Сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 06:37, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
сущность и функции бюджета как экономической категории;
характеристика бюджета как центрального денежного фонда и основного финансового плана государства;
особенности бюджетов зарубежных стран;
организация государственных финансов на региональном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Сущность и функции бюджета как экономической категории……….........4
2. Характеристика бюджета как централизованного денежного фонда и основного финансового плана государства…………………………………..11
3. Особенности бюджетов зарубежных стран……………………………......18
4. .Организация государственных финансов на региональном уровне…….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Тема, которую я хочу рассмотреть в  данной работе, считаю актуальной в настоящее время. Центральная роль в системе государственных финансов принадлежит федеральному бюджету и бюджетам других уровней бюджетной системы. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для реализации функций органов государственной власти.

     Средства, мобилизуемые через государственный бюджет используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. С помощью бюджета происходит перераспределение ВВП, что создает возможность маневрировать денежными средствами.

     Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов как обеспечения  своей деятельности, так и государственного регулирования экономики и проведения необходимой социальной политики.

     В данной работе будут рассмотрены  следующие вопросы:

  • сущность и функции бюджета как экономической категории;
  • характеристика бюджета как центрального денежного фонда и основного финансового плана государства;
  • особенности бюджетов зарубежных стран;
  • организация государственных финансов на региональном уровне.

 

 1. Сущность и функции бюджета как экономической категории

 

     В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в её состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Слово «бюджет» означает «денежная сумма». Бюджет определяет финансовое состояние, соответствие доходов и расходов, избыточность или дефицитность денежных средств определённого субъекта. Понятие «бюджет» имеет двоякое толкование и употребляется в различном смысле. С одной стороны, согласно приведённому определению, бюджет – это соотношение между доходами и расходами, соответствие прихода и расхода денег. С другой – под бюджетом понимают совокупность, количество финансовых ресурсов, которыми располагает государство или которые могут быть выделены на удовлетворение определённых потребностей, например, социальную поддержку малоимущего населения, охрану окружающей среды, оборону. Чаще всего он характеризует наличие, дефицитность или избыточность денежных средств.

     Учёные  по-разному трактуют понятие «бюджет», характеризуют его сущность и  выделяют его основные функции.

     Романовский считает, что бюджет - центральное звено системы финансов, выражающее все ее основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы - система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) — отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д. [13, с. 125]

     Сущность  любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется  в ее функциях. Под функциями финансов следует понимать форму проявления их общественного назначения. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то Романовский выделяет функции бюджета, которые присущи финансам [13, с. 126-128]:

  1. Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы) – эту функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов — полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доходы лиц, работающих не по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; процент (прибыль банков и вкладчиков). Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития страны. Динамика структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением.
  2. Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы) – эта функция принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений социальной сферы, различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Структура бюджетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.
  3. Контрольная – эта функция предполагает создание условий для проведения контроля, осуществляется одновременно и с первой функцией, и со второй. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

     Дробозина определяет, что бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного, хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями. И она даёт следующее определение: бюджет – главное звено бюджетной системы, которое выражает  экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства [15, с. 128].

     Централизация средств имеет важное экономическое, политическое и социальное значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это даёт возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

     Дробозина выделяет следующие функции бюджета [15, с. 129 - 130]:

  1. Перераспределительная функция – эта функция связана с перераспределением финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, уровнями власти и т.д. В развитых странах 2/3 бюджеты различных уровней перераспределяются до 50% ВВП.
  2. Контрольная функция – эта функция предполагает обязанности государственного контроля за поступлением и использованием денежных средств (бюджетные средства).

      По  Поляку бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [14, с. 8].

     С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. выполнения государством возложенных на него функций.

     Государственный бюджет как основной финансовый план даёт органам реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступить в качестве эффективного регулятора экономики.

     В то же время бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию, которая  выражает определённые экономические  отношения. Бюджет – категория, свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

     Поляк, как и Романовский, считает, что  как экономическая категория  бюджетные отношения являются составной  частью финансовых отношений, следовательно,  им присуща денежная форма и основные функции финансов. Но по мнению Поляка, бюджет выполняет следующие функции [14, с. 9]:

  1. перераспределение ВВП;
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

     Так же можно сказать, что бюджет – это роспись доходов и расходов в денежной форме на определённый срок, чаще всего на год, или, иначе говоря, баланс денежных доходов и расходов.

     Как экономическая категория, бюджет представляет собой финансовых отношений между  государством и другими субъектами экономики по поводу образования, распределения  и расходования денежных ресурсов, необходимых для обеспечения  функций органов государственной власти по представлению ими государственных услуг населению страны. Бюджет, понимаемый по-современному, как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, по существу, основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики.

     Помимо  выше перечисленных функций бюджета  можно выделить так же:

  1. Воспроизводительная функция бюджета - благодаря его сбалансированности при реализации на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления регулирует постоянно повторяющийся процесс производства.
  2. Регулирующая функция бюджета характеризуется процессами распределения перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства.
  3. Стимулирующая функция бюджета проявляется в государственной поддержке передовых отраслей экономики – авиастроения, космических программ, атомной промышленности, энергомашиностроения и некоторых других.
  4. Плановая функция бюджета сопряжена с установленными пропорциями в развитии экономики, её отраслей и предприятий, объёмов денежных средств, выделяемых на основные, приоритетные направления общественного воспроизводства.
  5. Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение государства финансовыми ресурсами для выполнения прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. реализовать те государственные услуги, которые на него возложены обществом.
  6. Социальная функция бюджета охватывает, по существу, всё сферы общественного развития.

     Бюджет  имеет не только огромное экономическое  значение для государства, но и участвует  в социальных процессах. За счёт государственного бюджета финансируется не только отрасли материального производства, но и такие непроизводственные сферы, как образование, здравоохранение, культура и другие. Реализация социального значения бюджета позволяет добиваться ускоренного развития человеческого потенциала – главного двигателя общественного прогресса. С учётом внебюджетных фондов бюджет охватывает учреждения социально-культурного назначения. Это даёт возможность оказывать социальную поддержку слабозащищённым слоям населения (пенсионерам, инвалидам, студентам, малообеспеченным семьям), обеспечивать функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Государство исходит из того, что необходимо существенно усилить гарантии социальных и экономических прав граждан. Должна проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту всех нуждающихся в ней слоёв населения. Важно добиваться эффективного использования денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы. Словом, в меру роста производительных сил всё больше придавать развитию экономики социально направленный характер.

     Не  смотря на то, что разные авторы дают различные определения государственного бюджета и выделяют разные его  функции, мы видим,  социально-экономическое  содержание бюджета свидетельствует  о сложности данной категории, о  его важности для общества и экономики страны.

 

2. Характеристика бюджета как централизованного денежного фонда и основного финансового плана государства

 

     Основные  функции управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей и  финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет.

     Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения  ВВП и созданного национального  дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями общества. На федеральный бюджет возложено  финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

     Средства  федерального бюджета – главный  источник финансирования структурной  перестройки экономики, конверсии  предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений в сфера производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Информация о работе Сущность государственного бюджета