Библиотека в сфере социально-культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: Обеспечение равного доступа к знаниям, культуре и различным видам информации для удовлетворения потребностей молодых читателей во всестороннем развитии личности, непрерывном образовании, интеграции в социокультурную среду через чтение.
Задачи:
-Повышение престижа чтения, организация чтения детей и юношества как творческого процесса;
-Содействие непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, формирование информационной культуры личности;
-Помощь молодым пользователям в освоении норм и ценностей общества, интеграция в социокультурную среду через чтение;
-Культурное развитие, приобщение к различным формам интеллектуального досуга;
-Социально-культурная реабилитация молодых пользователей со специальными потребностями через чтение, творчество, предоставление специальной информации.

Содержание

Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности…………...4
Сущность социально-культурной деятельности библиотек……...4
Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке…...6
Глава 2. Содержание деятельности библиотек в социально-культурном аспекте……………………………………………………………………………21
2.1. Воспитание гражданственности в библиотеке……………………22
2.2 Информатизация и компьютеризация – ведущее направление деятельности библиотек…………………………………………………………23
Глава 3. Проект «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек»……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 77.40 Кб (Скачать)

Содержание:

Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности…………...4

    1. Сущность социально-культурной деятельности библиотек……...4
    2. Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке…...6

Глава 2. Содержание деятельности библиотек  в социально-культурном аспекте……………………………………………………………………………21

      2.1. Воспитание гражданственности в  библиотеке……………………22

      2.2 Информатизация и компьютеризация  – ведущее направление деятельности  библиотек…………………………………………………………23

Глава 3. Проект «Создание информационно-образовательных  медиацентров для детей и юношества  на базе детских и детско-юношеских  публичных библиотек»……………………………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………….38

Литература……………………………………………………………………..39  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     На  сегодняшний день приоритетным направлением в работе является организация совместной деятельности семьи и библиотеки при формировании гармонично развитой личности.  Большой потенциал  решения этой задачи находится в  семье. Издавна русский народ  ценил силу Слова; детскую книгу  сравнивали с ключом, открывающим  двери в сокровищницы мудрости и  богатства, с лестницей, ведущей  к вершинам образованности, к почету и славе. Родители и педагоги всех времен стремились к тому, чтобы  обученные грамоте дети были как  можно более начитанными.

     Цель: Обеспечение равного доступа  к знаниям, культуре и различным  видам информации для удовлетворения потребностей молодых читателей  во всестороннем развитии личности, непрерывном  образовании, интеграции в социокультурную  среду через чтение. 

Задачи:

-Повышение  престижа чтения, организация чтения  детей и юношества как творческого  процесса;

-Содействие  непрерывному образованию, самообразованию  и саморазвитию, формирование информационной  культуры личности;

-Помощь  молодым пользователям в освоении  норм и ценностей общества, интеграция  в социокультурную среду через  чтение;

-Культурное  развитие, приобщение к различным  формам интеллектуального досуга;

-Социально-культурная  реабилитация молодых пользователей  со специальными потребностями  через чтение, творчество, предоставление  специальной информации. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Библиотека в сфере  социально-культурной деятельности

    1. Сущность социально-культурной деятельности библиотек
 

     Миссия  библиотек претерпевает постоянные изменения и является ответом  на заказ общества и государства. Пройдя через просветительский и  идеологический этапы, сегодня библиотеки для детей и юношества призваны участвовать в социальной адаптации, непрерывном образовании и всестороннем развитии молодого поколения.

     Миссия  библиотек, обслуживающих детей: создание среды развития детей, отвечающей их возрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям через чтение, печатные, аудиовизуальные и электронные документы.

     Миссия  библиотек, обслуживающих юношество: Содействие социализации личности молодых  читателей, их информационной защите, оказание помощи в решении жизненных  задач.

При общих  миссии и целях приоритетность тех  или иных задач определяется конкретными  библиотеками самостоятельно в различное  время в зависимости от социокультурной  ситуации в муниципальных образованиях.

На основе определённых приоритетов, библиотеки разрабатывают модели оптимального обслуживания читателей:

-   осваивая современные информационные технологии, внедряя новые идеи и направления деятельности, библиотеки сохраняют педагогические аспекты деятельности, что соответствует национальным традициям библиотечного дела.

- библиотеки используют различные теории и типологии личности, разрабатывают собственные классификационные системы пользователей, выбирают индивидуальные методы и психологический инструментарий, адаптируя их к конкретным возможностям, что повышает эффективность библиотечного обслуживания.

В последние  годы публичные библиотеки всё более  выполняют роль социальных институтов. Социальная работа библиотек (обеспечение  информацией социальных потребностей общества) приобретает особое значение в связи с увеличением числа  лиц, особенно среди детей и молодёжи, нуждающихся в социальной защите и поддержке.

Библиотеки, обслуживающие детей и юношество, вносят свой вклад в социокультурную  реабилитацию детей-инвалидов, детей-сирот, подростков с девиантным поведением и других социальных аутсайдеров. Они  разрабатывают библиотечные, участвуют в муниципальных и региональных программах социальной защиты и информационного обслуживания, ведут фактографические базы данных по проблемам социальной защиты и информационного обслуживания молодых инвалидов и других социальных групп, осуществляют профессиональную подготовку персонала для работы с этими группами пользователей.

