Экономика социально-культурной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

В период становления постиндустриальной экономики уже в конце XX века главным условием экономического роста становится прогресс интеллектуального и духовного уровня развития человека как производителя материальных и нематериальных благ. В этих условиях культура и знания превращаются в решающий фактор и ресурс производительной деятельности общества. Происходившие в это же время радикальные преобразования экономического устройства российского общества создали основу для зарождения значительного множества новых экономических форм и процессов. К ним относятся, в частности, широкое распространение платных услуг и становление рынка культурных благ, развитие коммерческого сектора в области культуры.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 58.30 Кб (Скачать)

Термин «культурные индустрии» (cultural industries) появился после Второй мировой войны. Он стал определять совокупность отраслей, производящих культурные блага, и обозначил противопоставление элитарного массовому, высокое искусству популярному. Методологически, по концепции ЮНКТАД, термин соотносится с понятием «творческие индустрии» (creative industries), под которыми стало пониматься не только само производство, но и включение в процесс «символических» компонентов, обеспечивающих постоянную творческую деятельность, в результате которой производится уникальный продукт, впоследствии тиражируемый.

В качестве инструмента анализа  может выступать создание «творческого кластера», обозначающего группу взаимосвязанных  фирм по созданию, производству и распространению  культурных благ, сосредоточенных на одной территории и выигрывающих благодаря близости расположения и тесному взаимодействию. Это определение основано на материальном понятии культурного блага, т.е. методологически может исказить проводимый анализ. Практически создать творческий кластер на основе понятия символического капитала трудно, поскольку формализовать все факторы не представляется возможным.

Наиболее общими, в некотором  смысле итоговыми, являются понятия  cultural economics и creative economics. Под cultural economics понимают, во-первых, экономику культуры с акцентированием на особенностях экономических аспектов культурной политики, во-вторых, экономический анализ всех видов искусства, к тому же объектом изучения является творческий потенциал и взаимодействие национальных отраслей в рамках мировой экономики. Creative economics является более сложным понятием, которое определяется в динамическом аспекте взаимодействия культурной и социальной сфер с технологиями, интеллектуальной собственностью и экономическим развитием. Это понятие считается наименее разработанным, но методологически формализующим междисциплинарный принцип эволюции научной мысли.

Таким образом, мы можем обозначить две основных проблемы, с которыми сталкивается экономика культуры: первая, трудность разработки методик для  измерения творческого компонента культурного блага, вторая, асимметрия информации. Несмотря на это, попытки  исследователей оптимизировать инструментарный аппарат приводят к положительным результатам. И экономика культуры как практическая деятельность (понятие русской традиции) становится все более исследуемой, необходимость чего диктуется возрастающей ролью творческих индустрий в социо-экономическом развитии стран, поэтому разработка оптимальных методик анализа является одним из необходимых направлений развития экономической теории.

3.2 Сущностный аспект экономики культуры

 

Традиционно культура являлась предметом  исследования философии, социологии, искусствоведения, истории, литературоведения и др. дисциплин, а экономическая сфера  культуры практически не изучалась. Выделение экономики как специальной  сферы культуры покажется оправданным, если обратиться к происхождению  самого термина «культура». Он непосредственным образом связан с материальным производством, земледельческим трудом.

На начальных этапах развития человеческого  общества термин «культура» идентифицировался  с основным видом экономической  деятельности того времени - земледелием. Однако общественное разделение труда, явившееся результатом процесса развития производительных сил, размежевания духовной и материально-производственной сфер деятельности, создало иллюзию  их полной автономии. «Культура» постепенно стала отождествляться лишь с  проявлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников  и сейчас, но наряду с этим доминирует точка зрения, согласно которой культура не ограничивается исключительно аспектами  надстроечного характера или духовной жизни общества.

Несмотря на разнокачественность и разнородность составляющих культуру компонентов (частей), их объединяет то общее, что все они связаны с каким-либо специфическим способом человеческой деятельности. Любой вид, способ деятельности можно представить как совокупность материальных и духовных компонентов. С точки зрения социального механизма осуществления человеческой деятельности, они есть средства деятельности. Такой подход позволяет выделить критерий явлений и процессов класса культуры - быть социально выработанным средством человеческой деятельности. Это могут быть, например, орудия труда, навыки, одежда, традиции, жилища и обычаи и т. д.

На начальных этапах исследования экономической культуры ее можно  определить через наиболее общую  экономическую категорию «способ  производства», что созвучно с определением культуры как способа человеческой деятельности. В привычной политэкономической трактовке способ производства - это взаимодействие производительных сил, находящихся на определенном уровне развития, и соответствующих данному типу производственных отношений. Однако, имея в виду объект исследования, необходимо выделить культурологический аспект анализа производственных сил и производственных отношений.

Уместно обратить внимание на негативное влияние длительное время господствовавшего  технократического толкования экономики  на развитие теории экономической культуры. Преимущественное внимание было обращено на технологические отношения, натурально-вещественные показатели и технические характеристики производства. Экономика рассматривалась как машина, где люди - винтики, предприятия - детали, отрасли - узлы. В действительности, картина выглядит намного сложнее, ибо главный агент экономики - человек, тем более, что в конечном счете целью общественно-экономического развития является формирование человека как свободной, творческой личности. В процессе производства, как справедливо отмечал К. Маркс, происходит совершенствование многообразных способностей человека, «изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».

Современное общество, ориентируясь на управление экономикой как машиной  через различного рода нормы расходов, технико-экономические показатели, коэффициенты, уровни, с завидным постоянством не проявляло интереса к знаниям о личностных механизмах хозяйственных мотиваций, не было ориентировано на исследование экономической активности и предприимчивости человека, который сам является сложной системой, в которой пересекаются все типы отношений: экономические, политические, идеологические, правовые и другие. Такой упрощенный подход к пониманию сути и содержания экономики, безусловно, не может являться конструктивным в плане исследования экономической культуры.

