Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:00, реферат
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
1. Экономическая сущность федерального бюджета 3
2. Анализ состава, структуры и динамики расходов и доходов федерального бюджета 4
3. Примеры использования бюджета в качестве инструмента регулирования социально-экономического развития 14
4. Диаграмма « Сбалансированность федерального бюджета» 16
Список литературы
Оглавление
1. Экономическая
сущность федерального бюджета
2. Анализ состава,
структуры и динамики
3. Примеры использования
бюджета в качестве
4. Диаграмма
« Сбалансированность
Список литературы
1. Экономическая сущность федерального бюджета
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.
Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.
Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
В связи с изменениями в бюджетном законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.
2. Анализ состава, структуры и динамики расходов и доходов федерального бюджета
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2005,2006,2007,2008 и 2009 год. Рассмотрим таблицу
Таблица 1
Структура доходов федерального бюджета
Наименование доходов | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
ДОХОДЫ | 3 326 041 100,0 | 6 146 277 600,0 | 7 549 493 086,7 | 9 275 931 310,1 | 7 337 750 521,6 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ | 259 003 300,0 | 485 681 700,0 | 641 320 613,7 | 761 128 758,3 | 195 419 818,4 |
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ | 266 500 000,0 | 310 412 100,0 | 404 980 496,5 | 506 767 599,8 | 509 774 742,4 |
НАЛОГИ
НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ,УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ
НА
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
1 115 211 465,3 | 1 049 017 900,0 | 1 499 233 869,2 | 1 123 623 528,9 | 1 258 318 876,2 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 413 734 400,0 | 593 028 300,0 | 897 278 384,5 | 1 169 070 691,3 | 893 186 022,5 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 483 035 600,0 | 1 104 226 300,0 | 1 157 362 175,5 | 1 637 515 092,9 | 1 006 261 320,3 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА | 18 555 900,0 | 25 002 200,0 | 29 621 294,5 | 33 679 525,0 | 32 681 076,9 |
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
И ПЕРЕРАСЧЕТЫ
ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ,СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ |
9 816 994,8 | 4 674 500,0 | 3 907 504,3 | 868 779,6 | 857 099,9 |
ДОХОДЫ
ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ |
919 093 800,0 | 2 301 236 500,0 | 2 408 326 884,9 | 3 584 946 291,5 | 2 683 298 520,1 |
ДОХОДЫ
ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И |
73 004 000,0 | 113 338 700,0 | 267 117 478,0 | 150 539 277,1 | 421 339 620,2 |
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 35 046 800,0 | 53 501 600,0 | 61 308 049,1 | 111 768 623,2 | 63 480 318,3 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА | 58 083 700,0 | 95 869 200,0 | 117 697 220,7 | 114 026 963,0 | 109 888 456,8 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ | 874 500,0 | 1 512 900,0 | 8 808 661,0 | 22 119 155,3 | 6 959 886,8 |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ | 1 714 000,0 | 3 252 200,0 | 41 319 485,6 | 4 541 940,5 | 5 446 499,2 |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА | 1 483 900,0 | 2 735 700,0 | 5 960 415,8 | 8 181 402,1 | 8 906 250,8 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 4 088 600,0 | 2 787 800,0 | 3 194 581,3 | 39 562 393,8 | 21 462 178,1 |
ДОХОДЫ
БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ |
153 046,9 | 401 112,7 | 2 056 024,1 | 6 237 902,7 | 112 895 374,7 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 86 598 878,1 | 34 857 978,1 | 231 144 697,0 | 1 335 853,7 | 6 206 097,4 |
ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 156,7 | - | - | 310 610,0 | 410 390,0 |
ДОХОДЫ
ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ
ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
- | 79 000,0 | 482 000,0 | 17 531,3 | 1 368 362,6 |
ЦЕЛЕВЫЕ
ОТЧИСЛЕНИЯ
ОТ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЛОТЕРЕЙ |
- | 79 000,0 | 482 000,0 | 17 531,3 | 1 368 362,6 |
1. Налог на прибыль .Эта статья в динамике растет до 2008 года. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений до 636,280 000,5 тыс.руб, в общем этот показатель к 2009 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя увеличивается с 7,87% до 8,03% .В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли .
2. Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблиц, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году в размере 266 500 000,0 тыс. руб., в 2009 году увеличится в 2 раза по отношению к 2005 году, составив 509 774 742,4 тыс. руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о з/п.
3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составила 21,13% в 2008 году, в 2009 году 25,64%. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. Удельный вес этого показателя растет к 2008 году составил 14,62%,и уменьшился на 1,24% к 2009 году. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.
5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год вырос,и представлен в сумме 111 768 623,2 тыс. руб., на 2009 уменьшился до 63 480 318,3 тыс.руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов. Т.к. это самостоятельно мною были подсчитаны результаты, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
6. Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В 2008 год поступлений в сумме 33 679 525,0 тыс.руб, на 2009 год 32 681 076,9 тыс.руб..
7. Доходы от внешнеэкономической деятельности. Сумма доходов этого раздела на 2008 году составили 3 584 946 291,5 тыс. руб., на 2009 год 2 683 298 520,1 тыс.руб.Это говорит об уменьшении доходов по этой статье.
Остальные доходы не составляют столь значительную часть бюджета. Проанализируем расходы федерального бюджета.
Таблица 2
Структура расходов федерального бюджета
Наименование расходов | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
ВСЕГО | 3 514 347 654,1│ | 4 431 076 807,1 | 5 986 561 831,4 | 7 570 878 924,0 | 9 660 061 013,6 |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
500 991 568,0 | 623 208 393,5 | 815 732 505,1 | 839 390 409,5 | 853 076 407,4 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | 581 144 326,9 | 686 148 278,9 | 831 875 106,7 | 1 040 854 583,4 | 1 188 173 979,1 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ И
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
450 099 857,7 | 556 337 119,1 | 666 975 048,8 | 835 564 371,9 | 1 004 504 210,9 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | 248 693 500,4 | 358 628 271,4 | 692 599 950,1 | 1 025 018 276,4 | 1 650 729 867,0 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 6 905 456,2 | 54 336 280,7 | 294 937 739,5 | 129 535 654,1 | 151 630 435,0 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 4 746 579,9 | 6 816 087,7 | 8 199 713,0 | 10 172 545,9 | 13 040 558,8 |
ОБРАЗОВАНИЕ | 162 121 665,1 | 211 976 793,2 | 294 610 948,1 | 354 998 871,5 | 418 005 770,2 |
КУЛЬТУРА,
КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
47 565 791,4 | 55 834 646,4 | 70 992 863,8 | 88 851 700,9 | 111 684 557,3 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ | 88 232 500,2 | 160 347 542,0 | 196 494 203,8 | 278 212 947,7 | 352 312 524,7 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 178 258 359,2 | 216 506 387,1 | 214 039 445,6 | 293 644 998,5 | 323 459 238,1 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ | 1 245 588 049,1 | 1 500 937 007,1 | 1 900 104 306,8 | 2 674 634 564,2 | 3 593 443 465,1 |
Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Как было уже отмечено в бюджетной системе РФ в настоящее время используется три классификации расходов, одной из которых является функциональная.
В 2005 г. в функциональную классификацию были внесены существенные изменения, и теперь она предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера.
Разделы этой классификации предусматривают направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства:
1. Общегосударственные вопросы (функционирование главы государства – Президента РФ; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления; функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов надзор; обслуживание государственного и муниципального долга;; фундаментальные исследования; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; международные отношения и международное сотрудничество и др.).
Их доля в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ в период до 2005 гг. имеет тенденцию к снижению .Это свидетельствует об относительном сокращении затрат на финансирование государственного аппарата. Кроме того, такая динамичность показателей обусловлена и упразднением Фонда Министерства РФ по атомной энергии. Но с 2005 по 2009 год эта статья расходов заметно возросла с 500 991 568,0 тыс руб до 853 076 407,4 тыс руб.
2. Национальная оборона (вооруженные силы РФ; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны и др.). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета с каждым годом увеличивается, однако по отношению к ВВП ее доля неизменна Так, в 2009 году затраты на национальную оборону составили 1 188 173 979,1 тыс. руб. в абсолютном значении, т.е более чем в 2 раза больше чем в 2005 году.