Характеристика услуг социально-культурной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – выявить направленность услуг социально-культурной сферы.
Задачи работы:
· Проанализировать природу и особенности услуг;
· Исследовать развитие социально-культурной сферы
· Выявить услуги, оказываемые в социально-культурной сфере.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Мировой рынок услуг.docx

— 45.56 Кб (Скачать)

Введение

В мировой  рыночной экономике наряду с рынками  товаров, сырья, капиталов, рабочей  силы существует рынок услуг.

Актуальность  темы заключается в том, что рынок  услуг представляет собой сложную  систему, основной задачей которой  является удовлетворение потребностей населения в услугах. В обнове рынка услуг лежит обширная и  быстрорастущая часть мирового хозяйства  – сфера сервиса. В мировой  экономике сфера сервиса выступает  главным фактором повышения уровня качества жизни.

Роль сферы  сервиса (сферы услуг) в современных  условиях определяется следующими факторами:

В сфере сервиса  постоянно создаются новые рабочие  места;

Сфера сервиса  постоянно увеличивает свою долю в валовом внутреннем продукте страны;

За счет сферы  сервиса сокращается время обслуживания домашнего хозяйства, что повышает качество жизни населения.

Успешная  деятельность предприятий сферы  сервиса в условиях рыночной экономики  и конкуренции возможна при такой  организации управления, которая  может воздействовать на внутреннюю и внешнюю среду предприятий. Для этого, в частности, необходимо создание новой организационной  модели обслуживания. В условиях рынка  предприятия сервиса функционируют  на основе различных форм собственности, полной хозяйственной самостоятельности  и конкуренции.

Сфера сервиса  представляет собой часть экономической  системы, которая выполняет соответствующие  ей функции в системе общественного  воспроизводства, основой функционирования сферы услуг являются необходимые  трудовые, материальные, организационно-технологические  и финансовые ресурсы.

В условиях перехода к рынку кризисные явления  в экономике России в большей  сере затронули сферу платных  услуг. Это проявилось в большем, чем в других отраслях экономики, падении объемов производства. Невыполнение заданий по вводу в действие объектов социальной сферы, резком повышении цен на платные услуги. Именно развитие сферы платных услуг, в том числе в социально-культурной сфере, может стать стабилизирующим фактором экономического роста. Эта роль сферы услуг может проявиться в нормализации потребительского рынка, смягчении проблем безработицы путем организации новых рабочих мест, росте благосостояния населения, организации обслуживания социально незащищенных, малообеспеченных слоев населения, привлечении значительных инвестиционных ресурсов для развития предприятий и организаций, оказывающих услуги.

В настоящее  время исследования сферы сервиса  подтверждают необходимость дальнейшего  повышения качества услуг, изучения потребностей клиентов, формирования принципов организации и продажи  услуг, создания спроса на услуги, повышения  эффективности оказания услуг.

Предмет исследования – услуги.

Объект исследования – социально-культурная сфера.

Цель настоящей  работы – выявить направленность услуг социально-культурной сферы.

Задачи работы:

· Проанализировать природу и особенности услуг;

· Исследовать  развитие социально-культурной сферы

· Выявить  услуги, оказываемые в социально-культурной сфере.

  1.  
    Сервис как деятельность, классификация видов сервиса

1.1 Историческое  развитие сервисной деятельности

В доиндустриалъном обществе (рабовладельческая, феодальная формации и ранние стадии развития капитализма) промышленность либо еще не возникла, либо давала работу намного меньшему числу людей, чем сельское хозяйство. Перепись населения, проведенная в Великобритании в 1851 г., показала, что наиболее распространенные в стране профессии – сельскохозяйственные работники и домашние слуги. Именно домашняя прислуга занимала основное место в сфере услуг. [2]

Низкая производительность и перенаселенность обуславливают  большую долю недозанятого населения, которое распределяется в сельском хозяйстве и сфере домашних услуг. Поскольку работники зачастую довольствуются платой, достаточной лишь для пропитания, работа по дому дешева и крайне распространена. В Англии середины викторианской эпохи класс прислуги оставался самым многочисленным.

В индустриальном, т.е. зрелом капиталистическом и  социалистическом, обществе развитие промышленности привело к резкому  сокращению численности домашней прислуги. Главная задача экономики в эту  эпоху – массовое производство товаров.

Развитие  сферы услуг в индустриальном обществе происходило одновременно по двум направлениям.

Во-первых, скрытая  роль служанки в домашнем хозяйстве  переходит к женщине. В России и во многих других странах укоренилась  культурная традиция, признающая ряд  трудоемких видов деятельности в  быту (стирка, уборка, покупки, приготовление  пищи и т.п.) преимущественно «женским»  занятием. [4]

Во-вторых, многочисленные услуги, выполнявшиеся ранее в  домашнем хозяйстве (например, в крестьянской семье), передаются мелким фирмам и  независимым частным предпринимателям. Разрабатываются многофункциональные  приспособления, облегчающие домашний труд (стиральные машины, пылесосы, кухонные комбайны и т.д.), создаются предприятия, занятые их ремонтом и обслуживанием. В СССР функционировала разветвленная  сеть бытового обслуживания населения, занимавшаяся ремонтом одежды, обуви, бытовой техники, стиркой и т.п.

