Экономическая сущность и общие принципы построения государственного бюджета

Автор: Катюша Викторова, 09 Декабря 2010 в 23:48, реферат

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Основными задачами настоящей курсовой работы являются:

- показать экономическую сущность государственного бюджета ;

- рассмотреть общие принципы построения государственного бюджета;

- рассмотреть структуру государственного бюджета РФ;

- показать роль государственного бюджета РФ как финансовой базы социально-экономического развития общества;

- рассмотреть проблемы бюджета РФ и предложения по их урегулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3


Глава 1. Сущность понятия и назначения государственного бюджета

1.1. Экономическая сущность государственного бюджета …………….5

1.2. Общие принципы построения государственного бюджета ………..7


Глава 2.Практика построения государственного бюджета

2.1.Структура государственного бюджета РФ………………………….9

2.2. Роль государственного бюджета РФ как финансовой базы социально-экономического развития общества ………………………………………19

2.3. Проблемы бюджета РФ и предложения по их урегулированию…21


Заключение……………………………………………………………………..26


Список литературы……………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Реферат по ГМФ.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

    Современное состояние межбюджетных отношений  также требует серьезного реформирования. Практика трансфертов из федерального бюджета в бюджета субъектов Российской Федерации не только не привела к выравниванию уровней социально-экономического развития регионов, но и усугубила их различия. Зависимость регионов от помощи федерального бюджета нарастает.

    В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самодеятельности и ответственности регионов, поощрение их собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивании доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, ускорении социально-экономических реформ.

    Предлагается  повысить финансовую самостоятельность  бюджетов субъектов Российской Федерации. Должна возрасти роль и ответственность региональных бюджетов по финансированию комплекса расходов, связанных с профессионально-техническим обучением; проведением землеустроительных и природоохранных работ и мероприятий с одновременным отстранением федерального бюджета от финансирования не свойственных ему функций.

    При этом безусловным должен быть принцип возмещения субъектам Российской Федерации расходов и выпадающих доходов вызываемых принятием решений на федеральном уровне.

    Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет. Очевидна необходимость стимулирования в этом вопросе и регионов-доноров.

    Следует исключить практику многоканального финансирования одних и тех же бюджетных потребностей субъекта Российской Федерации. Вся поддержка по текущим бюджетным расходам должна осуществляться только через федеральный фонд финансовой поддержки регионов по единой методике. В федеральном бюджете следует предусматривать капитальные субвенции, определяемые по единой формуле, направляемые на развитие инфраструктуры субъектов Российской Федерации.

    Для повышения заинтересованности регионов в наращивании налогооблагаемой базы и создания условий среднесрочного бюджетного прогнозирования на региональном уровне требуется обеспечить стабильность устанавливаемых в рамках межбюджетных отношений нормативов отчислений от Фонда финансовой поддержки регионов. Их следует закрепить как минимум на три года с фиксацией на тот же период удельного веса фонда финансовой поддержки регионов в доходной части федерального бюджета.

    Важное  условие нормального функционирования межбюджетных отношений – финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов регионов, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Уклониться от федерального контроля за использованием бюджетных средств можно будет при единственном условии – полном отказе от получения субвенций из федерального бюджета и отчислений от общегосударственных доходов и налогов.

    Также без понижения уровня инфляции не могут быть успешно использованы затраты бюджета, направленные на социальные потребности. Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит не может превышать 3% валового национального продукта, иначе не может нормально функционировать финансово – кредитная система, а, следовательно, не может проходить переход к рыночным отношениям.

    Кроме антиинфляционных методов, необходимо усовершенствовать организацию бюджетной системы, изменить структуру бюджета. Кроме того, необходимо: во первых, уменьшить затраты бюджета на дотации для покрытия разницы в ценах на сырье и энергоносители, на сельскохозяйственную продукцию; во вторых, уменьшить объем централизованных капиталовложений (на него приходится больше чем половина общего объема капиталовложений) за счет расширения госпрозрасчетного самофинансирования капитального строительства; в третьих, решительно сократить затраты на государственный аппарат.

