Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа
Цель: Обеспечение равного доступа к знаниям, культуре и различным видам информации для удовлетворения потребностей молодых читателей во всестороннем развитии личности, непрерывном образовании, интеграции в социокультурную среду через чтение.
Задачи:
-Повышение престижа чтения, организация чтения детей и юношества как творческого процесса;
-Содействие непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, формирование информационной культуры личности;
-Помощь молодым пользователям в освоении норм и ценностей общества, интеграция в социокультурную среду через чтение;
-Культурное развитие, приобщение к различным формам интеллектуального досуга;
-Социально-культурная реабилитация молодых пользователей со специальными потребностями через чтение, творчество, предоставление специальной информации.
Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности…………...4
Сущность социально-культурной деятельности библиотек……...4
Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке…...6
Глава 2. Содержание деятельности библиотек в социально-культурном аспекте……………………………………………………………………………21
2.1. Воспитание гражданственности в библиотеке……………………22
2.2 Информатизация и компьютеризация – ведущее направление деятельности библиотек…………………………………………………………23
Глава 3. Проект «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек»……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………..39
Содержание:
Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности…………...4
Глава
2. Содержание деятельности библиотек
в социально-культурном аспекте……………………………………………………………
2.1.
Воспитание гражданственности
2.2
Информатизация и
Глава
3. Проект «Создание информационно-
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
На сегодняшний день приоритетным направлением в работе является организация совместной деятельности семьи и библиотеки при формировании гармонично развитой личности. Большой потенциал решения этой задачи находится в семье. Издавна русский народ ценил силу Слова; детскую книгу сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровищницы мудрости и богатства, с лестницей, ведущей к вершинам образованности, к почету и славе. Родители и педагоги всех времен стремились к тому, чтобы обученные грамоте дети были как можно более начитанными.
Цель:
Обеспечение равного доступа
к знаниям, культуре и различным
видам информации для удовлетворения
потребностей молодых читателей
во всестороннем развитии личности, непрерывном
образовании, интеграции в социокультурную
среду через чтение.
Задачи:
-Повышение
престижа чтения, организация чтения
детей и юношества как
-Содействие
непрерывному образованию,
-Помощь
молодым пользователям в
-Культурное
развитие, приобщение к различным
формам интеллектуального
-Социально-культурная
реабилитация молодых
Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности
Миссия
библиотек претерпевает постоянные
изменения и является ответом
на заказ общества и государства.
Пройдя через просветительский и
идеологический этапы, сегодня библиотеки
для детей и юношества призваны
участвовать в социальной адаптации,
непрерывном образовании и
Миссия библиотек, обслуживающих детей: создание среды развития детей, отвечающей их возрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям через чтение, печатные, аудиовизуальные и электронные документы.
Миссия библиотек, обслуживающих юношество: Содействие социализации личности молодых читателей, их информационной защите, оказание помощи в решении жизненных задач.
При общих миссии и целях приоритетность тех или иных задач определяется конкретными библиотеками самостоятельно в различное время в зависимости от социокультурной ситуации в муниципальных образованиях.
На основе определённых приоритетов, библиотеки разрабатывают модели оптимального обслуживания читателей:
- осваивая современные информационные технологии, внедряя новые идеи и направления деятельности, библиотеки сохраняют педагогические аспекты деятельности, что соответствует национальным традициям библиотечного дела.
- библиотеки используют различные теории и типологии личности, разрабатывают собственные классификационные системы пользователей, выбирают индивидуальные методы и психологический инструментарий, адаптируя их к конкретным возможностям, что повышает эффективность библиотечного обслуживания.
В последние годы публичные библиотеки всё более выполняют роль социальных институтов. Социальная работа библиотек (обеспечение информацией социальных потребностей общества) приобретает особое значение в связи с увеличением числа лиц, особенно среди детей и молодёжи, нуждающихся в социальной защите и поддержке.
Библиотеки,
обслуживающие детей и
Предоставляя
им доступ к информации, помогая
слабо защищённым и попавшим в
трудную ситуацию, библиотеки выполняют
общественную миссию, направленную на
гуманизацию общественных отношений.
С этими проблемами связано возникновение
и активное развитие новой области
знания и практической деятельности
– библиотечной социономики., в которой
наметились библиотерапевтическое, дефектологическое,
пенитенциарное направления и др.
Программы по «библиотерапии» всё
шире используются в практике работы
библиотек, стремящихся максимально
использовать «лечебные» возможности
книги. Они направлены на работу не
только с детьми-инвалидами, сиротами
и другими социальными
Дефектологическое
направление тесно связано с
коррекционной педагогикой и
направлено на реабилитацию детей и
молодых людей с ограниченными
физическими возможностями. Библиотеки
работают по специальным программам
с детьми-инвалидами (с заболеваниями
опорно-двигательного аппарата, незрячими
и слабовидящими, с замедленным
психическим развитием, нарушениями
речи и др.) на основе дифференцированного
подхода, адаптируя услуги к их потребностям.
Главным направлением библиотеки считают
развитие индивидуальности и творческих
способностей молодых людей на основе
доступа к информации и удовлетворения
информационных потребностей, связанных
с социальной защитой, самообразованием
и саморазвитием.
1.2.
Специфика культурно-досуговой
деятельности в
библиотеке
Определив
особенности современных
Специфика
культурно-досуговой
• в номенклатуре форм культурно-досуговых программ, диктуемой профилем библиотечной работы;
• в
особенностях хозяйственного механизма
реализации культурно-досуговой
Библиотеки
являются одним из системообразующих
элементов сферы культуры, и они
естественным образом связаны с
деятельностью иных учреждений культуры.
Однако информационное ядро библиотечного
дела, важность центрального – информационного
направления библиотечной работы, определяет
отсутствие в деятельности абсолютного
большинства библиотек таких
широко распространенных форм культурно-досуговых
программ, как народные гулянья, массовые
праздники, дискотеки и танцевальные
вечера, вечера песни и т.д., хотя,
естественно, некоторым библиотечным
учреждениям в силу экономических
обстоятельств или
Можно выделить основные формы культурно-досуговых программ, наиболее часто встречающиеся в практике библиотек. Это:
• литературные вечера;
• читательские клубы;
• клубы по интересам;
• встречи с деятелями культуры, искусства и т. д.;
• выступления художественной самодеятельности (чаще – литературного и театрального характера);
• краеведческие вечера;
• просветительские лекции;
• вечера памятных дат;
• праздники, чествования;
• конкурсы и т. д.
Читательские
вечера и клубы по интересам являются
наиболее востребованными среди
классических библиотечных культурно-досуговых
программ. Так, в исследовании «Досуговая
деятельность библиотек Воронежской
области» В.Л. Бубнов и Н.В. Бубнова
свидетельствуют: «…Такие читательские
клубы зачастую объединяют определенные
возрастные и социальные категории
посетителей или группы людей
с устоявшимися интересами. С учетом
этих обстоятельств можно
• клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;
• клубы женского общения;
• молодежные клубы;
• семейные клубы;
• клубы для детей и подростков.
Вторая группа читательских объединений включает в себя:
• клубы литературные и нравственно-эстетической направленности;
• экологические клубы;
• клубы краеведческого направления...1
Подобные
формы характерны для большинства
типов и видов библиотек, однако
в детских библиотеках, например,
реже проводятся программы, требующие
специальной априорной
• викторины;
• олимпиады;
Информация о работе Библиотека в сфере социально-культурной деятельности