Экономическая безопасность страны: сущность, методы оценки, механизм обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.

Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

- определение понятия и сущности экономической безопасности;

-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;

- анализ основных показателей экономической безопасности России;

- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и критерии экономической безопасности. 5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности 5
1.2. Концепция национальной безопасности 9
Глава 2. Угрозы экономической безопасности. Методы оценки и механизмы обеспечения экономической безопасности. 17
2.1. Классификация угроз экономической безопасности. 17
2.2.Методы оценки экономической безопасности. 26
2.3. Анализ основных показателей экономической безопасности России. 27
2.3.1. Валовой внутренний продукт 27
2.3.2. Демографические показатели 30
2.3.3. Уровень преступности 34
2.3.4. Индикаторы уровня жизни населения 36
2.3.5. Энергетическая безопасность 41
2.3.6. Внешнеэкономическая деятельность 42
2.4. Механизмы обеспечения экономической безопасности. 43
Заключение 46

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

      Подрыв  сельского хозяйства в своей  основе вызвал ухудшение питания  населения России.

      Ранее, в годы социализма, страна по обеспечению  продовольствием на душу населения  занимала 6-е место в мире. Теперь же - 40-е.

      Ухудшение питания вызвано не только снижением объемов производства основных пищевых продуктов, свертыванием работы пищевой промышленности, но и падением покупательной способности населения, увеличением численности людей, живущих за чертой бедности, в особенности на селе. В наши дни среднемесячная заработная плата в деревне составляет 42% от средней по стране.

      4. Обнищание населения.

      По  данным Госкомстата, бедность в России увеличилась по сравнению с 1990 годом  в 15 раз. Заработная плата половины занятых не превышает прожиточный  минимум и в 5-7 раз ниже пособия по безработице, выплачиваемого в передовых странах Запада. А заработная плата научного работника в России в 20-30 раз ниже, чем в США. Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже трех долларов является предельной. Она выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которой идет разрушение трудового потенциала экономики. Наша средняя заработная плата в три раза ниже этого порогового значения.

      Проблема  обнищания населения признается, но совершенно игнорируется при проведении социально-экономической политики. Хотя и официально декларировалась «неприемлемость чрезмерной социальной цены реформ», недопустимость еще большего снижения жизненного уровня населения. Однако, правительство не раз отказывалось от соблюдения социальных гарантий, произвольно секвестрировало установленные законом социальные расходы, допускало резкое ухудшение качества образования и здравоохранения, бросало на произвол судьбы нетрудоспособное население, включая миллионы детей из необеспеченных семей.

      В этих социально-экономических условиях естественной реакцией населения стало  снижение рождаемости. Свыше 40% семей  с двумя и более детей живут  в бедности, а вероятность для  многодетной семьи оказаться в нищете составляет 50%.

      Из  всех статей расходов федерального бюджета  неуклонный и быстрый рост наблюдается  лишь по одной  - расходам на обслуживание государственного долга.

      Как видим, сохранение сверхприбылей олигархических кланов, контролирующих часть банков и сырьевых монополий, доходов алкогольной мафии представляется для правительства делом более важным, чем обеспечение национальной безопасности, минимальных социальных гарантий, спасение от голода и деградации детей, защита здоровье население и образование молодежи.

      5. Имущественная дифференциация населения  и массовая безработица

      Стремительный раскол страны на узкий круг богатых  людей и огромную массу бедных,  не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных. По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%.

      6. Криминализация.

      Как угрозу экономической безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.

      Преступность  поразила практически все сферы  хозяйственной жизни: отношения собственности; производство и распределение произведенного продукта; финансовую и банковскую деятельность, сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность. Уже первый год так называемой «либерализации» экономики стал годом свободы для криминального сообщества.

      К настоящему времени рухнули последние  романтические надежды либералов  на возможное облагораживание «черного»  рынка.

      Проблема  криминализации экономики страны остается сегодня проблемой номер один.

      В основе процессов криминализации хозяйственной  жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности.

      Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой — уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.

      В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга.

      Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Теневая экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура.

      7. Обострение дифференциации экономического  и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.

      Одной из острейших проблем экономической  безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее далеко не одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные.

      Без сомнения, это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.), популярность идеи выхода из состава России (Северный Кавказ, «Уральская республика»)  и др. Экстраполяция  этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России (учитывая уровень интегрированности российской экономики и неконкурентоспособность большинства ее производств на мировом рынке, это неизбежно приведет к полной экономической деградации и окончательно придаст экономике «колониальную» структуру), а затем - к распаду России на множество отдельных государств.

      Предотвращение  или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

2.2.Методы оценки экономической безопасности.

 

      Для определения уровня экономической  безопасности используются различные  методы. Укрупнённо их можно представить в виде 4 групп: 
1. Наблюдение основных макроэкономических показателей и сравнение их с пороговыми значениями (в частности, данный метод использовался С.Глазьевым). 
2. Метод экспертной оценки для ранжирования территорий по уровню угроз. 
3. Оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамика их изменений. 
4. Методы прикладной математики и, в частности, многомерного статистического анализа. 
Основной проблемой при использовании метода наблюдения основных макроэкономических показателей является выделение тех показателей, сравнение которых с пороговыми значениями позволит дать комплексную оценку состояния экономики страны, выявить объективные опасные тенденции (например, С.Глазьев в своей методике выделил 22 основных показателя. Среди них: ВВП, доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве, объемы инвестиций в % к ВВП, расходы на научные исследования, продолжительность жизни населения, уровень безработицы, уровень инфляции, объем внешнего и внутреннего долга и др.).  
Достаточно широко используются методы экспертной оценки. Так, на их основе проводится оценка интегрального показателя надежности страны (английский журнал «Euromoney») или оценка странового риска. 
Следует отметить, что пока нет общепризнанных методов оценки экономической безопасности.

