Финансирование социально-культурной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в определении привлеченных источников финансирования социально-культурной сферы
Исходя, из этого определены основные задачи работы:
- изучение форм частного финансирования социально-культурной сферы
- определить роль общественно-добровольного финансирования учреждений культуры и искусства

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Формы частного финансирования социально-культурной сферы……...4
Роль общественно-добровольного финансирования учреждений культуры и искусства…………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 43.36 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Формы частного финансирования социально-культурной сферы……...4
  2. Роль общественно-добровольного финансирования учреждений культуры и искусства…………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………..17

Список использованной литературы…………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рыночные механизмы играет на формирование и развитие общественных институтов огромное значение. Сфера культуры, представленная в основном некоммерческими организациями, также подвержена сильному влиянию законов и принципов рыночных отношений, направленных главным образом на выявление эффективных и ликвидацию неконкурентоспособных участников. Таким образом, вне зависимости от поставленных целей и задач существования той или иной некоммерческой организации, в основе её функционирования всегда находится вопрос о том, каким образом и за счет чего оно будет осуществляться. Вопросы выживаемости в условиях острейшей конкуренции, в том числе, в сфере организаций культуры, носят основополагающий характер, оказывая при этом факторное влияние на избранную руководством организации концепцию развития.

Объектом работы является финансирование социально-культурной сферы

Предметом работы является механизмы  частного и общественно-добровольного  финансирования социокультурных учреждений и искусства

Цель работы состоит в определении  привлеченных источников финансирования социально-культурной сферы

Исходя, из этого определены основные задачи работы:

- изучение форм частного финансирования  социально-культурной сферы

- определить роль общественно-добровольного финансирования учреждений культуры и искусства

 

 

 

 

  1. Формы частного финансирования социально-культурной сферы

В отечественной практике добывания  средств на развитие культуры все  большую роль играют формы частного финансирования. Это - спонсорство, патронаж, членские взносы, резервные взносы. Указанные термины отражают сегодня целое явление - частное финансирование культуры и искусства.

Шекова в своей работе определяет спонсорство как «вид экономической сделки, в процессе которой происходит обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности размещения рекламы, проведения PR-мероприятий, стимулирования сбыта и др»1.

Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу.

Спонсирование в сфере культуры и искусства стало важнейшей  составляющей современного бизнеса. Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный «выход на общество» и, с очевидностью, социально значимую.

 

 

Спонсорство представляет собой один из возможных видов поддержки  различных сфер общественной жизни, одну из форм социальных инвестиции. Спонсорская  поддержка отличается от других видов  материальной помощи именно тем, что  в обязательном порядке предусматривает встречную услугу. Спонсирование в сфере культуры и искусства стало важнейшей составляющей современного бизнеса. Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный «выход на общество» и, с очевидностью, социально значимую. Это и средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента, а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящей ее со своей культурой, т.е. поддерживающего человеческие ценности и творчество. Не менее важна спонсорская поддержка и для сферы культуры. Это обусловлено и недостаточностью бюджетных средств на развитие культуры и творчества, и тем, что она является своеобразной гарантией плюрализма культурного развития, то есть защищает от излишнего вмешательства государства в культурный процесс. Кроме того, спонсирование сферы культуры способствует более гармоничному и естественному увязыванию ее с другими сферами общества и отраслями экономики. Так, спонсорство в сфере культуры является реальным и эффективным фактором создания и развития гражданского общества, способного к саморазвитию, и на порядок менее зависимого от государства, чем общества тоталитарного типа.


