Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:27, контрольная работа
Цель работы состоит в определении привлеченных источников финансирования социально-культурной сферы
Исходя, из этого определены основные задачи работы:
- изучение форм частного финансирования социально-культурной сферы
- определить роль общественно-добровольного финансирования учреждений культуры и искусства
Введение…………………………………………………………………….3
Формы частного финансирования социально-культурной сферы……...4
Роль общественно-добровольного финансирования учреждений культуры и искусства…………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………….18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….18
Введение
Рыночные механизмы играет на формирование и развитие общественных институтов огромное значение. Сфера культуры, представленная в основном некоммерческими организациями, также подвержена сильному влиянию законов и принципов рыночных отношений, направленных главным образом на выявление эффективных и ликвидацию неконкурентоспособных участников. Таким образом, вне зависимости от поставленных целей и задач существования той или иной некоммерческой организации, в основе её функционирования всегда находится вопрос о том, каким образом и за счет чего оно будет осуществляться. Вопросы выживаемости в условиях острейшей конкуренции, в том числе, в сфере организаций культуры, носят основополагающий характер, оказывая при этом факторное влияние на избранную руководством организации концепцию развития.
Объектом работы является финансирование социально-культурной сферы
Предметом работы является механизмы частного и общественно-добровольного финансирования социокультурных учреждений и искусства
Цель работы состоит в определении привлеченных источников финансирования социально-культурной сферы
Исходя, из этого определены основные задачи работы:
- изучение форм частного
- определить роль общественно-добровольного финансирования учреждений культуры и искусства
В отечественной практике добывания средств на развитие культуры все большую роль играют формы частного финансирования. Это - спонсорство, патронаж, членские взносы, резервные взносы. Указанные термины отражают сегодня целое явление - частное финансирование культуры и искусства.
Шекова в своей работе определяет спонсорство как «вид экономической сделки, в процессе которой происходит обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности размещения рекламы, проведения PR-мероприятий, стимулирования сбыта и др»1.
Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу.
Спонсирование в сфере культуры и искусства стало важнейшей составляющей современного бизнеса. Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный «выход на общество» и, с очевидностью, социально значимую.
Спонсорство представляет собой один из возможных видов поддержки различных сфер общественной жизни, одну из форм социальных инвестиции. Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу. Спонсирование в сфере культуры и искусства стало важнейшей составляющей современного бизнеса. Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный «выход на общество» и, с очевидностью, социально значимую. Это и средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента, а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящей ее со своей культурой, т.е. поддерживающего человеческие ценности и творчество. Не менее важна спонсорская поддержка и для сферы культуры. Это обусловлено и недостаточностью бюджетных средств на развитие культуры и творчества, и тем, что она является своеобразной гарантией плюрализма культурного развития, то есть защищает от излишнего вмешательства государства в культурный процесс. Кроме того, спонсирование сферы культуры способствует более гармоничному и естественному увязыванию ее с другими сферами общества и отраслями экономики. Так, спонсорство в сфере культуры является реальным и эффективным фактором создания и развития гражданского общества, способного к саморазвитию, и на порядок менее зависимого от государства, чем общества тоталитарного типа. |
Развитие спонсорства в сфере культуры. Российский опыт. В России развитии цивилизованного спонсорства еще пока в стадии становления. И в подтверждение тому можно отметить не четкий правовой статус данного понятия. В российском законодательстве достаточно четко определено понятие "благотворительная деятельность", менее конкретно - « спонсорство", и совсем не было определено "меценатство". А активная практика использования слова, как знака двух различных и, подчас, противоположных видов деятельности, создает массу смысловых проблем. Поэтому мы постоянно встречаемся с тем, что, оперируя понятием "спонсорство", журналисты, консультанты, чиновники, активисты некоммерческих организаций, экономисты и бухгалтеры, подразумевают под этим благотворительность и меценатство. Но было бы неверно не отметить очевидное движение в развитии спонсорства вообще и в частности спонсорства культуры. Сегодня собственные спонсоры есть у каждого крупного музея: иногда генеральный, иногда целевой; свои спонсоры у театров, особенно известных, столичных. Одним из наиболее успешных столичных театров с точки зрения поиска финансовой поддержки до недавних пор считался театр "Сатирикон". Здесь к дарителям относятся с особой бережностью: популяризируют в буклетах, благодарят на премьерах, вручают дипломы и так далее. Именно в области культуры и искусства чаще, чем понятие "спонсор", упоминается понятие "попечитель". В дореволюционные времена так называлась весьма уважаемая деятельность в сфере народного просвещения и опекунства. Попечитель-старатель, радетель, человек, который постоянно заботится о каком-либо деле, влияющем на решение социальных проблем. Сейчас так принято называть членов Попечительских советов, которые создают при себе театры, музеи, школы, вузы и так далее. Попечительский совет не управляет организацией. Его члены наблюдают, советуют, иногда помогают финансами и связями, позволяют пользоваться своим именем при рекламе или сборе средств, являются гарантами благополучия организации и ее хорошей репутации. Членство в Попечительском совете дает уважение, повышает социальный статус человека. Это признание заслуг, таланта, опыта. В Великобритании и США попечительство - довольно большая ответственность, оно требует усилий, затрат, постоянной заботы об организации.
