Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:47, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить направленность услуг социально-культурной сферы.
Задачи работы:
· Проанализировать природу и особенности услуг;
· Исследовать развитие социально-культурной сферы
· Выявить услуги, оказываемые в социально-культурной сфере.
Введение
В мировой рыночной экономике наряду с рынками товаров, сырья, капиталов, рабочей силы существует рынок услуг.
Актуальность
темы заключается в том, что рынок
услуг представляет собой сложную
систему, основной задачей которой
является удовлетворение потребностей
населения в услугах. В обнове
рынка услуг лежит обширная и
быстрорастущая часть мирового хозяйства
– сфера сервиса. В мировой
экономике сфера сервиса
Роль сферы сервиса (сферы услуг) в современных условиях определяется следующими факторами:
В сфере сервиса
постоянно создаются новые
Сфера сервиса постоянно увеличивает свою долю в валовом внутреннем продукте страны;
За счет сферы
сервиса сокращается время
Успешная
деятельность предприятий сферы
сервиса в условиях рыночной экономики
и конкуренции возможна при такой
организации управления, которая
может воздействовать на внутреннюю
и внешнюю среду предприятий.
Для этого, в частности, необходимо
создание новой организационной
модели обслуживания. В условиях рынка
предприятия сервиса
Сфера сервиса
представляет собой часть экономической
системы, которая выполняет
В условиях перехода к рынку кризисные явления в экономике России в большей сере затронули сферу платных услуг. Это проявилось в большем, чем в других отраслях экономики, падении объемов производства. Невыполнение заданий по вводу в действие объектов социальной сферы, резком повышении цен на платные услуги. Именно развитие сферы платных услуг, в том числе в социально-культурной сфере, может стать стабилизирующим фактором экономического роста. Эта роль сферы услуг может проявиться в нормализации потребительского рынка, смягчении проблем безработицы путем организации новых рабочих мест, росте благосостояния населения, организации обслуживания социально незащищенных, малообеспеченных слоев населения, привлечении значительных инвестиционных ресурсов для развития предприятий и организаций, оказывающих услуги.
В настоящее
время исследования сферы сервиса
подтверждают необходимость дальнейшего
повышения качества услуг, изучения
потребностей клиентов, формирования
принципов организации и
Предмет исследования – услуги.
Объект исследования – социально-культурная сфера.
Цель настоящей работы – выявить направленность услуг социально-культурной сферы.
Задачи работы:
· Проанализировать природу и особенности услуг;
· Исследовать развитие социально-культурной сферы
· Выявить
услуги, оказываемые в социально-
1.1 Историческое
развитие сервисной
В доиндустриалъном обществе (рабовладельческая, феодальная формации и ранние стадии развития капитализма) промышленность либо еще не возникла, либо давала работу намного меньшему числу людей, чем сельское хозяйство. Перепись населения, проведенная в Великобритании в 1851 г., показала, что наиболее распространенные в стране профессии – сельскохозяйственные работники и домашние слуги. Именно домашняя прислуга занимала основное место в сфере услуг. [2]
Низкая производительность и перенаселенность обуславливают большую долю недозанятого населения, которое распределяется в сельском хозяйстве и сфере домашних услуг. Поскольку работники зачастую довольствуются платой, достаточной лишь для пропитания, работа по дому дешева и крайне распространена. В Англии середины викторианской эпохи класс прислуги оставался самым многочисленным.
В индустриальном, т.е. зрелом капиталистическом и социалистическом, обществе развитие промышленности привело к резкому сокращению численности домашней прислуги. Главная задача экономики в эту эпоху – массовое производство товаров.
Развитие сферы услуг в индустриальном обществе происходило одновременно по двум направлениям.
Во-первых, скрытая роль служанки в домашнем хозяйстве переходит к женщине. В России и во многих других странах укоренилась культурная традиция, признающая ряд трудоемких видов деятельности в быту (стирка, уборка, покупки, приготовление пищи и т.п.) преимущественно «женским» занятием. [4]
Во-вторых, многочисленные
услуги, выполнявшиеся ранее в
домашнем хозяйстве (например, в крестьянской
семье), передаются мелким фирмам и
независимым частным
Расширение
сектора услуг происходило в
экономике как
В капиталистических
странах преобладали платные
коммерческие услуги, нацеленные на получение
прибыли. В результате услуги становились
менее доступными для малообеспеченных
слоев населения, однако их качество
и многообразие были намного выше
ввиду конкуренции между
Постиндустриальное общество начало формироваться в промышленно развитых странах во второй половине XX века. Главным видом деятельности в нем становится уже не производство товаров, а обработка информации и оказание услуг. Поэтому постиндустриальный этап развития цивилизации определяют как «информационное общество» и «экономику услуг».
