Экономика социально-культурной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

В период становления постиндустриальной экономики уже в конце XX века главным условием экономического роста становится прогресс интеллектуального и духовного уровня развития человека как производителя материальных и нематериальных благ. В этих условиях культура и знания превращаются в решающий фактор и ресурс производительной деятельности общества. Происходившие в это же время радикальные преобразования экономического устройства российского общества создали основу для зарождения значительного множества новых экономических форм и процессов. К ним относятся, в частности, широкое распространение платных услуг и становление рынка культурных благ, развитие коммерческого сектора в области культуры.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 58.30 Кб (Скачать)

Введение

 

Изучение рынка культурных благ может представлять интерес как для широкого круга общественности, так как культура - это движущая сила развития общества, так и для специалистов в области экономики культуры. В современном обществе, в связи со снижением культурного уровня, особенно среди молодого поколения, актуальность изучения рынка культурных благ возрастает.

Эконо́мика – это хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Народное хозяйство принято делить на: материальное производство и непроизводственную сферу. При этом к сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага. Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности или сферу услуг, в которую входит отрасль культуры и искусства, образующая рынок культурных благ.

Культурные блага, cогласно «Основам законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года, - это "условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей".

В период становления постиндустриальной экономики уже в конце XX века главным  условием экономического роста становится прогресс интеллектуального и духовного  уровня развития человека как производителя  материальных и нематериальных благ. В этих условиях культура и знания превращаются в решающий фактор и  ресурс производительной деятельности общества. Происходившие в это  же время радикальные преобразования экономического устройства российского  общества создали основу для зарождения значительного множества новых экономических форм и процессов. К ним относятся, в частности, широкое распространение платных услуг и становление рынка культурных благ, развитие коммерческого сектора в области культуры.

Экономическая парадигма, в течение  ряда десятилетий господствовавшая в отечественных и зарубежных управленческих системах, концентрировала  внимание на преимущественно материально-вещественных аспектах проблемы, отводя им роль доминант общественного развития. Так укрепилось мнение, что именно экономический  рост и экономическое развитие являются залогом обеспечения растущих человеческих потребностей. В качестве доказательства рассматривалось возрастание уровня благосостояния в ряде общественных систем, активно развивавшихся в  экономическом отношении. Однако, на современном этапе «сугубо экономическая» идеология начала утрачивать свои лидирующие позиции. Был обобщен опыт достаточно большого числа стран, свидетельствующий о том, что быстрый экономический рост не позволяет иногда удовлетворить даже основные духовные потребности значительной части населения, создать благоприятный социально-духовный климат, решить проблемы культуры, нравственности, общественной морали и этики.

Современная экономическая наука ставит во главу угла существование человека, социальных групп и общества в целом, она выдвигает их в качестве целевых ориентиров социально-экономического развития, определяющих весь комплекс преобразований, охватывающих взаимосвязь экономических, социальных и экологических аспектов.

Уровень развития непроизводственной сферы является одним из важнейших  показателей развития социально-экономического комплекса любой страны. Формируясь под влиянием сложных общественных процессов, он отражает всю совокупность социально-экономических проблем, их динамику и перспективы.

    1. Теоретические основы экономики культуры

 

1.1 Структура культурно-досуговой сферы

 

Современные связи людей в рамках любого общества или мира в целом, развиваются не только на основе хозяйственно-экономических  отношений, но и через информационное, а также культурное взаимодействие. Вместе с тем следует подчеркнуть, что культурные взаимодействия не в  состоянии существовать вне экономики, так как оказание культурных услуг, создание информационных и художественных ценностей, их тиражирование и систематическая трансляция на масштабные аудитории разных стран не могут осуществляться без посредства экономических механизмов. В связи с этим в рамках любого национального хозяйства, а также в глобальных хозяйственных связях развивается пространство по воспроизводству некоторых видов и форм культурной активности - экономика культуры.