С точки зрения культурологического  подхода, исторически выработанные свойства и способности субъектов  деятельности к труду, производственные навыки, знания и умения представляют собой социально-выработанные средства деятельности и, согласно выделенному  критерию, относятся к классу явлений  экономической культуры.

В экономическую культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих  воздействие на технологический  способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально  выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь  людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Главный структурообразующий фактор экономики культуры

 

Структурный анализ экономической  культуры диктуется самой структурой экономической деятельности, последовательной сменяемостью фаз общественного  воспроизводства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Следовательно, правомерно говорить о  культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. В структуре экономической  культуры необходимо выделить главный  структурообразующий фактор. Таким  фактором является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего  многообразия форм, видов материального  и духовного производства. В силу важности для поддержания основных жизненных процессов труд выделяется в качестве основы для развития других элементов и компонентов экономической  культуры. Каждый конкретный уровень  экономической культуры труда характеризует  отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого  отношения означало зарождение экономической  культуры), индивида к своим собственным  трудовым способностям.

Но какую деятельность можно  считать творческой? Современная  психологическая наука выделяет несколько уровней творческих способностей людей.

Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в  процессе труда только повторяется, копируется и, лишь в виде исключения, случайно, создается новое.

Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней  мере, оригинальная новая вариация.

Третий уровень - конструктивно-инновационная  деятельность, суть которой состоит  в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Таким образом, любая трудовая деятельность связана с раскрытием творческих способностей производителя, но степень  развития творческих моментов в процессе труда различна. Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последняя, в конечном счете, является основой достижения более высокого уровня экономической культуры в целом. Необходимо отметить, что трудовая деятельность в любом обществе - первобытном или современном - коллективна, воплощается в совместном производстве. А это, в свою очередь, находит выражение в том, что, наряду с культурой труда, необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает в себя навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование  в трудовой деятельности достижений науки и техники. Культура производства состоит из следующих основных элементов. Во-первых, это культура условий  труда, имеющая комплекс компонентов  экономического, научно-технического, организационного, социального и  правового характера. Во-вторых, культура трудового процесса, которая находит  выражение скорее в деятельности отдельно взятого работника. В-третьих, культура производства, которая определяется социально-психологическим климатом в производственном коллективе. В-четвертых, особое значение в современном производстве занимает культура управления, органически  сочетающая науку и искусство  управления, выявляющая творческий потенциал  и реализующая инициативу и предприимчивость каждого участника производственного  процес

 

 

 

Заключение

 

В 1973 г. Даниэл Белл - американский социолог и публицист, провозгласил наступление в развитых странах эпохи постиндустриального общества. Автоматизация основных производственных операций требует все меньшего присутствия человека в таких традиционных секторах производства, как сельское хозяйство и промышленность. Вместе с тем, по мере удовлетворения человеком потребностей в пище и в основных потребительских товарах, все больше возрастает потребность в различного рода услугах - как физических (лечение или транспортировка), так и в информационных (консультации или обучение). После Второй мировой войны в большинстве развитых стран произошел массовый приток трудовых ресурсов в сферу услуг: например, в настоящее время в США в сфере услуг занято около 75% рабочей силы, тогда как в сельском хозяйстве - не более 3%.

Информатизация общества, происходящая с начала 1970-х гг., связана с  ростом потребности в информационно-символических благах, в том числе во благах, имеющих эстетическую ценность. Насыщение общества эстетической информацией - это объективная функция культурной сферы, поэтому «индустриализация» искусства, его полномасштабное вхождение в рынок является закономерной реакцией на трансформацию современного капитализма.

Кроме того, культура приобретает  все большее значение в качестве инструмента политической и экономической  власти элит. Яркий пример тому - трансляция американской культуры и американских ценностей в окружающий мир через фильмы, произведенные в Голливуде, что стало одним из ключевых элементов глобализации. Другой пример: хотя проигрыш Советского Союза в холодной войне имел чисто экономические причины (поскольку экономика СССР больше не могла нести растущее бремя «гонки вооружений»), но окончательный проигрыш, развал советского блока, произошел в войне культур, когда культурные и идеологические ценности «коммунизма» (по версии советских идеологов) не смогли противостоять натиску культурно-идеологических ценностей англосаксонского капитализма.

Изменение общества и эволюция исследующей  его науки - это коэволюционный процесс. Становление постиндустриального  информационного общества с каждым годом будет набирать силу - этот тренд очевиден уже сегодня. Экономика культуры - одна из первых наук, отвечающих вызову формирующегося информационного капитализма.

Разумеется, в мире, где цифровое и имущественное неравенство  лишает две трети населения земного шара возможности ознакомится с образцами современных и классических творений человеческой цивилизации, где половина стран только начала путь индустриализации - классическая экономическая наука еще долго будет иметь доминирующее значение. Она гораздо лучше описывает вопросы, стоящие перед этими странами: отраслевая организация, эффективное управление финансами, макроэкономическое регулирование. Однако, для развитых стран, для «золотого миллиарда», уже охваченного волной информатизации и де-индустриализации, все большее значение будут иметь научные теории «будущего общества», общества информации и творческой энергии - такие, как экономика культуры.

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

Список использованных источников

 

1.Федеральный закон «Основы законодательства о культуре» от 10.10.1992. №3612-1 / Библиотека и закон. Выпуск 1. М.: Либерея, 1992г. - 32-56с.

2. Аванесова Г.А. «Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации»/ Г.А. Аванесова - М., 2007г. - 206с.

Информация о работе Экономика социально-культурной сферы