Экономическая сущность и общие принципы построения государственного бюджета

Автор: Катюша Викторова, 09 Декабря 2010 в 23:48, реферат

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Основными задачами настоящей курсовой работы являются:

- показать экономическую сущность государственного бюджета ;

- рассмотреть общие принципы построения государственного бюджета;

- рассмотреть структуру государственного бюджета РФ;

- показать роль государственного бюджета РФ как финансовой базы социально-экономического развития общества;

- рассмотреть проблемы бюджета РФ и предложения по их урегулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3


Глава 1. Сущность понятия и назначения государственного бюджета

1.1. Экономическая сущность государственного бюджета …………….5

1.2. Общие принципы построения государственного бюджета ………..7


Глава 2.Практика построения государственного бюджета

2.1.Структура государственного бюджета РФ………………………….9

2.2. Роль государственного бюджета РФ как финансовой базы социально-экономического развития общества ………………………………………19

2.3. Проблемы бюджета РФ и предложения по их урегулированию…21


Заключение……………………………………………………………………..26


Список литературы……………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Реферат по ГМФ.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

   Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.

    Решения представительных органов  власти по бюджетным вопросам  подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. 

Глава 2.Практика построения государственного бюджета 

      2.1. Структура государственного  бюджета РФ

       Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В России бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный), бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Государственная бюджетная система Российской Федерации включает:

    • Федеральный бюджет;
    • 21 республиканский бюджет в составе российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области (всего - 83);
    • Около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.         

      Бюджетную систему Российской Федерации можно  представить в виде схемы:

Бюджетная система Российской Федерации. 
 

 

 

 
 
 

      Свод  федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие "Консолидированный бюджет" РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.

      Важной  самостоятельной частью бюджетной  системы России как суверенного государства является федеральный бюджет (первый уровень бюджетной системы РФ), который формируется за счет отчислений из  бюджетов субъектов Российской Федерации. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет происходит перераспределение национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

      Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

      Как и любой другой, государственный бюджет состоит из доходной и расходной части. Рассмотрим их по отдельности.

      Доходы  бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом  дальнейшего распределения сконцентрированной  в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

      Основной  статьей дохода государственного бюджета  являются налоговые поступления. Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя  вторую,  государство влияет  на  воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

      Выделяют  следующие основные виды налоговых доходов:

    • налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
    • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
    • налоги на совокупный доход;
    • налоги на имущество;
    • платежи за пользование природными ресурсами;
    • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

      В российской системе налогов наряду с прямыми используются и косвенные налоги, крупнейшим из которых является налог на добавленную стоимость. НДС введен с января 1992 г. и количественно заменил  (вместе с акцизами)  ранее действовавший налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации уже не мог функционировать; поэтому его пришлось заменить НДС. Однако взимание НДС в 1992г. отразило существенный недостаток всей модели вновь введенной налоговой системы - слабую увязку между собой отдельных ее элементов, допускающую возможность многократного обложения налогами одних и тех же объектов. Вероятно, в будущем, совершенствуя систему налогообложения,  следует осторожнее обращаться с косвенными налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому ухудшению материального положения значительной части граждан.

      Одновременно  с НДС в системе косвенного обложения используются  также  различные  акцизы,  устанавливаемые  на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992г. обусловлено отменой налога с  оборота.  В  систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные предметы,  ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.

      Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые  доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.   

      В общем, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:

    1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета.
    2. Регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам.  Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов.
    3. Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.

      Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

      Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная -  их величину.

      По  роли в общественном производстве расходы  государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее  развитие  непроизводственной  сферы.  С  помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства ,стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса.  Бюджетные расходы,  в силу своего перераспределительного  характера,  способны  играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает  выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др.

      Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

      Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

      В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

      Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

      Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

  • финансирование промышленного производства;
  • финансирование социально-культурных мероприятий;
  • финансирование науки;
  • финансирование обороны;
  • содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  • расходы по внешнеэкономической деятельности;
  • создание резервных фондов;
  • расходы по обслуживанию государственного долга;
  • прочие расходы и выплаты.

Информация о работе Экономическая сущность и общие принципы построения государственного бюджета