2.3. Анализ основных  показателей экономической  безопасности России. 

2.3.1. Валовой внутренний продукт

      Одним из основных показателей экономической  безопасности страны является валовой  внутренний продукт – совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории за определенный период времени (за год). Принято различать номинальный ВВП  - стоимость всех произведенных товаров и услуг в экономике в данный период, исчисленная в ценах этого периода, и реальный ВВП – это стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг в данный период, исчисленная в ценах фиксированного базового года. То есть более объективным критерием роста национальной экономики является второй показатель. Рассмотрим данный показатель в динамике (табл. 1).

      Таким образом, мы видим устойчивую положительную  динамику изменения реального ВВП  на протяжении последних лет. Средний  показатель за эти годы – 6,9 %. Например, для стран, которых мы традиционно  считаем развитыми – Германия, Япония, Франция и др., такой показатель в последние годы недостижим. Однако не стоит забывать в какой экономической «яме» мы оказались в 90 – годы. Наш условный потолок роста находится намного дальше, нежели у этих стран. В соответствии с этим и была поставлена задача президентом перед правительством – удвоение ВВП к 2010 году, для этого необходим ежегодный прирост 7,2%.                                                                         

                            Таблица 1

        Динамика реального объема произведенного ВВП 
в % к предыдущему году1

                          2005       2006       2007       2008       2009
          Раздел A       Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство       100,3       102,7       101,3       107,3       100,2
          Раздел B       Рыболовство, рыбоводство       89,1       104,0       99,1       93,8       102,2
          Раздел C       Добыча  полезных ископаемых       101,5       97,1       97,8       101,7       99,1
          Раздел D       Обрабатывающие  производства       104,4       106,6       107,5       97,8       84,2
          Раздел E       Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды       100,9       104,5       96,6       99,7       95,7
          Раздел G       Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования       109,1       114,1       111,7       109,4       89,7
    Раздел H       Гостиницы и рестораны       109,3       107,9       113,6       110,0       84,0
    Раздел I Транспорт и  связь 105,9 109,7 104,8 105,1 97,0
    Раздел J Финансовая  деятельность 129,2 125,4 129,1 113,5 102,4
    Раздел K Операции с  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 112,0 110,0 120,8 111,4 97,2
    Раздел L       Государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение 94,6 102,5 103,9 102,9 102,1
    Раздел M Образование 100,3 100,5 101,4 99,9 98,5
    Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг 101,7 101,4 101,1 100,0 100,6
    Раздел  О Предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг       102,9       107,5       108,6       100,1       82,5
                  Чистые  налоги на пpодукты       109,0       109,4       109,1       105,5       87,1
                  Валовой внутренний продукт (в рыночных ценах)       106,4       108,2       108,5       105,2       92,1

      2.3.2. Демографические показатели

 

      С помощью основных демографических  показателей можно получить представление  о качестве и количестве трудовых ресурсов, участвующих в создании общественного продукта:

                                                                                                                 Таблица 2

          Основные демографические показатели

              1990       1998       2003       2004       2005       2006       2007
      Численность населения1) - всего, тыс. человек       147665       148292       146304       145649       144964       144168       143474
      в том числе:                                                        
      городское       108736       108311       107072       106725       106321       105818       104719
      сельское       38929       39981       39232       38924       38643       38350       38755
      Из общей численности  населения - население в возрасте, тыс. человек:                                                        
моложе  трудоспособного       36101       33615       28387       27274       26115       25014       24095
трудоспособном2)       83943       84540       88040       88515       89206       89896       90218
старше  трудоспособного       27621       30137       29877       29860       29643       29258       29161
Ожидаемая продолжительность жизни при  рождении, число лет:                                                        
все население 69,2 65,8 65,2       65 64,9 65,3 65,3
мужчины 63,7 59,6 58,9 58,7 58,6 58,9 58,9
женщины 74,3 72,4 72,2 71,9 71,8 72,3 72,4
На  1000 человек населения                                                        
Родившихся 13,4 8,9       9 9,7 10,2 10,4 10,2
Умерших - всего 11,2 14,2 15,6 16,2 16,4       16 16,1
в том числе детей в возрасте до 1 года 3) 17,4 17,4 14,6 13,3 12,4 11,6       11
Естественный  прирост, убыль (-) населения 2,2       -5,3       -6,6       -6,5       -6,2       -5,6       -5,9
Число браков 8,9 5,9 6,9  
1,7
6,7 6,8 7,5
Число разводов  
3,8
3,8 5,3 5,9 5,5 4,4 4,2
Миграционный  прирост, убыль (-) населения       1,9       3,5       1,9       1,6       0,6       0,7       0,9

Информация о работе Экономическая безопасность страны: сущность, методы оценки, механизм обеспечения