Развитие спонсорства в сфере культуры. Российский опыт. В России развитии цивилизованного спонсорства еще пока в стадии становления. И в подтверждение тому можно отметить не четкий правовой статус данного понятия. В российском законодательстве достаточно четко определено понятие "благотворительная деятельность", менее конкретно - « спонсорство", и совсем не было определено "меценатство". А активная практика использования слова, как знака двух различных и, подчас, противоположных видов деятельности, создает массу смысловых проблем. Поэтому мы постоянно встречаемся с тем, что, оперируя понятием "спонсорство", журналисты, консультанты, чиновники, активисты некоммерческих организаций, экономисты и бухгалтеры, подразумевают под этим благотворительность и меценатство. Но было бы неверно не отметить очевидное движение в развитии спонсорства вообще и в частности спонсорства культуры. Сегодня собственные спонсоры есть у каждого крупного музея: иногда генеральный, иногда целевой; свои спонсоры у театров, особенно известных, столичных. Одним из наиболее успешных столичных театров с точки зрения поиска финансовой поддержки до недавних пор считался театр "Сатирикон". Здесь к дарителям относятся с особой бережностью: популяризируют в буклетах, благодарят на премьерах, вручают дипломы и так далее. Именно в области культуры и искусства чаще, чем понятие "спонсор", упоминается понятие "попечитель". В дореволюционные времена так называлась весьма уважаемая деятельность в сфере народного просвещения и опекунства. Попечитель-старатель, радетель, человек, который постоянно заботится о каком-либо деле, влияющем на решение социальных проблем. Сейчас так принято называть членов Попечительских советов, которые создают при себе театры, музеи, школы, вузы и так далее. Попечительский совет не управляет организацией. Его члены наблюдают, советуют, иногда помогают финансами и связями, позволяют пользоваться своим именем при рекламе или сборе средств, являются гарантами благополучия организации и ее хорошей репутации. Членство в Попечительском совете дает уважение, повышает социальный статус человека. Это признание заслуг, таланта, опыта. В Великобритании и США попечительство - довольно большая ответственность, оно требует усилий, затрат, постоянной заботы об организации.

Культура и искусство как  объекты спонсорства предоставляют  широчайшие возможности. И, разумеется, перед спонсором вновь стоит задача - определить поле своей деятельности в соответствии с бизнес-целями и интересами аудитории, на которую он хочет воздействовать. Поддержать ли начинающий творческий коллектив или популярный. Определить, будет ли это изобразительное или музыкальное искусство, скульптура или балет, пантомима или джаз, классическая музыка или народное творчество, литература или кино и так далее.

Патронаж  в российском законодательстве определен в отношении  только дееспособных граждан.

«Патронаж - это оказание долгосрочной материальной и организационной поддержки некоммерческой деятельности в ответ на получение определенных прав на участие в управлении. Патрон может быть наделен правом участия в разработке стратегии развития, текущем планировании некоммерческой деятельности и т.д»2.

Патронаж необходимо отличать от меценатства, которое в основном распространяется на сферу культуры и носит просветительский характер.

Долгосрочная или значимая поддержка, оказываемая богатым индивидом некоммерческой организации культуры. Патронаж занимает промежуточное место между дарением и спонсорством. Это скорее альтруистическая, чем коммерческая форма бизнес-поддержки. В ней отсутствует прямая выгода, которую предполагает спонсорство. Однако, в отличие от жертвователя, патрон, как правило, ожидает некоторую компенсацию. Впрочем, он не станет требовать адекватного возмещения за свои деньги и, скорее всего, не будет лично вовлечен в конкретный проект, как это часто бывает в случае спонсорства.

Членские взносы - регулярное отчисление средств в некоммерческую организацию с целью получения определенного пакета товаров и услуг.

В зависимости от типов участников выделяются два вида членства - индивидуальное (для физических лиц) и корпоративное (для юридических лиц). С точки зрения сроков членства отмечаются три вида - годовое, срочное {Ъ, 10,15, 20, 25 лет) и бессрочное членство. В зависимости от суммы денежного вклада выделяются категории простых и привилегированных членов организации культуры и др.