    Однако  главным в оздоровлении финансов является не столько сокращение затрат, сколько увеличение доходов бюджета. Огромное значение при этом имеет разработка и принятие общего законодательного акта про бюджетную систему, и бюджетный процесс в стране. Например, в США есть специальный закон про бюджетный процесс, на основе которого можно создать самый рациональный вариант бюджета. Так, у конгресс США передается проект бюджета, который разрабатывается аппаратом президента. Конгресс, имея свой научно – исследовательский центр, создает на альтернативной основе свой проект бюджета, который выносится на обсуждение конгресса и общественности. Через анализ, дискуссии, согласовательные комиссии принимается оптимальный вариант бюджета (до 1 октября, когда в США начинается новый финансовый год). Отдельно утверждается доходная часть бюджета. На основе закона про бюджетный процесс становится возможным сокращение уже принятых расходов. Этот позитивный опыт заслуживает внимания и в нашей стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В настоящей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие экономическую сущность и общие принципы построения государственного бюджета.

   При написании работы были поставлены задачи показать экономическую сущность государственного бюджета, рассмотреть общие принципы построения государственного бюджета, рассмотреть структуру государственного бюджета РФ, показать  роль государственного бюджета РФ как финансовой базы социально-экономического развития общества, рассмотреть проблемы бюджета РФ и предложения по их урегулированию.

   В результате написания данной курсовой работы я пришла к следующим выводам:

1. Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

2. Сущность бюджета проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции ¾ распределительная (перераспределительная) и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и

непроизводственную  сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции. Бюджетный контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

3. Источники формирования и направления использования государственного

бюджета как основной финансовой базы страны очень разнообразны. Классификация доходов и расходов бюджета проводится в соответствии с единой бюджетной классификацией, утверждаемой в форме федерального закона. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Все доходы государственного бюджета можно разделить на налоговые поступления, неналоговые поступления и безвозмездные перечисления. Классификация расходов государственного бюджета отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (функциональная классификация); по их экономическому содержанию (экономическая классификация); по распределению

бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов.

4. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии

общества  заключается в следующем:

- государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики;

- государственный бюджет играет важную роль в решении социальных

проблем;

- государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов;

- государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства

дают  возможности маневрирования при  распределении бюджетных средств  с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

    

       

Список  литературы 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ

(в ред. Федеральных  законов от 05.08.2000 № 116-ФЗ, от 08.08.2001 № 126-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 10.07.2002 № 86-ФЗ, от 24.07.2002 № 110-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 31.12.1999 № 227-ФЗ, от 27.12.2000 № 150- ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ).

 3. Бюджетный процесс в Российской Федерации. - М.: «Перспектива», «ИНФРА-М», 2000.

4. Бюджетная система России / под ред. Г. Б. Поляка. - М.: «Юнити», 2000.

5.  Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИДАНА, 2007 г.

6. Вахрин, П.И., Нешитой, А.С. Финансы: учеб. для вузов - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско – книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 520 с.

7. Государственные и муниципальные финансы: учеб./ Под общ. Ред. И.Д. Маукуляка – М.: Изд – во РАГС, 2003. -  680 с.

8. Деева, А.И. Финансы: учеб. пособие / А.И. Деева – М.: Экзамен, 2002. – 320 с.

9.Ермасова, Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах: учеб. пособие, 2 – е изд., перераб. и доп. / Ермасова Н.Б. – М.: Высшее образование, 2008. – 516 с. – (Основы наук).

10. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. – 2 – е изд., перераб. и доп./ В.К. Сенчагов, А.И. Архипов и др.; Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: ГК Велби, Изд – во Проспект, 2004. – 720 с. 
 

Информация о работе Экономическая сущность и общие принципы построения государственного бюджета