Экономическая сущность и общие принципы построения государственного бюджета

Автор: Катюша Викторова, 09 Декабря 2010 в 23:48, реферат

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Основными задачами настоящей курсовой работы являются:

- показать экономическую сущность государственного бюджета ;

- рассмотреть общие принципы построения государственного бюджета;

- рассмотреть структуру государственного бюджета РФ;

- показать роль государственного бюджета РФ как финансовой базы социально-экономического развития общества;

- рассмотреть проблемы бюджета РФ и предложения по их урегулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3


Глава 1. Сущность понятия и назначения государственного бюджета

1.1. Экономическая сущность государственного бюджета …………….5

1.2. Общие принципы построения государственного бюджета ………..7


Глава 2.Практика построения государственного бюджета

2.1.Структура государственного бюджета РФ………………………….9

2.2. Роль государственного бюджета РФ как финансовой базы социально-экономического развития общества ………………………………………19

2.3. Проблемы бюджета РФ и предложения по их урегулированию…21


Заключение……………………………………………………………………..26


Список литературы……………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Реферат по ГМФ.doc

— 153.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

на тему: 

Экономическая сущность и общие  принципы построения государственного бюджета                               

                           Выполнила студент 3 курса

                                                                     Сидорова М.Я.

                                                                                 

                                                                              Руководитель Савельев Э.Н.

                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 2010

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Сущность понятия и назначения государственного бюджета

           1.1. Экономическая сущность государственного бюджета …………….5

           1.2. Общие принципы построения государственного бюджета ………..7 

Глава 2.Практика построения государственного бюджета

     2.1.Структура государственного бюджета РФ………………………….9

          2.2. Роль государственного бюджета РФ как финансовой базы социально-экономического развития общества ………………………………………19

         2.3. Проблемы бюджета РФ и предложения по их урегулированию…21 

Заключение……………………………………………………………………..26 

Список литературы……………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

    Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона. Государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

    Варьируя основные показатели государственного бюджета, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные проблемы. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономичес-кого развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.

    Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

    Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Основными задачами настоящей курсовой работы являются:

- показать  экономическую сущность государственного  бюджета ;

- рассмотреть  общие принципы построения государственного бюджета;

- рассмотреть  структуру государственного бюджета  РФ;

- показать  роль государственного бюджета РФ как финансовой базы социально-экономического развития общества;

- рассмотреть  проблемы бюджета РФ и предложения по их урегулированию.

   При написании реферата использовалось действующее законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иное действующее законодательство РФ, затрагивающие бюджетные отношения, статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета. Кроме того пользовалась учебниками  Вахрина П.И., Нешитого А.С., Ермасовой Н.Б. и других.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и принципы построения. 

1.1. Экономическая сущность  государственного  бюджета. 

    Государственный бюджет - это экономические  отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

    Через государственный и местные  бюджеты распределяется около  70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности.

    Сущность государственного бюджета  любой страны определяется ее  социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

     Использование средств государственного  бюджета осуществляется путем  бюджетного финансирования - безвозмездного, безвозвратного отпуска средств  на конкретные сферы и мероприятия  и бюджетных вложений на коммерческой  основе.

      У государства, выступающего в  лице соответствующих органов  власти, возникают с различными  организациями, предприятиями, учреждениями  и населением многообразные финансовые  отношения, которые называются  бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

     В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

      По экономической сущности государственный  бюджет - это денежные отношения,  возникающие у государства с  юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

     Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

     Централизация средств имеет  важное экономическое и политическое  значение. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

    Бюджет можно рассматривать как  экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические отношения. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, характеризуются теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но при этом имеют ряд особенностей. К ним можно отнести следующие: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориаль-ных образований; с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами страны, сферами общественной деятельности; пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на конкретном этапе его экономического развития; область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по сравнению с другими финансовыми звеньями. 

1.2. Общие принципы построения государственного бюджета 

     Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

1. вмешательство  в экономику;

2. поддержание  государственного аппарата управления;

3. правоохранительные  органы и судоустройство;

4. медицина, здравоохранение и образование;

5. оборона  страны.

     Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

 Принципы построения государственного бюджета:

1). единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности);

2). разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого  свои источники средств, свои расходы);

3). сбалансированность бюджета (нет дефицита. Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней);

4). эффективное и экономичное использование бюджетных средств;

5). достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению);

6). полнота отражения доходов и расходов бюджета;

7). гласность;

8). адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

    Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого, принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая политика (в т.ч. налоговая).

Информация о работе Экономическая сущность и общие принципы построения государственного бюджета