В ответ на членские взносы организации  культуры предоставляют членам определенный пакет услуг. Простые члены имеют право на бесплатное информационное обслуживание, посещение выставок, концертов, клубных мероприятий, как на территории организации культуры, так и за ее пределами, скидки на печатную и сувенирную продукцию организации культуры. Привилегированные члены, помимо прав простых членов, могут приобретать эксклюзивные права на посещение закрытых экспозиций, VIP-ложи на концертах и клубных мероприятиях в организациях культуры.

Кроме того, привилегированные члены  могут принимать непосредственное участие в деятельности организации культуры.

«Резервные взносы - форма привлечения средств от физических и юридических лиц в организацию культуры с целью получения регулярного дохода от предоставленных средств и его использования на культурные, образовательные, благотворительные и иные общественно-полезные цели».3

Резервные взносы привлекаются организацией культуры в денежной форме в рублях или иностранной валюте путем  расчета наличными или безналичным переводом.

Резервные взносы дифференцируются по категориям доноров и суммам взносов.

Для физических лиц предлагаются индивидуальные резервные взносы. Минимальный индивидуальный резервный взнос рекомендуется  в размере 3500 руб.

В зависимости от суммы взноса физические лица вправе рассчитывать на определенные привилегии.

В ответ на минимальный индивидуальный резервный взнос физические лица получают пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры (вход в музей, просмотр концерта, спектакля  и т п.) не более трех раз в  год, 10% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры. При индивидуальном резервном взносе от 6000 руб. физические лица получают на двух человек пожизненный  бесплатный доступ к услугам организации культуры не более трех раз в год, 15% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры.

Для юридических лиц предлагаются корпоративные резервные взносы. Минимальный корпоративный резервный  взнос рекомендуется в размере 35000 руб.

В зависимости от суммы взноса юридические  лица вправе рассчитывать на определенные привилегии.

В ответ на минимальный корпоративный  резервный взнос юридические  лица получают на пять сотрудников  фирмы пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры (вход в музей, просмотр концерта, спектакля и т п.) не более шести раз в год, 10% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры. При корпоративном резервном взносе от 60000 руб. юридические лица получают на десять сотрудников фирмы пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры не более шести раз в год, 15% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры.

Резервные взносы размещаются организацией культуры на депозитных счетах Сбербанка  РФ с целью получения ежемесячных (годовых) процентов. Сама сумма резервного взноса не может быть использована организацией культуры. Направления  расходования процентов определяются физическими и юридическими лицами при внесении средств в организацию  культуры.

Рекомендуемые направления использования  доходов:

1) Культурные проекты.

2) Образовательные программы.

3) Реставрационные проекты.

4) Реконструкция зданий, помещений.

5) Научные исследования.

6) Приобретение оборудования, экспонатов.

7) Система безопасности и охраны.

8) Издательская деятельность

Физические и юридические лица не вправе рассчитывать на возврат  внесенных резервных взносов.

Внешний контроль за использованием резервных взносов и доходов  от них может осуществлять попечительский (консультационный) совет организации культуры.

Таким образом можно сделать  вывод, что развитие многоканального государственного финансирования, партнерских межбюджетных и государственно-частных форм финансирования - лучший способ удовлетворения огромных и постоянно растущих потребностей сферы культуры и искусства в финансовых ресурсах, особенно в условиях хронического дефицита государственного бюджета. Успешность государственных мер ее поддержки во многом зависит от эффективности использования потенциала частного спонсорства и взносов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль общественно-добровольного финансирования учреждений культуры и искусства

Большое влияние на развитие сферы культуры оказывает добровольное финансирование, которое выступает в форме благотворительности, меценатства, фондов, движениями, объединениями социальной защиты, средства, полученные по завещанию.

Тульчинский считает, что  «осуществление благотворительности - частное и добровольное дело конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики»4.

Альтруизм и сострадание - необходимые условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью - это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций.

В общем случае благотворительность  представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.

Информация о работе Финансирование социально-культурной сферы