Расширение  сектора услуг происходило в  экономике как капиталистических, так и социалистических стран. Различие в характере сервисной деятельности при этих общественно-политических системах состояло, в основном, в  том, что в социалистических странах  была больше развита сеть бесплатных услуг, а в капиталистических  – платных.

В капиталистических  странах преобладали платные  коммерческие услуги, нацеленные на получение  прибыли. В результате услуги становились  менее доступными для малообеспеченных слоев населения, однако их качество и многообразие были намного выше ввиду конкуренции между многочисленными  сервисными фирмами. Специфика сервисной  деятельности такова, что ею занимаются в основном частные лица, мелкие фирмы или специальные небольшие  подразделения крупных корпораций. Поэтому запрет на частное предпринимательство  мешал развитию сферы услуг намного сильнее, чем, например, развитию тяжелой промышленности.

Постиндустриальное  общество начало формироваться в  промышленно развитых странах во второй половине XX века. Главным видом  деятельности в нем становится уже  не производство товаров, а обработка  информации и оказание услуг. Поэтому  постиндустриальный этап развития цивилизации  определяют как «информационное  общество» и «экономику услуг».

Услуги играют важную роль в любом обществе. В  доиндустриальных условиях это, главным образом, домашние или личные услуги. [1]

В индустриальном обществе услуги – это вспомогательная  по отношению к производству деятельность: коммунальные службы, транспорт (включая  гаражи и ремонтные мастерские), сфера финансов и управление недвижимостью.

В постиндустриальном обществе получают широкое распространение  новые виды услуг. Это гуманитарные (образование, здравоохранение, социальные службы) и профессиональные услуги (анализ и планирование, дизайн, программирование).

На опыте  развития ведущих западных стран  можно проследить историю формирования постиндустриального общества. Переход  от индустриального общества к постиндустриальному включает в себя три последовательных этапа развития сервисной деятельности.

На первом – развитие промышленности приводит к распространению преимущественно  транспортных услуг и вообще услуг, связанных с движением товаров. [3]

На втором этапе в условиях массового потребления  благ начинается рост сферы распределения (оптовая и розничная торговля), финансовых услуг, операций с недвижимостью  и страхования.

На третьем  – начинает снижаться доля семейного  дохода, расходуемая на питание. Высвободившиеся  средства население использует сначала  на приобретение товаров длительного  пользования (одежда, автомобили, жилье), а затем – на предметы роскоши, отдых и досуг. Расширяется сфера  личных услуг: сети ресторанов, отелей, автомобильных мастерских, индустрия  путешествий, развлечений и спорта. Резко усиливается интерес к  двум фундаментальным сферам сервиса  – здоровья и образования. Все  это приводит к формированию и  развитию новых видов услуг.

Во второй половине XX века в промышленно развитых странах довольно быстро росло число  занятых в сфере социальных, распределительных  и бытовых услуг, несколько медленнее  – в области услуг производителям.

В начале XXI века наиболее высокими темпами развиваются  услуги производителям, услуги в области  образования и здравоохранения.

 
1.2 Сервис как услуга, классификация  видов услуг

Сервис –  это оказание услуг. В современной  экономике услуга обычно противопоставляется  товару.

Товар –  некая вещь, предмет, произведенный  для продажи.

Услуга –  это любое мероприятие или  выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Услугу можно  определить как продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме  вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека.

Услуга обладает полезностью для того, кто ее не производит. Услуга – это продукт  труда, обладающий специфическими свойствами: неосязаемостью, неотделимостью от своего источника (невозможно отделить процесс  обучения от преподавателя и ученика, процесс предоставления информации – от того, кто ее предоставляет).

Услуга не сохраняется отдельно от процесса ее предоставления, не может быть законсервирована как товар, хранящийся на складе.

Услуга направлена на вещь или на человека. Она существует только в процессе ее производства. Производство и потребление услуг  позволяет изменить полезность вещи или характер человеческой жизнедеятельности.

Существуют  различные классификации типов  и видов услуг, и каждая из этих классификаций отражает специфический  подход к анализу сервисной деятельности. [3]

Можно выделить пять общих типов услуг:

1) производственные  – инжиниринг, лизинг, обслуживание  и ремонт оборудования;

2) распределительные – торговля, транспорт, связь;

3) профессиональные  – банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные;

4) потребительские  – так называемые массовые  услуги, связанные с домашним  хозяйством и времяпрепровождением;

5) общественные  – телевидение, радио, образование,  культура.

Более систематичная классификация услуг делит их по принципу вещественности или невещественности на четыре класса.

Осязаемые действия, направленные на тело человека. Такие  услуги оказывают здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты  и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе.

Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты. Это работа грузового транспорта, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и  порядка, ветеринарные услуги.

Неосязаемые действия, направленные на сознание человека. Сюда относятся образование, радио- и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи.

Неосязаемые действия с неосязаемыми активами. Это могут быть банковские, юридические  и консультационные услуги, страхование.

Кроме того, услуги различаются по множеству  других классификационных признаков. Все они позволяют оттенить и  проанализировать разнообразные функции  сервисной деятельности в современном  обществе. [7]

Услуги можно  разделить на материальные и нематериальные.

Первые направлены на удовлетворение материальных потребностей, например бытовое обслуживание населения  и транспортные услуги, здравоохранение, общественное питание.

Информация о работе Характеристика услуг социально-культурной сферы