Содержание
I.Сущность
и роль государственного бюджета в социально
– экономическом
развитии общества………………………………………………………………..3
1.Отличительные
особенности государственного бюджета
как самостоятельной экономической
категории…………………………………….5
2.Основные задачи
бюджетной политики……………………………………...13
II.Понятие
государственного и муниципального долга……………………..14
III.Управление
государственным и муниципальным долгом………………19
Тест……………………………………………………………………………….29
Решение задач……………………………………………………………………30
Список использованной
литературы…………………………………………...32
1.Сущность
и роль государственного бюджета в социально-экономическом
развитии общества.
Сущность
и социально экономическое значение
государственного бюджета.
Государственный
бюджет является важнейшим звеном системы
финансов РФ и взаимосвязан со всеми
звеньями финансовой системы страны.
Бюджет представляет собой единство
основных финансовых категорий в
их действии (налогов других обязательных
платежей, государственного кредита, государственных
расходов), т.е. через бюджет осуществляются
постоянная мобилизация денежных ресурсов
и их целевое использование.
Финансовые отношения, возникающие
у государства с предприятиями
(учреждениями) и населением, называются
бюджетными и регулируются Бюджетным
кодексом РФ. Эти отношения представляют
собой часть финансовых отношений,
но имеют определённую специфику.
Во-первых,
они возникают в распределительном
процессе, обязательным участником которого
является государство (в лице органов
власти различных органов управления).
Во-вторых,
эти отношения связаны с формированием
и использованием централизованного
фонда денежных средств, предназначенного
на удовлетворение общегосударственных
потребностей.
Бюджетные отношения характеризуются
многообразием, поскольку опосредуют
разные направления распределительного
процесса (между секторами экономики,
сферами общественной деятельности,
отраслями народного хозяйства,
территориями страны) и охватывают
все уровни хозяйствования (федеральный,
республиканский, местный).
Формы
бюджетных отношений зависят
от методов ведения хозяйства
и социально-культурного обслуживания
граждан, а также задач, решаемых
государством на каждом этапе исторического
развития.
Объективный
характер бюджетных отношений обусловлен
тем, что в руках государства
ежегодно должна концентрироваться
определённая доля национального дохода,
необходимая для расширенного воспроизводства
на нужды всего общества, удовлетворения
социально-культурных потребностей граждан,
решения задач обороны страны, возмещения
общих издержек государственного управления.
Бюджетные отношения – это органичная
часть экономической структуры общества,
их функционирование объективно предопределено
необходимостью материально – финансовой
базы для осуществления государством
его функций.
Бюджетные отношения в процессе
функционирования материализуется
(овеществляются) в бюджетном фонде
страны, имеющем сложную организационную
структуру. Величина бюджетного фонда
отражает степень централизации финансовых
ресурсов в руках государства и определяется
такими факторами, как: уровень развития
экономики; методы хозяйствования на предприятиях;
решаемые обществом экономические и социальные
задачи; масштабы намечаемых структурных
изменений в народнохозяйственных пропорциях
и т.п. В составе бюджетного фонда создаются
резервы, функционирующие в специфических
формах. Совокупность бюджетных отношений
по формированию и использованию бюджетного
фонда страны составляет понятие государственного
бюджета. По экономической сущности государственный
бюджет – это денежные отношения, возникающие
у государства с юридическими и физическими
лицами по поводу перераспределения национального
дохода (частично и национального богатства)
в связи с образованием бюджетного фонда
и целевым использованием средств на выполнение
государством всех возложенных на него
экономических, социальных, политических
и других задач в рамках соответствующей
экономической системы. В этих условиях
государство имеет возможность сосредотачивать
финансовые ресурсы на решающих участках
экономического и социального развития.
В настоящее время наиболее приоритетными
выступают топливо-энергетический, военно-промышленный,
агропромышленный комплексы и транспорт.
Бюджет способствует формированию рациональной
структуры общественного производства,
улучшению пропорций, более эффективному
использованию государственных средств.
Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность
функций государства и бюджета предопределяют
специфику бюджетных отношений в общей
совокупности финансовых отношений, возникающих
в перераспределительном процессе в обществе.
Отличительные
особенности государственного бюджета
как самостоятельной экономической
категории.
1.Бюджетные
отношения являются особой формой
экономических перераспределительных
отношений, связанной с обоснованием
части стоимости совокупного
общественного продукта (главным
образом национального дохода) в
руках государства и ее использованием
с целью удовлетворения потребностей
всего общества и отдельных
его государственно-территориальных
формирований. Наличие данных отношений
объективно необходимо и вытекает из общих
закономерностей развития экономической
системы вообще и государства в частности.
2.При
помощи бюджета осуществляется
процесс перераспределения ресурсов,
сконцентрированных в централизованном
денежном фонде страны, между
отраслями народного хозяйства,
сферами общественной деятельности,
территориями страны и т.д.
в пределах экономической системы.
Например, государственный бюджет
принимает непосредственное и
активное участие в межотраслевом
перераспределении денежных средств.
В любой экономической системе всегда
имеются, отросли низкой совокупной доходностью
(энергетика, транспорт, связь, агропромышленный
комплекс и др.), продукция и услуги, которых
необходимы и чрезвычайно важны для общества.
