рынком и крупной монополией состоит лишь в том, что магазинчики имеют меньшую степень власти над ценой своей продукции, чем крупная монополия.

Информация о работе Качество продукции - условие прибыльности фирмы и ее конкурентоспособности на рынке