Предоставляя  им доступ к информации, помогая  слабо защищённым и попавшим в  трудную ситуацию, библиотеки выполняют  общественную миссию, направленную на гуманизацию общественных отношений. С этими проблемами связано возникновение  и активное развитие новой области  знания и практической деятельности – библиотечной социономики., в которой  наметились библиотерапевтическое, дефектологическое, пенитенциарное направления и др. Программы по «библиотерапии» всё  шире используются в практике работы библиотек, стремящихся максимально  использовать «лечебные» возможности  книги. Они направлены на работу не только с детьми-инвалидами, сиротами и другими социальными аутсайдерами, но более широкими кругами читателей, нуждающихся в преодолении «информационной  фобии», повышенной тревожности и  депрессивности. «Библиотерапия» нацелена на формирование у детей и молодёжи навыков и способностей противостоять  неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям), укреплять силу воли, повышать интеллектуальный и образовательный  уровень на основе синтезирования ситуаций чтения. Всё более используются различные  варианты библиотерапии, связанные  с литературными жанрами: смехотерапия, сказкотерапия, терапия философской  литературой, терапевтические возможности  жанра «романтической фантастики», боевика, триллера, любовного романа и др.

Дефектологическое направление тесно связано с  коррекционной педагогикой и  направлено на реабилитацию детей и  молодых людей с ограниченными  физическими возможностями. Библиотеки работают по специальным программам с детьми-инвалидами (с заболеваниями  опорно-двигательного аппарата, незрячими  и слабовидящими, с замедленным  психическим развитием, нарушениями  речи и др.) на основе дифференцированного  подхода, адаптируя услуги к их потребностям. Главным направлением библиотеки считают  развитие индивидуальности и творческих способностей молодых людей на основе доступа к информации и удовлетворения информационных потребностей, связанных  с социальной защитой, самообразованием и саморазвитием. 

1.2. Специфика культурно-досуговой  деятельности в  библиотеке 

     Определив особенности современных социокультурных  функций библиотек и их типологические черты, важные в исследовании культурно-досуговой  деятельности в библиотеке, становится возможным выявить все многообразие культурно-досуговых программ, их форм и жанров, характерных для библиотечной работы. Основной функцией библиотек  была и остается информационная, но это не делает культурно-досуговые  функции значительной части видов  библиотек побочными: они органично  входят в единство библиотечной работы и обеспечивают тот естественный фон библиотечной среды, который  определяет социокультурную значимость библиотек.

     Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеках выражается в двух основных аспектах:

• в  номенклатуре форм культурно-досуговых  программ, диктуемой профилем библиотечной работы;

• в  особенностях хозяйственного механизма  реализации культурно-досуговой деятельности в библиотеке.

     Библиотеки  являются одним из системообразующих  элементов сферы культуры, и они  естественным образом связаны с  деятельностью иных учреждений культуры. Однако информационное ядро библиотечного  дела, важность центрального – информационного  направления библиотечной работы, определяет отсутствие в деятельности абсолютного  большинства библиотек таких  широко распространенных форм культурно-досуговых  программ, как народные гулянья, массовые праздники, дискотеки и танцевальные вечера, вечера песни и т.д., хотя, естественно, некоторым библиотечным учреждениям в силу экономических  обстоятельств или исключительной специфичности функций приходится организовывать и их. Однако существуют типические формы культурно-досуговых  программ, часто встречающиеся в  практике библиотек и не являющие собой прямого противоречия библиотечной сфере. Культурно-досуговые программы  в библиотеках отличаются такими чертами, как камерность, локальность, связь с литературно-художественной проблематикой в частности, или  искусством в целом. Иными словами, культурно-досуговые программы, организуемые средствами библиотек, реже являются массовыми, чем групповыми, в них выше роль индивидуальной работы, больше значение слова, чем двигательной активности (исключение здесь составляют, пожалуй, только детские библиотеки) или физической работы.

     Можно выделить основные формы культурно-досуговых  программ, наиболее часто встречающиеся  в практике библиотек. Это:

• литературные вечера;

• читательские клубы;

• клубы  по интересам;

• встречи  с деятелями культуры, искусства  и т. д.;

• выступления  художественной самодеятельности (чаще – литературного и театрального характера);

• краеведческие  вечера;

• просветительские лекции;

• вечера памятных дат;

• праздники, чествования;

• конкурсы и т. д.

     Читательские  вечера и клубы по интересам являются наиболее востребованными среди  классических библиотечных культурно-досуговых  программ. Так, в исследовании «Досуговая деятельность библиотек Воронежской  области» В.Л. Бубнов и Н.В. Бубнова  свидетельствуют: «…Такие читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории  посетителей или группы людей  с устоявшимися интересами. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения  в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам. Первая группа подразделяется на:

• клубы  для ветеранов, инвалидов и людей  пожилого возраста;

• клубы  женского общения;

• молодежные клубы;

• семейные клубы;

• клубы  для детей и подростков.

Вторая  группа читательских объединений включает в себя:

• клубы  литературные и нравственно-эстетической направленности;

• экологические  клубы;

• клубы  краеведческого направления...1

     Подобные  формы характерны для большинства  типов и видов библиотек, однако в детских библиотеках, например, реже проводятся программы, требующие  специальной априорной подготовки от посетителей, и, наоборот, чаще применяются  познавательно-развивающие программы:

• викторины;

• олимпиады;

Информация о работе Библиотека в сфере социально-культурной деятельности