Услуги играют важную роль в любом обществе. В доиндустриальных условиях это, главным образом, домашние или личные услуги. [1]
В индустриальном обществе услуги – это вспомогательная по отношению к производству деятельность: коммунальные службы, транспорт (включая гаражи и ремонтные мастерские), сфера финансов и управление недвижимостью.
В постиндустриальном обществе получают широкое распространение новые виды услуг. Это гуманитарные (образование, здравоохранение, социальные службы) и профессиональные услуги (анализ и планирование, дизайн, программирование).
На опыте развития ведущих западных стран можно проследить историю формирования постиндустриального общества. Переход от индустриального общества к постиндустриальному включает в себя три последовательных этапа развития сервисной деятельности.
На первом
– развитие промышленности приводит
к распространению
На втором
этапе в условиях массового потребления
благ начинается рост сферы распределения
(оптовая и розничная торговля)
На третьем – начинает снижаться доля семейного дохода, расходуемая на питание. Высвободившиеся средства население использует сначала на приобретение товаров длительного пользования (одежда, автомобили, жилье), а затем – на предметы роскоши, отдых и досуг. Расширяется сфера личных услуг: сети ресторанов, отелей, автомобильных мастерских, индустрия путешествий, развлечений и спорта. Резко усиливается интерес к двум фундаментальным сферам сервиса – здоровья и образования. Все это приводит к формированию и развитию новых видов услуг.
Во второй
половине XX века в промышленно развитых
странах довольно быстро росло число
занятых в сфере социальных, распределительных
и бытовых услуг, несколько медленнее
– в области услуг
В начале XXI века наиболее высокими темпами развиваются услуги производителям, услуги в области образования и здравоохранения.
1.2 Сервис как услуга, классификация
видов услуг
Сервис – это оказание услуг. В современной экономике услуга обычно противопоставляется товару.
Товар – некая вещь, предмет, произведенный для продажи.
Услуга – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
Услугу можно определить как продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека.
Услуга обладает полезностью для того, кто ее не производит. Услуга – это продукт труда, обладающий специфическими свойствами: неосязаемостью, неотделимостью от своего источника (невозможно отделить процесс обучения от преподавателя и ученика, процесс предоставления информации – от того, кто ее предоставляет).
Услуга не сохраняется отдельно от процесса ее предоставления, не может быть законсервирована как товар, хранящийся на складе.
Услуга направлена на вещь или на человека. Она существует только в процессе ее производства. Производство и потребление услуг позволяет изменить полезность вещи или характер человеческой жизнедеятельности.
Существуют
различные классификации типов
и видов услуг, и каждая из этих
классификаций отражает специфический
подход к анализу сервисной
Можно выделить пять общих типов услуг:
1) производственные – инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования;
2) распределительные – торговля, транспорт, связь;
3) профессиональные – банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные;
4) потребительские
– так называемые массовые
услуги, связанные с домашним
хозяйством и
5) общественные
– телевидение, радио,
Более систематичная классификация услуг делит их по принципу вещественности или невещественности на четыре класса.
Осязаемые действия, направленные на тело человека. Такие услуги оказывают здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе.
Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты. Это работа грузового транспорта, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, ветеринарные услуги.
Неосязаемые действия, направленные на сознание человека. Сюда относятся образование, радио- и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи.
Неосязаемые действия с неосязаемыми активами. Это могут быть банковские, юридические и консультационные услуги, страхование.
Кроме того, услуги различаются по множеству других классификационных признаков. Все они позволяют оттенить и проанализировать разнообразные функции сервисной деятельности в современном обществе. [7]
Услуги можно разделить на материальные и нематериальные.
Первые направлены на удовлетворение материальных потребностей, например бытовое обслуживание населения и транспортные услуги, здравоохранение, общественное питание.
Информация о работе Характеристика услуг социально-культурной сферы