Социально-экономическая сущность бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:39, доклад

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является главное звено финансовой системы – государственный бюджет. Роль бюджета обусловлена его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества.

Работа содержит 1 файл

1.1 соц-эк сущность бюджета.docx

— 22.98 Кб (Скачать)
    1. Социально-экономическая  сущность бюджета
 
 

     Определяющую  роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является главное звено финансовой системы – государственный бюджет. Роль бюджета обусловлена его  содержанием и значимостью в  экономической, политической и социальной жизни общества. Государственный бюджет как неотъемлемая часть общегосударственных финансов исторически возникает и действует там, где существует государство, развитые товарно-денежные отношения и объективная необходимость удовлетворять общественные потребности посредством государства. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественных процессов.

     С помощью бюджета осуществляется перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального  дохода на удовлетворение общегосударственных  потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных  отраслей хозяйства и другие нужды.

       В настоящее время понятийно-дефинитивное значение бюджета трактуется в соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь как план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. В то же время наукой финансового права разработаны отдельные, более развернутые определения данного экономико-правового явления. Д.Л. Комягин, рассматривая бюджет как форму осуществления финансовой деятельности публично-территориального образования, определяет его как правовую и экономическую категорию, которая одновременно является: финансовым планом-прогнозом публично-территориального образования, государственным (муниципальным) фондом денежных средств, формой финансового обеспечения публичных задач, а также законом (актом представительного органа власти), утверждающим финансовый план публично-территориального образования. Ю.А. Крохина под бюджетом понимает публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме.

     Сосредоточение  в распоряжении государства централизованного  фонда денежных средств путем  прямого участия в распределении  и перераспределении доходов  субъектов хозяйствования и граждан  является объективной необходимостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию  экономического развития, решению социальных задач, организации управления и  обеспечению национальной обороны. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.  Бюджет также, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Экономические отношения являются главным сущностным признаком бюджета, который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах. По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Это определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующую роль в системе финансовых планов и особую роль в общественном воспроизводстве. Через государственный бюджет (в разных государствах исходя из конкретных условий) перераспределяется до половины стоимости ВВП, что позволяет государству удовлетворять общегосударственный потребности и активно влиять на всю жизнь общества, выполнять программы экономического и социального развития страны.

     По  экономической сущности государственный  бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства  с физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря  бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С его помощью государство мобилизует финансовые ресурсы для планомерной организации процесса воспроизводства, безвозмездно изымает часть средств субъектов хозяйствования и населения и образует общегосударственный фонд финансовых ресурсов, который направляется на финансирование экономического развития страны, повышение материального и культурного уровня трудящихся, укрепление обороноспособности государства, управление, образование, здравоохранение, развитие науки и другие цели.

     Государственный бюджет материализуется и воплощается  в централизованный денежный фонд государства. В нем концентрируются денежные ресурсы субъектов хозяйствования и населения в виде налогов, сборов и других поступлений, используемых для выполнения государством своих  функций. Денежные поступления образуют доходы бюджета, которые направляются на финансирование экономических и  социальных программ, различных плановых мероприятий. Формирование бюджетных  ресурсов происходит как на стадии первичного распределения стоимости  ВВП, так и в ходе его перераспределения. Централизованный фонд денежных средств, сосредотачиваемый в государственном  бюджете, является самым крупным  денежным фондом страны. Так, в 2009 году удельный вес доходов бюджета  в стоимости ВВП республики составил 43,6 %.

     Установленные в бюджетном плане взаимоотношения  по платежам и финансированию обладают всеобщностью и охватывают по сути всю экономику – коммерческие и некоммерческие организации, включая банковскую, кредитную и страховую сферы и основную часть финансовых ресурсов государства, оказывая активное воздействие на процесс их формирования и использования.

     Основные  доходы и расходы бюджета основываются на показателях прогнозов экономического и социального развития, которые  определяют всю хозяйственную жизнь  страны. Бюджетным планированием  охвачены как экономическая, так  и социальная сторона жизни общества.  С помощью бюджета обеспечивается стоимостная пропорциональность прогноза экономического и социального развития, поддерживается соответствие между движением материальных и финансовых ресурсов.

     Бюджет  как экономическая категория  выполняет две функции: распределительную (перераспределение денежных доходов  между различными отраслями и  сферами деятельности, социальными  слоями общества и т.д.) и контрольную (сигнализация о всех отклонениях в движении бюджетных средств).

     Проявление  присущих бюджету свойств, его использование  в качестве инструмента распределения  и контроля находит отражение  в создаваемом государством бюджетном  механизме, который определяет методы мобилизации доходов и их виды, порядок исчисления и взимания, формы  бюджетных расходов, принципы и порядок  предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения  и перераспределения средств. Бюджетный  механизм используется для регулирования  экономики и подъема отстающих  в экономическом отношении регионов путем маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

     Велика  роль бюджета в разработке и реализации финансовой политики государства, которая  представляет собой совокупность бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой, таможенной, социальной, инвестиционной политик и политики в области  международных финансов, а также инструментов государственной власти, обеспечивающих формирование и использование финансовых ресурсов.

     Управляя  бюджетным процессом, государство  выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким  образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов. В итоге это  позволяет добиваться роста ВВП  и национального дохода.

     Целью бюджетного регулирования является поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

     На  современном этапе развития экономики  финансовая политика Республики Беларусь направлена на борьбу с инфляцией, обеспечение  роста производства, расширение приватизации для создания реальной базы рыночных отношений, совершенствование налоговой системы, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранных инвестиций, сокращение государственного долга, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты населения.

     В решении поставленных задач велика роль государственного бюджета в  качестве основного инструмента  государственного регулирования.

     Таким образом, при правильном подходе  бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально  влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической базы общественного  производства.  
 
 

Информация о работе Социально-экономическая сущность бюджета