Культура и искусство как
объекты спонсорства
Патронаж в российском законодательстве определен в отношении только дееспособных граждан.
«Патронаж - это оказание долгосрочной материальной и организационной поддержки некоммерческой деятельности в ответ на получение определенных прав на участие в управлении. Патрон может быть наделен правом участия в разработке стратегии развития, текущем планировании некоммерческой деятельности и т.д»2.
Патронаж необходимо отличать от меценатства, которое в основном распространяется на сферу культуры и носит просветительский характер.
Долгосрочная или значимая поддержка, оказываемая богатым индивидом некоммерческой организации культуры. Патронаж занимает промежуточное место между дарением и спонсорством. Это скорее альтруистическая, чем коммерческая форма бизнес-поддержки. В ней отсутствует прямая выгода, которую предполагает спонсорство. Однако, в отличие от жертвователя, патрон, как правило, ожидает некоторую компенсацию. Впрочем, он не станет требовать адекватного возмещения за свои деньги и, скорее всего, не будет лично вовлечен в конкретный проект, как это часто бывает в случае спонсорства.
Членские взносы - регулярное отчисление средств в некоммерческую организацию с целью получения определенного пакета товаров и услуг.
В зависимости от типов участников выделяются два вида членства - индивидуальное (для физических лиц) и корпоративное (для юридических лиц). С точки зрения сроков членства отмечаются три вида - годовое, срочное {Ъ, 10,15, 20, 25 лет) и бессрочное членство. В зависимости от суммы денежного вклада выделяются категории простых и привилегированных членов организации культуры и др.
В ответ на членские взносы организации культуры предоставляют членам определенный пакет услуг. Простые члены имеют право на бесплатное информационное обслуживание, посещение выставок, концертов, клубных мероприятий, как на территории организации культуры, так и за ее пределами, скидки на печатную и сувенирную продукцию организации культуры. Привилегированные члены, помимо прав простых членов, могут приобретать эксклюзивные права на посещение закрытых экспозиций, VIP-ложи на концертах и клубных мероприятиях в организациях культуры.
Кроме того, привилегированные члены
могут принимать
«Резервные взносы - форма привлечения средств от физических и юридических лиц в организацию культуры с целью получения регулярного дохода от предоставленных средств и его использования на культурные, образовательные, благотворительные и иные общественно-полезные цели».3
Резервные взносы привлекаются организацией
культуры в денежной форме в рублях
или иностранной валюте путем
расчета наличными или
Резервные взносы дифференцируются по категориям доноров и суммам взносов.
Для физических лиц предлагаются индивидуальные резервные взносы. Минимальный индивидуальный резервный взнос рекомендуется в размере 3500 руб.
В зависимости от суммы взноса физические лица вправе рассчитывать на определенные привилегии.
В ответ на минимальный индивидуальный резервный взнос физические лица получают пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры (вход в музей, просмотр концерта, спектакля и т п.) не более трех раз в год, 10% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры. При индивидуальном резервном взносе от 6000 руб. физические лица получают на двух человек пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры не более трех раз в год, 15% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры.
Для юридических лиц предлагаются
корпоративные резервные
В зависимости от суммы взноса юридические лица вправе рассчитывать на определенные привилегии.
В ответ на минимальный корпоративный резервный взнос юридические лица получают на пять сотрудников фирмы пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры (вход в музей, просмотр концерта, спектакля и т п.) не более шести раз в год, 10% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры. При корпоративном резервном взносе от 60000 руб. юридические лица получают на десять сотрудников фирмы пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры не более шести раз в год, 15% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры.
Резервные взносы размещаются организацией культуры на депозитных счетах Сбербанка РФ с целью получения ежемесячных (годовых) процентов. Сама сумма резервного взноса не может быть использована организацией культуры. Направления расходования процентов определяются физическими и юридическими лицами при внесении средств в организацию культуры.
Рекомендуемые направления использования доходов:
1) Культурные проекты.
2) Образовательные программы.
3) Реставрационные проекты.
4) Реконструкция зданий, помещений.
5) Научные исследования.
6) Приобретение оборудования, экспонатов.
7) Система безопасности и охраны.
8) Издательская деятельность
Физические и юридические лица не вправе рассчитывать на возврат внесенных резервных взносов.
Внешний контроль за использованием резервных взносов и доходов от них может осуществлять попечительский (консультационный) совет организации культуры.
Таким образом можно сделать вывод, что развитие многоканального государственного финансирования, партнерских межбюджетных и государственно-частных форм финансирования - лучший способ удовлетворения огромных и постоянно растущих потребностей сферы культуры и искусства в финансовых ресурсах, особенно в условиях хронического дефицита государственного бюджета. Успешность государственных мер ее поддержки во многом зависит от эффективности использования потенциала частного спонсорства и взносов.
Большое влияние на развитие сферы культуры оказывает добровольное финансирование, которое выступает в форме благотворительности, меценатства, фондов, движениями, объединениями социальной защиты, средства, полученные по завещанию.
Тульчинский считает, что «осуществление благотворительности - частное и добровольное дело конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики»4.
Альтруизм и сострадание - необходимые условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью - это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций.
В общем случае благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.
Информация о работе Финансирование социально-культурной сферы