В этой связи следует отличать смысл общетеоретического понятия «культура» от более конкретной ее трактовки в прикладном термине «экономика культуры». Рассматривая в первом случае явление культуры в качестве масштабного механизма, воспроизводящего способ жизнедеятельности народа в истории, важно учитывать, что сам этот механизм постоянно развивается и функционирует спонтанно, т.е. через социальную активность множества поколений людей, не подчиненных рациональному регулированию из единого центра. Вместе с тем в любой современной культуре имеется немало сторон и аспектов, которые, действуя спонтанно, одновременно нуждаются в организационно-административном, правовом регулировании, а также в материальной поддержке, осуществляемой специализированными институтами и общественными структурами. Подобная поддержка осуществляется различными способами: во-первых, через социальную и культурную политику органов власти, во-вторых, через активность общественных организаций, спонсоров, меценатов; в-третьих, путем включения (на смешанной или чисто коммерческой основе) в рыночные экономические отношения. В рамках экономической практики культура трактуется как один из срезов хозяйственной практики, связанной с созданием и производством товаров культурного назначения, с организацией культурно-досуговой деятельности, направленной на удовлетворение информационных, художественно-досуговых, развлекательных потребностей населения. В этой связи можно говорить о том, что экономика любого современного общества обслуживает социокультурную сферу, которая включает в себя:

- пространство порождения культурных ценностей в системе «образование, наука, искусство»;

- производство товаров культурного назначения;

- деятельность по распространению общественной информации, а также социокультурных и досуговых услуг;

- систему поддержки индивидуального культурного развития и приобщения подрастающих поколений к культурному наследию.

Культурное развитие общества и хозяйственно-экономические способы воспроизводства его отдельных направлений. Указанные выше области социальных отношений и культурной активности людей приобретают огромное значение в современной экономике любой страны. Одновременно с этим они объективно стимулируют воспроизводство национальной культуры как масштабного способа жизнедеятельности конкретного народа в современном мире. Экономика и рыночные отношения, действительно, выполняют немало конструктивных функций по отношению к развитию культуры народа в целом, а также создают информационное обеспечение общественных связей, организуют досуговую деятельность населения любой страны. Так, в условиях рынка отрабатываются и удовлетворяются более многообразные и дифференцированные досуговые потребности, внедряется новая техника, развиваются более эффективные технологии обслуживания и др.

Вместе с тем рыночные отношения  в сфере культуры, в области  информационных связей, в организации досуга приобретают немалую специфику: они нередко конфликтуют с сущностью культурного развития общества. Особенно подвержены конфликтному характеру те аспекты культурной практики, которые связаны с воспитанием новых поколений, с развитием личности, с творческой деятельностью в искусстве, с досугом, где задействованы долгосрочные цели и чисто духовные задачи. Все эти аспекты культурного развития не могут быть всецело подчинены коммерческим целям хозяйственной деятельности. Вместе с тем, для бизнеса указанные аспекты культурной практики приобретают неактуальный, порой абстрактный характер.

Рынок во многом остается антидемократичным, порождая социальную несправедливость, антидуховность, частично нейтрализуемые государством (поддержка некоторых сфер экономики культуры), общественными инициативами (благотворительность, самодеятельное творчество). Поэтому производство культурных товаров, а также организация социокультурного сервиса и досуговой деятельности людей выступают весьма специфической областью экономической практики, которая требует особого внимания сглаживания тех противоречий, которые порождаются чрезмерным уровнем ее коммерциализации.

Однако весь XX век степень экономизация и коммерциализации сферы культуры возрастала во многих странах, что потребовало от обществ выработки новых политико-хозяйственных стратегий по отношению к ее развитию. В современном мире существуют как сходные приемы культурной политики, позволяющие сфере культуры и досуга успешно развиваться в рыночных отношениях (разработка специального законодательства о культуре и досуге, использование бюджетного финансирования, налоговых льгот), так и способы их выживания, порожденные национально-исторической спецификой.

Состав экономики культуры и ее место в хозяйственной практике. В разных странах мира существуют многообразные и порой не одинаковые структурные звенья, из которых состоит экономика культуры. Чаще всего в нее включено производство товаров культурного назначения и их продажа; деятельность учреждений культуры и организаций, предоставляющих культурно-досуговые услуги; создание и трансляция кино-, теле-, радио-продукции, а также печатной продукции; активность рекреационно-развлекательных центров и фирм и т.п.