Бюджетные отношения позволяют перераспределять
доходы высокоприбыльных отраслей в отрасли
с низкой доходностью, что обеспечивает
экономическое равновесие в обществе.
Бюджет осуществляет межтерриториальное
перераспределение финансовых ресурсов.
В РФ каждый орган государственной
власти имеет соответствующий бюджет.
В данных условиях основной проблемой
является определение оптимального размера
финансовых ресурсов, формируемых в федеральном
бюджете и бюджетах регионов.
Все
остальные формы перераспределения
осуществляются через государственный
бюджет, а механизм бюджетного финансирования,
его пропорции и формы устанавливаются
государством в зависимости от конкретных
задач, стоящих перед обществом на определённом
историческом этапе развития.
Следовательно, пропорции бюджетного
перераспределения стоимости в
большей мере, чем у других
звеньев финансов, определяются
потребностями расширенного воспроизводства
в целом и задачами текущего
периода.
3.
Посредством государственного бюджета
не только осуществляются перераспределительные
процессы, но и проводиться большинство
мероприятий по государственному
финансовому регулированию экономики.
Изменение состава налоговых
платежей и размера их ставок,
системой государственных расходов
и т.п. государство активно
влияет на совокупные экономические
процессы в обществе. В этом плане государственный
бюджет является действенным инструментом
финансовой политики государства
4.В
условиях рыночной экономики
мероприятия бюджетной политики
должны быть продуманы, чётко
скоординированы с денежно-кредитной,
ценовой и валютной политикой
государства.
5.Бюджетное
распределение занимает центральное
место в составе государственных
финансов, что обусловлено ключевым
положением бюджета по сравнению
с другими звеньями. Так как
в государственном бюджете отражаются
все экономические процессы в обществе,
а также находят своё концентрированное
выражение все основные финансовые институты
– налоги, государственные расходы, государственные
займы и т.д., то его можно охарактеризовать
как основной финансовый план государства.
Централизация средств имеет
не только экономическое, но
и политическое значение, поскольку
мобилизуемые доходы служат одним
из главных орудий претворения,
в жизнь намечаемых государством мероприятий.
Это даёт возможность маневрировать ресурсами,
сосредоточивать их на решающих участках
экономического и социального развития,
осуществлять единую экономическую и
финансовую политику на территории страны.
При формировании рыночной экономики
роль государственного бюджета
повышается. При этом методы его
воздействия на общественное
производство и сферу социальных
отношений изменяются.
Сущность государственного бюджета
как экономической категории
реализуется посредством выполняемых
функций. Они заключаются в следующем:
-
перераспределение национального
дохода и ВВП;
-
государственное регулирование
и стимулирование экономики;
-
развитие социальной сферы;
-
контроль за образованием и целевым использованием
централизованного фонда денежных средств.
Содержание функций, сфера и
объект их действия характеризуются
определённой спецификой.
Федеральный бюджет является
основной сферой перераспределения национального
дохода ВВП. Бюджет широко используется
для межотраслевого и территориального
перераспределения финансовых ресурсов
с учётом требований наиболее рационального
размещения производительных сил, развития
экономики и социальной сферы на всей
территории страны, включая республики,
края, области, районы.
Ни одно из других звеньев
финансов не осуществляет такого
многовидового (межотраслевое, межтерриториальное
и т.д.) перераспределения средств, как
бюджет. Сфера действия распределительной
функции определяется тем, что в отношения
с бюджетом вступают почти все участники
общественного производства. Основным
объектом бюджетного перераспределения
является чистый доход, однако это не исключает
возможности перераспределения через
бюджет и части стоимости необходимого
продукта, а иногда и национального богатства.
В настоящее время средства
государственного бюджета, прежде всего,
должны направляться на финансирование
структурной перестройки экономики, комплексных
целевых программ, наращивание научно-технического
потенциала, ускорение социального развития
и социальную защищённость наименее обеспеченных
слоёв населения.
Бюджет выступает важным инструментом
регулирования и стимулирования
экономики и развития социальной
сферы. Государственная поддержка
оказывается приоритетным отраслям
хозяйства – авиастроению, космическим
программам, атомной промышленности,
энергомашиностроению и некоторым
другим. Такая поддержка связана
также с реализацией высокоэффективных
и быстро окупаемых проектов. Для регулирования
экономики должна активно использоваться
налоговая политика путём применения
гибкого и действенного налогового механизма.
Развитие социальной сферы в
определяющей мере зависит от
бюджетных средств. В то же
время уровень развития данной
сферы является одним из основных
факторов экономического благополучия.
Ускоренное развитие способностей
человека – главный двигатель прогресса.
В социальной политике к таким приоритетам
относятся поддержка наименее защищённых
слоёв населения (пенсионеров, инвалидов,
студентов, малообеспеченных семей), а
также учреждений здравоохранения, образования
и культуры. В этих целях должны быть существенно
усилены гарантии социальных и экономических
прав граждан России, активизирована социальная
политика, обеспечивающая адресную защиту
социально слабых слоёв населения, обеспечено
эффективное использование денежных средств,
выделяемых на социальные цели, на решение
жилищной проблемы.