Рассмотрим более детально состав основного звена российской экономики культуры - культурно-досуговую сферу, в частности ее инфрастуктуру. В нашей стране к культурно-досуговой инфраструктуре относятся производственный и сервисный комплексы тех отраслей хозяйства, которые обслуживают население и создают условия для рекреации, индивидуального развития людей, их развлечений. В эту инфраструктуру входят сегменты, связанные с учреждениями культуры, информационными сетями, рекреационно-туристскими зонами, культурно-досуговым сервисом. В качестве важнейших компонентов культурно-сервисной и досуговой инфраструктуры выступают:

- исторические центры, культурные памятники, мемориальные территории;

- организации и учреждения культуры, работа которых финансируется из федерального или местных бюджетов (библиотеки, кинотеатры, театры, музеи, выставочные залы, филармонии и др.);

- зоны отдыха (парки, скверы, пляжи);

- рекреационные зоны вне города (национальные парки, санатории, курорты и др.);

- коммерческие организации и фирмы, производящие услуги спортивно-оздоровительного, культурного и художественно-обучающего назначения (стадионы, фитнес-клубы, аквапарки, танцклассы);

- турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприимства;

- тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры;

- рестораны, кафе как структуры рекреационно-культурного назначения;

- структуры модельного, игрового, рекламного бизнеса.

Еще один компонент инфраструктуры досуга составляет производство и трансляция культурно-досуговой информации, а также производство товаров культурно-досугового и информационно-художественного назначения:

- развлекательные телепрограммы, радиопередачи;

- сеть Интернет;

- арт-продукты (подготовка и запись па пленку разного рода шоу, телевизионных и радио-программ);

- редакционно-издательская деятельность (выпуск книг, журналов, газет;

- производство музыкальных компакт-дисков, аудио- и видеокассет, компьютерных игр);

- производство товаров и техники культурно спортивного назначения (спортивной одежды, сувениров, настольных игр, музыкальных инструментов, аудиовизуальной техники, сценического, светового, звукового оборудования и др.).

В самостоятельную единицу культурно-досуговой  инфраструктуры следует выделить все то, что интегрирует указанные выше компоненты в единое целое: дороги, связь, транспорт, а также профессиональные кадры и учреждения по их подготовке.

Целостное построение и взаимосвязанное единство выделенных единиц делает возможным существование культурно-досуговой деятельности как общественно-экономического явления. В разных регионах России культурно-досуговая инфраструктура оказывается различной по своему строению, полноте, располагая неодинаковым набором видов культурной деятельности и социальных услуг. Например, наиболее плотной данная инфраструктура оказывается в обеих столицах, в крупных городах, в санаторно-курортных зонах, в исторически сложившихся центрах, располагающих культурными памятниками. Подобная неравномерность определяется, во-первых, историческими особенностями развития культур-но-досуговой сферы в нашей стране, во-вторых, неодинаковой степенью освоения разных территорий, в-третьих, разными геоклиматическими зонами, удобными или неудобными для отдыха.

Культура и механизмы творческой деятельности лежат вне сферы  рационального мышления. Мотивы творцов  явно лежат вне рациональных интересов, максимизирующих личную выгоду. Попытаться «проверить гармонию алгеброй», тем более алгеброй денежной - кажется абсурдным, обреченным на неудачу занятием. Да и маргинальное (с точки зрения масштабов экономики в целом) положение и «развлекательный» характер культуры - делали исследование этой темы занятием для небольшого числа ученых.

И все же, как выясняется, цены на билеты - это не так уж и мало. К  концу двадцатого столетия сфера  искусства приобрела в развитых странах весомые размеры. Например, в конце 1990-х гг. вклад сферы  искусства и культуры («творческих  отраслей») в национальный продукт  Великобритании составил свыше 4% - значительно  больше, чем любой из отраслей британской промышленности. Годовой оборот только английского рынка искусства составляет более $100 млрд.– четверть консолидированного бюджета Российской Федерации. Отрасли, производящие и распространяющие предметы искусства (кино, музыка, книги, телевидение, реклама и. т. д.) - одни из наиболее динамично растущих и наиболее прибыльных в мире. Необходимо также учесть производство сопутствующих товаров, рынки которых тесно связаны с состоянием культурной сферы: бытовая видео- и аудио-техника, кино-, фото- и звукозаписывающая аппаратура, здания и оборудование для театров и кинотеатров, концертные площадки и оборудование для них, и так далее. Масштабы культурной сферы в современной глобальной экономике впечатляют.

Информация о работе Экономика социально-культурной сферы